«Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Сценарий литературной гостиной об истории любви Константина Симонова и Валентины Серовой

«Как я выжил, будем знать только мы с тобой»
Сценарий литературной гостиной об истории любви Константина Симонова и Валентины Серовой
Портрет Симонова
Звучит песня «Священная война»
Чтец:
Если бог нас своим могуществом
После смерти отправит в рай,
Что мне делать с земным имуществом,
Если скажет он: выбирай?

Мне не надо в раю тоскующей,
Чтоб покорно за мною шла,
Я бы взял с собой в рай такую же,
Что на грешной земле жила, -

Злую, ветреную, колючую,
Хоть ненадолго, да мою!
Ту, что нас на земле помучила
И не даст нам скучать в раю.

В рай, наверно, таких отчаянных
Мало кто приведет с собой,
Будут праведники нечаянно
Там подглядывать за тобой.

Взял бы в рай с собой расстояния,
Чтобы мучиться от разлук,
Чтобы помнить при расставании
Боль сведенных на шее рук.

Взял бы в рай с собой все опасности,
Чтоб вернее меня ждала,
Чтобы глаз своих синей ясности
Дома трусу не отдала.

Взял бы в рай с собой друга верного,
Чтобы было с кем пировать,
И врага, чтоб в минуту скверную
По - земному с ним враждовать.

Ни любви, ни тоски, ни жалости,
Даже курского соловья,
Никакой, самой малой малости
На земле бы не бросил я.

Даже смерть, если б было мыслимо,
Я б на землю не отпустил,
Все, что к нам на земле причислено,
В рай с собою бы захватил.

И за эти земные корысти,
Удивленно меня кляня,
Я уверен, что бог бы вскорости
Вновь на землю столкнул меня.
Ведущий (1)
Опять о поэзии? Нет, опять о любви, хотя и через поэзию выраженной. Необходимость поэзии – это необходимость любви, и поэтому она возникла раньше меча и пушек, пороха и знамен. Есть народы, до сих пор не знающие колеса, но поэзия у них есть.
Создав стихотворение, строку даже, поэт трудился не зря. И если у поэта есть такой выдох необходимости – он поэт.
Выдох этот называется любовью.

Ведущий (2)
Константин Симонов и Валентина Серова. Константин Симонов (видеоряд)
Знаменитый поэт и знаменитая актриса.
Их отношения стали известны благодаря потрясающему поэтическому циклу « С тобой и без тебя». Их роман – один из самых известных и трагических романов 20 века.
Ведущий (3)
Книга Симонова «С тобой и без тебя» (Лирические дневники) (1942 г.) вызвала неодобрение товарища Сталина « Зачем издательства тратят государственные деньги на книги такого сорта?»

Чтец: Стихотворение « Ты говорила мне люблю» (видеоряд)
Ты говорила мне «люблю»,
Но это по ночам, сквозь зубы.
А утром горькое «терплю»
Едва удерживали губы.

Я верил по ночам губам,
Рукам лукавым и горячим,
Но Я не верил по ночам
Твоим ночным словам незрячим.

Я знал тебя, ты не лгала,
Ты полюбить меня хотела,
Ты только ночью лгать могла,
Когда душою правит тело.

Но утром, в трезвый час, когда
Душа опять сильна, как прежде,
Ты хоть бы раз сказала «да»
Мне, ожидавшему в надежде.

И вдруг война, отъезд, перрон,
Где и обняться – то нет места,
И дачный клязьминский вагон,
В котором ехать мне до Бреста.

Вдруг вечер без надежд на ночь,
На счастье, на тепло постели.
Как крик: ничем нельзя помочь! –
Вкус поцелую на шинели.

Чтоб с теми, в темноте, в хмелю,
Не спутал с прежними словами,
Ты вдруг сказала мне «люблю»
Почти спокойными губами.

Такой я раньше не видал
Тебя, до этих слов разлуки:
Люблю, люблю ночной вокзал,
Холодные от горя руки.

(1941)

Ведущий (1) (видеоряд)
Таких слов, как тогда, на перроне, он от нее никогда больше не услышит. И тщетно будет взывать – и в 41, и в 42, и в 43, когда они «официально оформили брак».
Со мной, прощаясь на рассвете,
Перед отъездом раз и два
Ты повтори мне все на свете
Неповторимые слова.

Ведущий (2) (видеоряд)
А читатели влюблялись по Симонову, ссорились, мучились от разлук по Симонову, учились ненавидеть врага и дружить горьковатой, как дымок его неизменной трубки, мужской дружбой. Пленяло все: музыка стихов, их тематика и настрой. Пленял и сам облик Симонова, овал его смуглого лица, нос с неуловимой горбинкой. К тому же – он всегда на фронте, всегда там, где жарко, он любит, и любим, и свидетелей его любви – миллионы, и любовь у него такая, как у других.

Чтец: Стихотворение « Я верно был упрямей всех»

Я верно, был упрямей всех,
Не слушал клеветы
И не считал по пальцам тех,
Кто звал тебя на «ты».

Я, верно, был честней других,
Моложе, может быть,
Я не хотел грехов твоих
Прощать или судить.

Я девочкой тебя не звал,
Не рвал с тобой цветы,
В твоих глазах я не искал
Девичьей чистоты.

Я не жалел, что ты во сне
Годами не ждала,
Что ты не девочкой ко мне,
А женщиной пришла.

Я знал, честней бесстыдных слов,
Лукавых слов честней
Нас приютивший на ночь кров,
Прямой язык страстей.

И если будет суждено
Тебя мне удержать,
Не потому, что не дано
Тебе других узнать.


Не потому, что я – пока,
А лучше – не нашлось,
Не потому, что ты робка,
И так уж повелось

Нет, если будет суждено
Тебя мне удержать,
Тебя не буду всё равно
Я девочкою звать.

И встречусь я в твоих глазах
Не с голубой, пустой,
А с женской, в горе и страстях
Рожденной чистотой.

Не с чистотой закрытых глаз,
Неведеньем детей,
А с чистотою женских ласк,
Бессонницей ночей

Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил.
1941, июнь.

Ведущий (3)
И это стихотворение, и все другие любовные стихи поэта посвящены только одной женщине, женщине его жизни, Валентине Серовой.
Даже прокляв день,
Когда расстанусь с тобой,
Благословлю день,
В который тебя увидел

Ведущий (1)
Валентина Серова. Ее судьба – это легенда и биография кинозвезды. Это жизнь женщины в окружении самых знаменитых мужчин эпохи. Это история великой любви и ее краха.
Она была популярнейшей актрисой советского кино 40-х годов. Среди многих ролей особенно знаменитые главные роли в фильмах «Жди меня» (1943), «Сердца четырех» (1945) – отрывок из фильма.
Свой день рождения В.Н. Серова отмечала 23 февраля. Был особый шик в том, что самая пленительная женщина советского кино становилась именинницей в день самого мужского нашего праздника. Между тем, точная дата рождения Серовой остается загадкой, как и многое в ее жизни. По официальным данным она родилась 23.12.17 года. По утверждению ее дочери, Марии Симоновой, Серова нарочно прибавила себе 2 года, чтобы быть допущенной к экзаменам в театральное училище.

Ведущий (2) (видеоряд – А.Серов)
Ее пе комбриг, легендарн рвая любовь – Анатолий Серов. Прославленный летчик-испытатель, герой войны в Испании, сталинский ый ас. Их счастливый брак оборвался внезапно. В мае 1939 года при совершении испытательных полетов Серов разбился. Через 3 месяца после его похорон у нее родился сын, которого она назвала в честь отца.
Судьба этого мальчика сложится плохо. Сын Героя Советского Союза и прославленной актрисы закончит свои дни хроническим алкоголиком в 35 лет, Серова переживет его всего на полгода.


Чтец: Стихотворение «Если родилась красивой»

Если родилась красивой
Значит, будешь век счастливой,

Бедная моя, судьбою горькой,
Горем, смертью – никакою силой
Не поспоришь с глупой поговоркой
Сколько б ни молила, ни просила!

Все, что сердцем взято будет,
Красоте твоей присудят.

Будешь нежной, верной, терпеливой,
В сердце все равно тебе откажут –
Скажут: нету сердца у счастливой,
У красивой нету сердца, - скажут.

Что любима ты, услышат –
Красоте опять припишут.

Выйдешь замуж – по расчету, значит:
Полюбить красивая не может.
Все добро на зло переиначат
И тебе на плечи переложат.

Если будешь гордой мужем –
Скажут: потому что нужен.

Как других, с ним разлучит могила –
Всем простят, тебя возьмут в немилость.
Позабудешь – скажут: не любила,
Не забудешь – скажут: притворилась.

Скажут: пусть она поплачет,
Ей ведь ничего не значит.

Если напоказ им не рыдала,
Даже не заметят, как страдала,
Как тебя недетские печали
На холодной площади встречали.

Как бы горе ни ломало,
Ей, красивой, горя мало.

Нет, я не сержусь, когда, не веря
Даже мне, ты вдруг глядишь пытливо,
Верить только горю да потерям
Выпало красивой и счастливой.
Если б наперед все знала,
В детстве бы дурнушкой стала.

Может, снова к счастью добредешь ты,
Может, снова будет смерть и горе,
Может, и меня переживешь ты,
Поговорки злой не переспоря:

Если родилась красивой,
Значит, будешь век счастливой
1941, май

Ведущий (3) – отрывок из фильма «Сердца четырех»
Впервые К. Симонов увидел ее на сцене театра. Она играла роль Павлы в пьесе Горького «Зыковы». «Я всегда говорю правду, - с этой репликой она вошла в его судьбу, чтобы остаться в ней навсегда. К тому времени она была уже знаменита своим трагическим вдовством и первой звездной ролью в фильме «Девушка с характером». Отношения развивались бурно, став одним из самых сокровенных сюжетов поэзии. Начиная с первой пьесы «История одной любви» и до середины 50-х все свое творчество Симонов посвящает Серовой. Она – героиня его лучшего поэтического сборника «С тобой и без тебя».

Чтец: Стихотворение «Я, перебрав весь год, не вижу»

Я, перебрав весь год, не вижу
Того счастливого числа,
Когда всего верней и ближе
Со мной ты связана была.

Я помню зал для репетиций
И свет, зажженный как на грех,
И шепот твой, что не годится
Так делать на виду у всех.

Твой звездный плащ из старой драмы
И хлыст наездницы в руках,
И твой побег со сцены прямо
Ко мне на легких каблуках.

Нет, не тогда. Так, может, летом,
Когда, на сутки отпуск взяв,
Я был у ног твоих с рассветом,
Машину за ночь доконав.

Какой была ты сонной-сонной,
Вскочив с кровати босиком,
К моей шинели пропыленной
Как прижималась ты лицом!

Как бились жилки голубые
На шее под моей рукой!
В то утро, может быть, впервые
Ты показалась мне женой.
И все же не тогда, я знаю,
Ты самой близкой мне была.
Теперь я вспомнил: ночь глухая,
Обледенелая скала

Майор, проверив по карманам,
В тыл приказал бумаг не брать;
Когда придется, безымянным
Разведчик должен умирать.

Мы к полночи дошли и ждали,
По грудь зарытые в снегу.
Огни далекие бежали
На том, на русском, берегу

Теперь я сознаюсь в обмане:
Готовясь умереть в бою,
Я все-таки с собой в кармане
Нес фотографию твою.

Она под северным сияньем
В ту ночь казалась голубой,
Казалось, вот сейчас мы встанем
И об руку пойдем с тобой.

Казалось, в том же платье белом,
Как в летний день снята была,
Ты по камням оледенелым
Со мной невидимо прошла.

За смелость не прося прощенья,
Клянусь, что, если доживу,
Ту ночь я ночью обрученья
С тобою вместе назову.
1941

Ведущий(1)
Кино дало ему шанс увековечить ее образ. Как бы ему хотелось, чтобы в фильме она сыграла самое себя.

Какой еще не белый свет,
Ни я тебя не видывал,
Какой вперед на 20 лет
Тебя сейчас не выдумал.


Ведущий(2)
Как героиня его стихотворений, становится известнее, чем как актриса Серова.
Для него она - источник любви и вдохновения. Радость и боль одинаково становятся словом. И с каждой такой строчкой, наполненной страстью и страданием, он становится все знаменитее.
Он во власти двух стихий – любви и войны:

Не укорить и не обидеть,
А ржавый стебель теребя,
Я просто видеть, видеть, видеть,
Хотел тебя, тебя , тебя.

Ведущий(1)
Она в каждом слове его стихов, пьес, прозы.
Дьявольская диалектика. Чем больше пьес, стихов о ней, тем дальше они друг от друга. Не получилось ли, что писать о любви для него было важнее, дороже, чем любить? И даже быть любимым.


Ведущий(2) – отрывок из фильма «Жди меня»
Даже в 70-е годы, когда они давно расстались и ее имя изъято из всех его собраний сочинений, только в посвящении к стихотворению «Жди меня» значатся инициалы В.С.
Это стихотворение, а затем и фильм с тем же названием, где она сыграла главную роль, сделают ее имя символом женской верности, стойкости и постоянства.

Но спроси: Сколько буду любить?
- Сто лет!
Спроси: Когда разлюблю?
- Никогда

Ведущий(1)
Но в жизни все обстояло несколько иначе.

Заметает деревянные дома.
Спят солдаты, снег валит через порог.
Где ты плачешь,
Где поешь, моя зима,
Кто опять тебе забыть меня помог?

Ведущий(1) – фото Рокоссовского
С маршалом Рокоссовским Серова познакомилась в 1943 году на фронте. Любовь, вспыхнувшая посреди войны, длилась недолго. Несвобода обоих, его ранг, ее слава и многие другие обстоятельства не позволили им соединить свои судьбы. После войны маршал будет направлен в Польшу, а Серова вернется в свою привычную жизнь – театр, съемки, гастроли.
Его любовь с первого взгляда – как озарение, затуманенное позднее полосой взаимных обид, подозрений, ненужных любовных приключений.

Ведущий(2)
Придет время, когда Симонов на даче сожжет все письма Валентины Серовой – листок за листком.
« Как он мог, - ужаснется мать Симонова, - ведь она виновница всех его военных стихов»
По свидетельству близких, этот «громкий» роман станет тяжелым испытанием для ее семейной жизни, и отчасти может служить объяснением рокового пристрастия к алкоголю, приведшего к болезни, уходу из театра, а позднее и к драматическому разрыву с Симоновым.

Чтец: Стихотворение «Я схоронил любовь»

Я схоронил любовь и сам себя обрек
Быть памятником ей. Над свежею могилой
Сам на себе я вывел восемь строк,
Посмертно написав их через силу.

Как в марафонском беге, не дыша,
До самого конца любовь их долетела.
Но отлетела от любви душа,
А тело жить одно не захотело.

Как камень, я стою среди камней,
Прося лишь об одном: - Не трогайте руками
И посторонних надписей на мне
Не делайте Я всё-таки не камень.
1948
Ведущий (3)
Симонов разлюбил Серову враз, резко, так же, как полюбил. Разлюбив, развелся, снял все посвящения ей. Только оставил «В.С.» над стихотворением «Жди меня», которое знал наизусть весь советский народ. Серова этого не ожидала. Привыкнув к его любви, как будто даже и не очень нужной ей, растерялась, оставшись одна. Пила.

Чтец читает стихотворение «Я не могу писать тебе стихов»

Я не могу писать тебе стихов
Ни той, что ты была, ни той, что стала.
И, очевидно, этих горьких слов
Обоим нам давно уж не хватало.

За все добро – спасибо! Не считал
По мелочам, покуда были вместе,
Ни сколько взял его, ни сколько дал,
Хоть вряд ли задолжал тебе по чести.


А все то зло, что на меня, как груз,
Навалено твоей рукою было,
Оно мое! Я сам с ним разберусь,
Мне жизнь недаром шкуру им дубила.

Упреки поздно на ветер бросать,
Не бойся разговоров до рассвета.
Я просто разлюбил тебя. И это
Мне не дает стихов тебе писать.
1954

Ведущий (1)
Когда Валентина Серова умерла, Константин Михайлович, к тому времени уже давно расставшийся с нею, появился на похоронах и возложил на могильный холм тысячу алых гвоздик. Тысячу – ни на одну меньше!
Из воспоминаний дочери Марии Симоновой:
« До 16 лет мать не показывала мне свой архив, над которым часто и подолгу сидела в нескончаемые периоды своих запоев! трезвой она никогда не брала его в руки. Позже я узнала, что это были письма отца довоенные, с фронта, после войны. Сколько раз они расставались за те 15 лет, что прожили вместе, а он так любил ее, что не мог писать часто и помногу и стихами и прозой. А она не умела ждать, она в жизни была такой, какой была в его стихах: « злой и бесценной, проклятой - такой нет в целой вселенной другой под рукой». И он любил в ней эти «две рядом живущих души» одинаково страстно, потому что они составляли одно-единственное – сумасшедшее, отчаянное, из огня да в полымя существо, понять которое трудно, а не любить – невозможно.
Тогда, сидя в своей комнате и перебирая эти письма, она ругалась и сыпала проклятия. Но никогда нельзя было понять - кого она проклинает - об отце от нее я не слышала дурного слова.
Умерла она одна, в пустой, обворованной спивающими ее проходимцами, квартире, из которой вынесли все, что поддавалось переноски вручную. Архив уцелел, спрятанный в место, известное мне одной. Она уничтожила многое. Оставшееся уничтожил перед смертью отец.
Помню, я привезла по его просьбе этот архив к нему в больницу. Я увидела отца таким, каким привыкла видеть всегда. Даже в эти последние дни тяжкой болезни он был как всегда в делах, собран, подтянут, да еще шутил. Сказал мне « Оставь, я почитаю, посмотрю кое-что. Приезжай послезавтра. Может быть, я что-то верну тебе. Я знаю, тебе не легко расставаться с этой единственной памятью о матери».
Я приехала, как он просил. И. И не узнала его. Он как-то постарел, согнулись плечи. Ходил, шаркая, из угла в угол по палате, долго молчал. Потом остановился и посмотрел на меня глазами, которых я никогда не смогу забыть, столько боли и страдания было в них.»


Чтец:
- Знаешь, прошло столько лет. А я вот перечитал все эти письма, и ощущение такое, что это было написано только что Я говорил тебе, что уничтожу письма. Я уничтожу их. Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом.
Потом, увидев мою растерянность, добавил: Я не могу оставить это тебе. Всякое может случиться, а то, что здесь, - он легким движением тронул бумаги, - касается только меня и ее Из тех писем, в которых речь о тебе, я вырежу и оставлю то, что касается тебя и верну тебе их. Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни и самым большим горем.»

Ведущий (1)
Константина Михайловича никак не отпускала боль разорванных во второй половине 50-х годов отношений с Валентиной Серовой.
«Кто хочет знать обо мне и о ней, пусть читает мои стихи и смотрит даты».
Только одному себе в середине 60-х признается, что все, что он написал в эти годы, - это сплошное и непрерывное объяснение с ней, продолжавшееся и тогда, когда война уже закончилась.
С изумлением он поймет, что единственное, что от него останется, - тоненькая книжечка «С тобой и без тебя ». Правда, добавим еще и военные дневники.

ПОЭТ
Из письма Константина Симонова Валентине Серовой, 8 мая 1945 года (Берлин):
«Мы так можем много доставить счастья друг другу, когда мы вместе, когда ты моя. Ох, как я отчаянно стосковался по тебе. Я тебя люблю - понимаешь ты меня, моя желанная, моя нужная до скрежета зубовного»

Ведущий(2)
Как чисто и сильно выражена страсть. Как много настоящего, мужского, человеческого открывают эти строки в том, кому принадлежат. И жест Симонова, жгущего листки, на которых это написано, благороден и понятен.
Старятся дома, идеи, горы, люди. Старятся и умирают. И ничего с этим не поделаешь. И все-таки бессмертие существует. Оно взмахнуло однажды над Симоновым своим прозрачным крылом в конце невыносимо скорбного июля 41 года.

Ведущий(3)
Именно тогда было написано его знаменитое «Жди меня».
Поэт ушел из жизни в августе 1979 года. Но жива его поэзия, его книги, его дети и внуки, его читатели. Жив его голос, который мы сейчас услышим – такой знакомый, такой привлекательный своими неповторимыми неправильностями, такой симоновский.

Стихотворение «Жди меня» в исполнении автора.
15