Конспект урока по русскому языку на тему «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное».


Технологическая карта урока
Учитель: Смарагдова Светлана Григорьевна МБОУ СОШ № 31 г.Пенза
Предмет Русский язык
Класс 4
Тип урока Урок открытия нового знания
Технология построения урока Технологии деятельностного метода обучения
Тема Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.
Цель и задачи Формировать умение определять спряжение глагола с безударным окончанием

вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием;
развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы;
совершенствовать умение устанавливать последовательность действий (составлять алгоритм) и работать
по нему;
воспитывать самостоятельность, умение работать в паре, группе.
Планируемый результат
Предметные умения
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные УУД:
- сохранять мотивацию к учёбе;
-ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;
-развивать способность к самооценке;
- определять правила работы в парах, группах
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- принимать  и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала.
- уметь определять уровень усвоения учебного материала
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах, группах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина. Москва: Баласс, 2013

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска
Технология изучения

п/пЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения
1 Организационный
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку Пять! Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Личностные:
- определять общие для всех правила поведения;- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других
2 Актуализация опорных знаний и умений
Цель:
-актуализация изу-ченного способа
определения спря-жения глаголов;
-мотивация к пробному учебному дей-ствию;
-фиксация учащи-мися индивидуаль-ных затруднений в
выполнении проб-ного учебного действия. На слайде.
Не пером пишут, а умом.
-Как вы понимаете эти слова. (Когда мы пишем не перо или ручка за нас думает, а мы сами. Поэтому мы должны знать правила орфографии).-Правильно, чтобы грамотно правильно писать нужно знать правила русского языка и мы сегодня с вами продолжим изучение этих правил.
Предлагаю провести разминку сегодня в виде игры. У меня в руках ромашка, вы отрываете лепесток и отвечаете на вопрос, который напечатан на обратной стороне лепестка.
Что такое спряжение?
Что значит проспрягать глагол?
Назови окончания глаголов 1 спряжения.
Назови окончания глаголов 2 спряжения.
5. Как определить спряжение глагола?
6. Что такое неопределённая форма глагола?
Молодцы. Мы всё быстро повторили.
1 задание. Работа с интерактивной доской.
На слайде следующие глаголы, выделите личные окончания, определите спряжение и устно образуйте неопределённую форму этих глаголов.
Цветет, лежат, пищит, пьют, прилетите, горишь, замолчу, проползет, идет, поете, победят, сидишь, трещит, горим, кричим, сгрызут, утаит.Кому было трудно выполнять это задание?
В чём возникло затруднение?
Что нужно сделать, чтобы затруднение исчезло?
-Можно ли допустить ошибку при написании окончания этих глаголов? Обоснуйте свой ответ.
Участвуют в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников
Доказывают правильность
определения спряжения глаголов
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию плакатов;
регулятивные:
-высказывать своё предположение;
- осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3 Постановка учебной проблемы
Цель: соотнести
свои действия с используемым способом определения
спряжения глагола
и на этой основе
выявить и зафикси-ровать во внешней
речи причину затруднения. Работа в паре.
- У каждого на парте карточка со словами. Вставить пропущенную букву, определить спряжение глагола.
?
он упад…тмы принос…м I или II
они принос…т Е или И
мы счита…м Я или Ювы кос…те
-Кто считает, что он правильно ставил все окончания глаголов ?
- А что вы не смогли сделать?
- А почему вы не смогли этого сделать?
- Попробуем поставить цель. Что вы должны узнать?
- А чему вы должны научиться?
- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
Анализируют, сравнивают, делаю выводы.
Участвуют в учебном диалоге: оформляют четко и понятно тему урока и цель своей деятельности Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные:
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свое предположение;
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли

4 Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: построить
проект выхода из
затруднения
Как думаете, что может нам помочь при выборе гласного в безударном личном окончании глагола? Ваши предположения.
-Могут ли нам помочь знакомые правила при написании безударных окончаний у существительных и прилагательных?
-Значит, это должно быть какое-то новое правило?
-Что нам поможет вывести новое правило?
Работа с интерактивной доской.
-Назвать формы глаголов в каждой строке. Что общего и чем различаются?
?
подарим читаем
любишь борешься
верите откроете
делит тает
-Почему окончания разные, ведь формы одинаковые?
-Образовать от данных глаголов неопределенную форму.
подарим – подарить читаем - читать
любишь - любитьборешься - бороться
верите - веритьоткроете - открыть
делит - делитьтает – таять

-Какую закономерность заметили у глаголов в неопределенной форме в 1 столбике?
-Какой вывод можете сделать?
-Есть ли такая закономерность в словах 2 столбика?
-Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы во 2 столбике.
-Как думаете, о каком спряжении они сигнализируют?
-Попробуйте сделать вывод: как можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
-Сравните свой вывод с выводом автора учебника.
Работа в группах
Используя правило составить алгоритм определения спряжения глаголов из рассыпанных частей.
(Приложение 1)
- Итак, подведем итог нашей работы. Что нужно сделать, чтобы определить спряжение глаголов с безударным окончанием в первую очередь? Какой будет второй шаг? Третий?
Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в словаре, прочитать в учебнике
и т.д.
Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.
Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника, составляют алгоритм
Проговаривают способ определения спряжения глагола с
безударным личным окончанием используя алгоритм. Личностные :- определять общие для всех правила поведения;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей),
- определять правила работы в группах.
Метапредметные:
познавательные
- развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
-представлять информацию в виде схемы.
- выявлять сущность, особенности объектов.
-на основе анализа объектов делать выводы.
- обобщать и классифицировать по признакам.
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
5 Первичное за-крепление с про-говариванием во
внешней речи.
Цель:
- организовать ус-воение детьми но-вого способа дейст-вия при решении
типовых задач с проговариванием во
внешней речи
- А теперь вернитесь к пробному действию, и определите спряжение данных глаголов и правильно напишите окончание, используя новый эталон.
?
он упад…тмы принос…м I или II
они принос…т Е или И
мы счита…м Я или Ювы кос…те
Работа по учебнику упр. 257.
Фронтальная работа у доски по цепочке с проговариванием алгоритма.
-У кого есть вопросы?
-Кому трудно было выполнять это задание?
-В чём затруднение?
-Что нужно сделать чтобы затруднение исчезло? Работают по коллективно
составленному алгоритму действия.
Устанавливают общность
способа определения
спряжения глаголов Личностные :- определять общие для всех правила поведения;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные:
регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
проверить на основе сопоставления с
эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выбери задание и выполни:
1 задание: Запиши глаголы в 2 столбика – по спряжениям.
Просить, подметать, варить, диктовать, зеленеть, светить, вынимать, отодвинуть, положить, закрыть, помнить.2 задание: Запиши данные глаголы в неопределенной форме и во 2 л. ед. ч. .летаю – машу –читаю –точу –одеваю –
3 задание:  Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы. Вставьте пропущенные окончания. Определите спряжение.
За четверть часа до захода солнца вы (вход..те/вбега..те) в рощу. Вы (отыскива..те/наход…те) себе место где-нибудь подле опушки. Солнце село. Внутренность леса постепенно (темне..т/мрачне..т).
-Какие затруднения возникли при выполнении работы?
-Кто выполнил работу без ошибок?
-Кто обращался за помощь к товарищу?
Выбирают задание для самостоятельной работы.
Самостоятельно выполняют задание, используя новый способ
действия по определению спряжения глаголов.
Проверяют свою работу по эталону.
Обсуждают результаты самостоятельной работы, объясняют причины возникновения
ошибок. Личностные :- сохранять мотивацию к учёбе;
-ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;
-развивать способность к самооценке;
регулятивные :- принимать  и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
познавательные : -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала.
- уметь определять уровень усвоения учебного материала
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
7 Рефлексия учебной деятельности
на уроке.
Цель:
-провести рефлек-сивный анализ
учебной деятельности с точки зрения
выполнения требо-ваний, известных
учащимся;
- зафиксировать неразрешенные за-труднения как на-правления будущей учебной деятельности;- оценить собственную деятельность
на уроке.
- Подведем итог урока. Какова была тема урока?
- А цель урока?
- Как вы считаете, удалось ли вам достичь цели урока? Объясните свою точку зрения .- Расскажите, как определить спряжение глагола с безударным окончанием.
А теперь настало время оценить свою работу на уроке. Заполните таблицу, поставив+ или –
(Приложение 2)
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют самооценку
на основе критерия успешности учебной деятельности.
Личностные :- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
8 Домашнее задание
Цель:
обсудить и запи-сать домашнее за-даниеДомашнее задание по выбору
1.ступенька – упр.256 с.83 (учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 4 класс)
2. ступенька – упр.2, стр.107(учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 4 класс)
3.ступенька –КАРТОЧКА №2( исправить ошибки в безударных окончаниях глаголов )
Выбирают домашнее задание Приложение 1
Пишу то, что слышу
Окончание глагола ударное?
ДА
НЕТ
Образую неопределённую форму
Это глагол на-ИТЬ?
ДА
НЕТ
I I спряжениеI спряжениеАлгоритм
Приложение 2
Утверждения Поставь знак «+» или «-»1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) Я умею определять спряжение глаголов
с безударным личным окончанием. 4) Я могу определить спряжение глаголов по
неопределённой форме. 5) Мне необходимо поработать над…