Методическая разработка урока по истории России Дмитрий Сергеевич Лихачев

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 города Буденновска
Буденновского района»











Методическая разработка урока
по истории России в 11 классе


"Дмитрий Сергеевич Лихачев"








Работу выполнила
учитель истории и обществознания
Крымова Оксана Георгиевна












2016 год

Тип урока - урок-размышление

Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью
Д.С. Лихачева
2. Вызвать чувство уважения и интерес к личности ученого, стремление следовать его духовно-нравственным идеалам и ценностям
Методы и приемы - рассказ учителя (библиотекаря);
прием выразительного, доверительного интонирования;
прием реконструкции в воображаемом диалоге с
Д.С. Лихачевым;
привлечение учащихся, готовивших вопросы и ответы, используя тексты книг Д.С. Лихачева

Использование медиа- и фонотехники (зрительный ряд) – портрет Д.С. Лихачева, виды Санкт-Петербурга, Соловецкий монастырь, название всех опубликованных научных трудов Д.С. Лихачева, фотографии обложек нравственно-публицистических книг «Раздумья» и «Письма о добром и прекрасном»

Музыкальный ряд (создает эмоциональную атмосферу урока) – П.И. Чайковский фрагменты «Шестой симфонии», «Щелкунчика», Л.-В. Бетховен фрагмент «Третьей симфонии», С. Рахманинов фрагмент «Третьего концерта»

Слово учителя (библиотекаря):
Он умел быть свободным в несвободной стране. Как ему это удавалось? В обществе, где тоталитарный строй контролировал все, даже мысли своих сограждан. Что его поддерживало, что питало его всегда пульсирующую мысль, что давало ему опору и надежду, что позволяло ему сохранять в себе свободную личность и индивидуальность даже в суровых условиях заключения на Соловках?
Сегодня наш разговор пойдет о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Но это будет не просто рассказ о его судьбе, жизни, творчестве. Это будет диалог с самим Лихачевым, потому что, как сказано у Булгакова, «рукописи не горят», а значит, мысль человеческая бессмертна, если она изложена в книгах. Поэтому с нами все время будет незримо присутствовать Лихачев, который щедро одарит нас своей мудростью и высокой духовностью, заключенными в его книгах «Раздумья» и «Письма о добром и прекрасном».
Но прежде чем познакомиться с драгоценной россыпью его мыслей, что сравнимо лишь с ощущением, когда приникаешь губами к чистой, свежей, удивительно вкусной родниковой воде, давайте сделаем паузу. Ведь находясь у родника, мы не торопим этот момент, всматриваемся в то место, откуда истекает родник, пытаемся понять и осознать само это маленькое чудо, пришедшее к нам из глубин земли, предвкушаем прохладу воды
Поэтому сначала познакомимся с нашим собеседником. Мы ведь не вступаем в откровенный диалог с незнакомым нам человеком, верно?
Давайте мысленно перенесемся в Петербург начала 20 века. Осенний вечер. Большая казенная квартира, в которой проживает семья инженера-электрика Лихачева. За столом – мать, отец, двое сыновей. Но это не ужин – это семейное чтение, давно забытое, но столь когда-то любимое занятие в российской интеллигентной семье. Что читали? Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы. Все, что нравилось родителям и что постепенно начинало нравиться и детям. Один из мальчиков – наш сегодняшний собеседник, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Разумеется, семейное воспитание, привившее любовь к книге как к источнику познания, которую он пронесет через всю свою жизнь, так же, как и любовь к искусству, заложенную тогда же в детстве частыми семейными посещениями Мариинского и Александринского театров, было определяющим в становлении его личности. Но не только. Что же еще? Сама интеллектуальная и творческая аура Петербурга – «красочная гамма города и сочетания в нем больших стилей», даже булыжники его мостовых, даже звуки Петербурга, «кокетливо-нежное» цоканье копыт извозничьих лошадей, гудки пароходов, «треньканье трамваев». И еще – школьные учителя сначала в знаменитой гимназии Мая, где он учился, затем – в школе Леонтовской. Чувством благодарности к ним он делится с читателями и в своих «Раздумьях» и в «Письмах о добром и прекрасном». Но эти книги будут написаны много позже, а тогда мальчик, ставший юношей, поступает в Ленинградский университет, на факультет общественных наук. Да, да, я не оговорилась: не в Петербургский, а в Ленинградский. Уже прозвучал выстрел Авроры, отгремели залпы гражданской войны, и любимый Петербург стал не менее


любимым Ленинградом. Удивительно, но в книгах Лихачева мы нигде не найдем ни малейшего отклика на крупные политические события современности. Лишь краткая реплика: «События Октябрьской революции оказались как-то в стороне от меня. Я их плохо помню». Такое впечатление, что он и политика существовали как бы в параллельных мирах. Что поделаешь, семейное воспитание! Мир его семьи был наполнен литературой и искусством, общением с любимыми друзьями. Там не было места для политики.
Но политика сама постучалась к нему в дверьВ 1928 г. выпускник Ленинградского университета Дмитрий Лихачев был арестован. Осужден и сослан в бывший Соловецкий монастырь, переоборудованный в один из первых лагерей сталинского ГУЛАГа. Там он и пробыл до 1934 года. За что же арестовали его, такого далекого от политики? Этот вопрос никогда не задаст человек, хорошо знакомый с историей сталинского периода, знающий, что под «красное колесо» попали в те времена миллионы совершенно безвинных людей. Лихачев вышел оттуда живым, несломленным, а самое главное, неозлобившимся, сохранив в себе личность, человека.
А потом будет полное погружение в древнерусскую литературу, историю культуры этого периода, полностью подчинившее его душу во время работы в Пушкинском доме, так называли тогда Институт русской литературы. Будут и исследования, принесшие ему славу и звание академика, по «Слову о полку Игореве», «Молению Даниила Заточника», монографии «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого». Он изучает историю русского летописания, по-новому ставит вопросы Киевского и Новгородского летописания 11-12 веков, исследует стили, жанры, особенности изображения человеческого характера в древнерусской литературе. Отстаивает мысль о самостоятельном значении текстологии как науки, опубликовав монографию «Текстология».
Его, бывшего соловецкого узника, будут цитировать, на него будут ссылаться. Но слава, как и политика, будет так же малозначима для него, что, впрочем, характерно для всякой самодостаточной личности.
Но вот что ему было нужно и жизненно необходимо, так это поделиться со всеми, кто желает понять и принять, миром своих духовных ценностей. Именно поэтому, а не потому, что он ощущал себя мэтром, поучающим всех менторским тоном, Лихачев пишет свои «Размышления» и «Письма о добром и прекрасном».

Диалог между двумя заранее подготовленными учащимися: один учащийся задает вопросы, другой дает ответы. Ответы – подобранные учителем (библиотекарем) фрагменты из книг Д.С. Лихачева.
- Сейчас как-то мало говорят об этом человеческом качестве. Что такое по-вашему интеллигентность? Может быть, это образованность?
- Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, а можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям. («Письма о добром и прекрасном»)

Для меня интеллигентность – это повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм. Я убежден, что национальное в его лучших проявлениях сохранится всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси.
Кстати, я должен напомнить, что «интеллигенция» - русское слово! Корень – заимствованный, он есть почти во всех европейских языках, но в нынешнем своем значении – социальном, нравственном – слово и понятие «интеллигенция» родилось на нашей земле. А теперь, обогащенное новым смыслом, пришло в европейские и не только в европейские языки. («Раздумья»)
- Нужно ли стремиться сделать карьеру? Человек ведь должен быть успешным, это одна из ценностей современного рыночного общества.
- Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого.
Потом отроком и юношей он тоже учится.
И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим
Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остается пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих. («Письма о добром и прекрасном»)
- Сейчас, в наше время, все стремятся быть крутыми, быть добрым немодно, а может быть, и глупо.
- Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо. («Письма о добром и прекрасном»)
- Как соотносятся жизненная цель и самооценка человека?
- Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины, последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать им страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. («Письма о добром и прекрасном»)
- Существуют ли какие-то жизненные правила, обязательные для человека?
- Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.
Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть легким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. («Письма о добром и прекрасном»)
- Кто является носителем человеческой культуры, может быть, гении?

- Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, - память. В созидании культуры участвуют многие поколения людей. Культура человечества – это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры.
Культура передается из поколения в поколение, накапливается.
История культуры – это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования.

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени и накапливает то, что называется культурой.
Культура личности формируется в результате деятельной памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. («Раздумья»)

- Что значит, по-вашему, быть счастливым?

- В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.
Так вот, задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, в жизни повышать. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главное – счастье окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это означает повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов.
Счастливым можно быть только короткий промежуток времени чем-то достигнутым, а после начинаются новые заботы, ибо, повторяю, нет счастья ни для кого, пока есть несчастие рядом. («Раздумья»)
- В чем разница между национализмом и патриотизмом?
- Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим.
Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей степени слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии.
Истинный патриотизм в том, чтобы, обогащая других, обогащаться самому духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой.
Несмотря на все уроки 20 века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. («Раздумья»)

Слово учителя (библиотекаря):

Д.С. Лихачеву судьба определила долгую жизнь: 93 года. Почти ровесник века, он ушел из жизни в 1999 г., получив общественное признание, дважды став лауреатом Государственной премии СССР и лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Его называли совестью нации. Впрочем, формулировка «ушел из жизни», пожалуй, неверна. Остались его книги – помните: «рукописи не горят» - мысль человеческая бессмертна, и диалог с Д.С. Лихачевым каждый из вас может продолжить. Его книги есть в нашей библиотеке. Он всегда открыт к диалогу
с вами. А вы?