Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.


Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии.
Гаврилова Е.В., учитель биологии ГБОУ СОШ №1 п.г.т.Суходол.
Существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране ни для кого не секрет. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата.
В основном это связывают:
с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки,
усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса,
недостатком двигательной активности,
неправильным питанием учащихся,
несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса,
отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем уставе записала, что «…здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.
Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Существуют критерии рациональной организации урока:
рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80;
количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти и логического мышления;
должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;
на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
Свои уроки стараюсь строить в соответствии с этими критериями: применяю смену различной деятельности, наглядность, занимательные упражнения, домашние задания творческого характера, игровые ситуации на уроках , разные формы уроков. Дети включаются в творческий процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала.
Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. В связи с этим в структуру урока необходимо активно внедрять физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), следить за правильностью осанки учеников. Но, как показывает практика, двигательная физминутка особенно необходима в 6 классе.
В 8 классе- самое широкое поле деятельности для здоровьесбережения:
знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.
При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания,
При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. В 9-11 классах времени на физкультминутки не остается, да и для них они не столь интересны. Лучшее здоровьесбережение в старших классах- это смена деятельности и комфортный микроклимат на уроке. В не больших группах (профильный и расширенный уровень) провожу релакс- минутки. Минуты расслабления под звуки природы.
Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета.
Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние здоровья учителя. А это, в свою очередь, оказывает влияние и на состояние здоровья учащихся.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» ( Сократ)
Поэтому здоровья всем нам и нашим детям!!!