Социально значимые проекты и их роль в развитии и формировании социально-трудовых компетенций.


Выступление на педсовете «Социально значимые проекты и их роль в развитии и формировании социально-трудовых компетенций. Презентация проекта «Время выбирать профессию».
Вступление
Социальная компетентность - это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Исследователи выделяют ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность.
Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе). Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности. Наша группа второй год работает по теме «Время выбирать профессию», что включает так же и работу по методу проектов.
Моё выступление будет построено на выдержках из сочинений ребят, на цитатах из их высказываний и будет содержать их некоторые мысли. Все это согласованоучащимися и они дали своё согласие на цитирование их мыслей.
Это даже не отчёт о моей работе и не попытка поделиться каким-то опытом. Нет. Вы все знаете моё отношение к этим ребятам. Слово «проект» возникло только после нового года. А до этого это было лишь чисто человеческое желание помочь ребятам не остаться после школы в четырёх стенах квартиры. А что такое «проект»- это лишь систематизация накопленного материала . Это небольшое отступление. Тема очень актуальная, животрепещущая.


Создание этого проекта
- это попытка помочь ребенку  осознанно определиться в своих увлечениях, силах и возможностях, помочь определиться в адекватном выборе профессии.
Цель данного проекта позволяет решить основную цель воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья – достижение учеником максимально возможной самостоятельности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации в быстроменяющемся мире.

Для многих выпускников общеобразовательных школ вопрос «Кем быть?» подразумевает несколько подтекстов - «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». Для учащихся среднего звена на первом месте «хочу». Когда ребёнок подрастает, то возникает следующий вопрос «Могу ли я?». Третий этап «надо» возникает в тот момент, когда к делу подключаются родители с их «богатым жизненным опытом», с их желанием «помочь своему ребёнку не ошибиться в выборе», с их желанием «если у меня не получилось, так пусть хоть у него получится». Это, конечно, всё правильно в разумных пределах.

Но проект «Время выбирать профессию» написан для детей с ограниченными возможностями здоровья. И ты начинаешь понимать, что из этих трех вопросов остаётся лишь один «СМОГУ ЛИ Я?», «ПОЗВОЛИТ ЛИ МНЕ МОЁ ЗАБОЛЕВАНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ ЭТИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?» и т.д. И чтоб не было растерянных лиц родителей, держащих справочники учебных заведений города на последнем звонке.
Проект рассчитан на два года, занятия один раз в месяц – 18 занятий. Этот проект совместной работы социального педагога, воспитателя, ученика, родителя. Только в таком тесном контакте можно получить результат.
Формы совместной работы: тесты, экскурсии, презентации, просмотры фильмов, встречи с родителями, посещение Пермской ярмарки, участие в конкурсах разного уровня, беседы и т.д.
О результате мы пока говорить не можем, т.к. у нас впереди ещё целая короткая и самая трудная четверть. А какой я ожидаю в целом результат нашей совместной деятельности? Конечно же, это 100% устройство учащихся в учебные заведения города или края.
Я могу поделиться с вами результатами 1 года работы проекта. (сЛАЙД)
Вы знаете, что составы групп у всех у нас очень подвижны и непредсказуем. Я имею в виду степень заболевания ребят.
В 2010-2011 уч.году из моей группы окончили школу четыре человека: два ребёнка с тяжёлым поражением ЦНС (класс с ГУО) и две девочки окончили школу по программе VIII вида. Из этих выпускников устроилась Родина Наташа в Пермский краевой колледж «Оникс» на художественно-графическое отделение специальность Изготовитель художественных изделий из дерева.


В 2011-2012 учебном году 5 выпускников. Все учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП различной степени). +3 девочки 9 класса. Вообще , мне хотелось бы отметить, что план очень подвижен и изменчив, и очень индивидуален. Он основан именно из индивидуальных потребностях и интересах ребят. Часть из него составлен из вопросов учащихся. Аня спросила, что делает Мерченда
·йзер Отсюда тема для беседы «Современные профессии».
1.Идея возобновить выпуск газеты «ШКИЧ» была моя. Мне самой это интересно, но ребята думают, что это их идея, а я лишь их только подтолкнула. Выпуск газеты – это не просто знакомство с профессиями полиграфического цеха и типографии в целом, но и развитие таких качеств социальной компетентности, как толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность.
Интерес ребят к выпуску газеты подтолкнул меня к мысли организовать экскурсию в центр «Издательства политехнического университета», где был распечатан первый выпуск. Широкие возможности текстовых редакторов позволили компьютеру практически вытеснить пишущие машинки из делопроизводства, а использование компьютерных издательских систем во многом изменило организацию подготовки рукописи к изданию, автоматизировало труд людей нескольких типографских профессий верстальщика, наборщика, корректора, оператора на копировально-множительной технике – ризографиста.
Директор центра «Издательства ПНИПУ» рассказала о профессии дизайнера-макетчика, который составляет макет объявления, газет, рекламы. На экскурсии она показала ребятам брошюры, книги, газеты которые печатаются в этой типографии. В целом компьютеризация типографских машин сделало эти профессии привлекательными для молодёжи. В печати нашей газеты принимали участие пять человек. На мой вопрос ребятам: «Видите ли себя на этих рабочих местах?» Артём дал однозначный ответ, что дизайнером-макетчиком и ризографистом смог бы работать. Работники типографии сделали подарок ребятам – календарь, на примере которого показали весь технологический процесс.
Работа над самой газетой, позволило ребятам познакомиться и попробовать себя в роли журналиста, корреспондента, редактора, дизайнера.


3. Если немного оглянуться назад, то можно вспомнить, что в I –м полугодии мы с ребятами принимали участие в мастер-класса по съёмке мультфильмов с последующем участии в фестивале мультипликации, где нам был присуждён специальный приз жюри. На мастер-классе и в процессе работы над фильмов ребята познакомились и попробовали свои силы в таких профессиях как режиссёр, оператор, сценарист. Мультфильм вы уже видели.
4. Совсем недавно, итоговым этапом, можно считать участие в краевом конкурсе сочинений «Кем хочешь стать».

Промежуточные результаты работы II года работы проекта:
Вывод.
Участвуя в реализации проекта, учащиеся конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца , работать в команде и, как показывает отзыв родителей, этот опыт им пригодиться в жизни, какой бы профессий они не овладели.
Таким образом, можно сделать общий вывод, что социальное проектирование -деятельность коммуникативная. Она учит детей распределять обязанности, дискутировать, аргументировать свою точку зрения, отстаивать и менять свою позицию, убеждать других.
Социальное проектирование школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Как никакая другая деятельность, способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду.
Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.

Планы на четвёртую четверть.(слайд)












эђ Заголовок 1Уђ Заголовок 2Уђ Заголовок 3Уђ Заголовок 415