Мастер – класс «Учим детей играя!» (Игры на нравственно-этическое развитие)


Цель: представить педагогам опыт работы по воспитанию нравственно-этических норм через игровую деятельность. Повысить практический уровень знаний педагогов в формировании доброжелательных отношений между детьми. Создать эмоционально положительный настрой на деловое сотрудничество, активное участие в игровой деятельности.
Материал: мячи по количеству участников, макет цветка с лепестками, «волшебная палочка», колечко, макет дерева, снежинки, мультимедиа проектор, презентация. Ход
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. Неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы) – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. В этом можно убедиться, если попросить ребенка рассказать о сверстнике. Вместо развернутого ответа можно услышать краткую фразу: «Он со мной дружит» или «Он меня обижает».
Отсюда вытекает и воспитательная задача – отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном «я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то прививать детям любовь и уважение к взрослым, учить нормам поведения в обществе целесообразнее через игровую деятельность.
Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию игры, которые я использую в своей деятельности.
Игры «Зеркало», «Эхо», «Общий круг», «Переходы», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Бабушка Маланья», «Волны», «Кто сказал?», «Тень» (слайд 2,3,4.)Эти игры проводятся без слов, без игрушек, содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. Равные права, невербальные контакты снимут напряжённость, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.
Игры на развитие навыков взаимодействия в группе «Робот», «Удержи предмет», «Гусеница», «Обнималки» (слайд 5,6.)
Игры и упражнения на развитие внимания, интереса к партнёру по общению «Волшебный цветок», «Чудо - дерево», «Розовые очки» (слайд 7,8.)
Задача педагога – поддерживать каждого, показывать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие внимание друг к другу.
Эти игры направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия (слайд 9.)
А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра «Колечко красоты»
- У меня есть колечко красоты, оно не простое, а волшебное. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Получивший колечко, должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать ,что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.
Игра «Цветок вежливых слов»
- Мне хочется узнать, а знаете ли вы вежливые слова. Сейчас мы с вами будем собирать цветок из лепестков. Вы будете вставлять лепесток произнося вежливое слово.
Игра «Гусеница»
- Сейчас мы с вами превратимся в одну большую гусеницу. Успех продвижения зависит от умения каждого из вас скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. Необходимо построиться цепочкой, руки положить на плечо впереди стоящего. Между животом одного и спиной другого играющего нужно поместить мяч. Дотрагиваться до мяча руками нельзя. Первый в цепочке участник держит свой мяч на вытянутых руках.
Игра «Чудо - дерево»
- У меня есть корзина Добрых дел. Подумайте, чем вы можете порадовать кого-то из своих близких! На каждое предложение можно взять по одной снежинке из корзины Добрых дел. Эти снежинки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему «Чудо-дереву», вы сможете оживить его! Вы должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, брать снежинку и прикрепить ее к веточке дерева.
- Посмотрите, какое красивое стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу
Я приготовила вам сюрприз (Достаёт огромный свёрток, сделанный из нескольких слоёв бумаги, где каждый слой закреплён скотчем). Это маленький подарок за ваше старание, инициативу, активность на занятиях и проявление уверенности.
А на прощание очень хочется прочитать отрывок из стихотворения «Цветы» М.Джалиля.
Земные истины просты,
Едина жизнь на белом свете:
Цветы, они ведь тоже дети,
А дети разве не цветы?!
Отдел образования исполнительного комитета
Сармановского муниципального района РТ
КМО воспитателей ДОУ Сармановского района по теме: «Формирование нравственно-этических норм – залог успешности ребенка »
Мастер – класс «Учим детей играя!»
(Игры на нравственно-этическое развитие)
п.г.т.Джалиль Воспитатель: Костина Н.Н.
МБДОУ №4
«Красная шапочка»

2014г.