Рабочая программа Классные часы (4 класс)


ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Календарно-тематическое планирование.
Содержание учебного предмета.
Материально-техническое обеспечение.
Планируемый результат.
Список литературы для учителя.
Список литературы для учащихся.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по факультативному курсу «Классный час» для  3 класса разработана на основе:
-Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
-Положение о рабочей программе;
Развитие современного цивилизованного общества основано на коллективной деятельности людей. Самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.
Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом коммуникативной деятельности. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития.
Задача учителя заключается в том, чтобы направлять учащихся на коллективную творческую деятельность через организацию сотрудничества. Только в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения. Взаимодействие между учащимися является основой успешного развития классного коллектива. Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создать условия, способствующие формированию у младших школьников навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству;
развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
способствовать формированию толерантного общения, оптимизировать внутригрупповое сотрудничество;
формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения;
формировать умения равноправного взаимодействия; развивать эмоции сочувствия, сопереживания;
формировать представления о товариществе и дружбе;
активизировать творческий потенциал детей, развивать навыки презентации;
воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.
Программа построена с учётом следующих принципов:
добровольность;
общественная направленность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
учет интересов ребенка;
содружество и сотворчество детей и взрослых.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. 1 раз в неделю.

2. Учебно – тематический план
№ Тема раздела Кол-во часов
1 ПДД 4
2 ППБ и ОБЖ 8
3 Тематические классные часы 22
4 Итого 34
3. Календарно – тематическое планирование
№ п/п Тема занятия Сроки
По плану факт
Классный час «Знакомство с правилами поведения (ПП) учащихся в школе, классе, на переменах».
02.09-07.09 Классный час «Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к школе территории». 09.09-14.09 Классный час «Я умею, я могу, я хочу».
16.09-21.09 Классный час «Режим дня школьника. Каждой вещи свое место». 23.09-28.09 Классный час «Правда и ложь - какие они?».
30.09-05.10 Классный час «Азы правильного выбора».
07.10-12.10 Классный час «Моя семья ».
14.10-19.10 Классный час «Как продлить жизнь учебника». 21.10-26.10 Классный час « ОБЖ во время осенних каникул. Безопасное поведение “Если ты дома один”».
28.10-02.11 Классный час « Что такое толерантность?». 11.11-16.11 Классный час «Школьные профессии». 18.11-23.11 Классный час «Что такое характер?».
25.11-29.11 Классный час «Мир вокруг меня. Какой он?». 02.12-07.12 Классный час «Газеты и журналы для детей». 09.12-14.12 Классный час. «Знаки дорожные помним всегда». 16.12-21.12 Классный час «На пороге - Новый год! ОБЖ во время зимних каникул». 23.12-28.12 Классный час «Для чего руки нужны?» 13.01-18.01 Классный час «Компьютерная безопасность». 20.01-25.01 Классный час «Радость людям – радость нам».
27.01-01.02 Классный час «Права и обязанности детей».
03.02-08.02 Классный час «В здоровом теле, здоровый дух».
10.02-15.02 Классный час «День защитника Отечества». 17.02-22.02 Классный час «Как я умею преодолевать трудности. Мир моих интересов». 24.02-01.03 Классный час «Что это за день- 8 Марта?».
03.03-08.03 Классный час «Народные праздники. Масленица». 10.03-15.03 Классный час «ОБЖ во время весенних каникул». ПДД. 17.03-22.03 Классный час «Вежливые слова и поступки». 31.03-05.04 Классный час «Полёт к звёздам».
07.04-12.04 Классный час «Это интересно знать. Путешествие по карте мира». 14.04-19.04 Классный час « Меры безопасности на природе». 21.04-26.04 Классный час «Как сберечь дерево».
28.04-03.05 Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто». 05.05-10.05 Классный час «Учимся соблюдать ПДД». 12.05-17.05 34. Классный час «ОБЖ во время летних каникул». 19.05-24.05 35 Классный час «Летний отдых». 26.05-31.05 4. Содержание учебного курса
Классный час выполняет три основные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую.Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, по различным учебным дисциплинам. Предметом классного часа могут быть знания области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в родном городе, районе, крае, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных, общественных ценностей. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции тесно взаимосвязаны между собой, так как невозможно знакомить с миром, не давая оценку ему. Невозможно привить любовь к тому, с чем ребенок не знаком.Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается или сводится на нет, так как знания не переходят в убеждения, в реальные поступки.Чаще всего классный час выполняет все три функции одновременно.
В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа .
Во время заключительной части важно:• стимулировать потребность школьников в самовоспитании,• поддержать желание изменить к лучшему жизнь окружающих,• направить энергию воспитанников на совершение практических дел на благо других людей.
Продолжительность классного часа у младших школьников 30 -35 мин.
Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:• определить тему классного часа• подобрать форму/методы/технологии его проведения• место проведения• составить план проведения классного часа• вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников• распределить задания между творческими группами и отдельными учащимисяПриобщая учеников к проведению классных часов , вовлекая в разговор о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.Любой коллектив держится традициями, и классный час должен быть традиционен. Создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. Тогда на классном часе станут возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.
Тематика классных часов подобрана и соответствует возрастным особенностям учащихся 3 класса.
Формы организации учебного процесса:
совместная (групповая) деятельность обучающихся;
игры и тренинги;
самостоятельная деятельность;
практикумы;
беседы;
деловые игры;
экскурсии;
КТД;
праздники;
проекты;
конференции;
Занятия проводит классный руководитель. Классный руководитель обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами, родителями.
Родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:
входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;
образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;
оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)
выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);
инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся;
групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей;
групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д.
Классный руководитель реализует следующие функции:
взаимодействие с семьями учащихся;
создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями воспитанников;
создание воспитывающей среды в классе для формирования у учащихся ценностных отношений
5. Материально – техническое обеспечение учебного курса
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике классного часа
6. Планируемый результат.
В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Выделение нравственного содержания своих поступков
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
Умение адекватно оценивать свою деятельность
Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
Формирование основ оптимистического восприятия мира
Формирование готовности к преодолению трудностей
Обучающие должны научиться:
- видеть проблемы, решать вопросы,
- наблюдать и делать выводы,
- чувствовать и сопереживать
Сформированные действия: рефлексировать (понимать, почему не получилось, почему получилось, видеть допущенные ошибки.), проявлять инициативу при поиске информации, вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении КТД, принимать или аргументировано отклонять позицию других, отстаивать свою точку зрения )

7. Литература для учителя
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. - М., 2009 г.
Н.Ф. Дик. Веселые классные часы во 2-3-х классах. Ростов-на-Дону “Феникс”,2008г.
Журнал «Умеете ли вы любить своего ребенка: Сценарии родительских собраний»., №26, 2009г
Журнал «Правила поведения в школе: Для воспитанных ребят и воспитанных зверят»., №30, 2009г.
Ресурсы сети интернет.
8. Литература для ученика
1. Журнал «Правила поведения в школе: Для воспитанных ребят и воспитанных зверят»., №30, 2009г.
2. Ресурсы сети интернет.