Классные часы в 5, 6 и 9 классах из серии Уроки самоопределения. Самооценка


Уроки самоопределения «Самооценка»
Тема занятия: «Познай самого себя» (5 класс)
Цель занятия: формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Задачи: Образовательные:
познакомить детей с некоторыми приемами самопознания,
способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше;
побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.
Воспитательные :побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самосовершенствованию, самоанализу;
воспитывать умение слушать других, прислушиваться к советам ;воспитывать у детей чувство вежливости, внимания и дружбы.
Развивающие (коррекционные):
развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
способствовать развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки;
способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;
развивать умение находить в себе главные черты; определять свои личностные особенности.
Оборудование: альбомные листы для автопортретов; тетрадные листочки для тестов.
Ход занятия:
Этапы проведения Содержание Примечание
Организационный момент - Добрый день, ребята! Я очень рада Вас видеть! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения. Всем нравится получать комплименты. Давайте их скажем друг другу. УПРАЖНЕНИЕ «Комплименты»
Образуем два круга (внутренний и внешний). Все стоят (или сидят) напротив друг друга. Внутренний круг стоит на месте, а внешний передвигается по часовой стрелке на одного человека. Тот, кто находится во внешнем круге, должен сделать комплимент тому, кто сидит напротив, соблюдая следующие условия: назвать по имени, посмотреть в глаза, сказать что-то приятное, причем сказанное должно быть приятно слушающему, а не говорящему. Второй говорит: «Спасибо» и делает комплимент в ответ, соблюдая те же условия. После чего внешний круг передвигается. Определение темы и задач - Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа - «Познай самого себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.
- Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
- Что лучше: переоценить или недооценить себя?
- Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?
- Как вы думаете, знаете вы себя?
Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.
Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы:
1. Самонаблюдение.
2. Самоанализ.
3. Самоиспытание.
4. Самооценка.
Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.
Учащиеся отвечают на вопросы, высказывая свои предположения
Записаны на доске
Происходит деление на группы
Работа по теме занятия - Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.
- Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?
- Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.
- У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»
- Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.
- А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.
- А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?
- Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?
Мини-лекция «Что такое самооценка?» Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка - это оценка своих достоинств и недостатков. Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение. Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная. Завышенная или заниженная самооценка, как и кривое зеркало, плохой советчик.
- Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.
- Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.
И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.
Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.
Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.
Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.
Тест «Самооценка»
У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.
Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.
Быстро напишите букву «я» в любом кружке.
Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.

А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.
Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.
Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.
Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.
Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.
Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).
Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.
Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.
Итог занятия Подведем итоги сегодняшней нашей встречи.
Упражнение «А напоследок я скажу…»
Обучающимся предлагается открыть ежедневник (блокнот) на «чистом листе» и внести туда информацию, которая разделена на пять позиций:
1. Что я узнал?
2. Что у меня получилось?
3. Что я для этого сделал?
4. Как я это использую?
- Почему Франсуа Вийон сказал: «Я знаю все, но только не себя»?
Выслушиваются ответы
Тема занятия: «Зеркала самооценки» (6 класс)
Цель занятия: формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Задачи: Образовательные:
расширить представление учащихся о самопознании и самооценке, о методах самопознания и самооценки
способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше;
побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.
Воспитательные :побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самосовершенствованию, самоанализу;
воспитывать умение слушать других, прислушиваться к советам ;воспитывать у детей чувство вежливости, внимания и дружбы.
Развивающие (коррекционные):
развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
способствовать развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки;
способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.
Оборудование: тетрадные листочки с таблицей для самодиагностики.
Ход занятия:
Этапы проведения Содержание Примечание
Организационный момент - Добрый день, ребята! Я очень рада Вас видеть! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения.
Игра « Презентация индивидуальности»
Чтобы получше узнать друг друга, нам поможет наше собственное имя. На первую букву своего имени нужно назвать черту своего характера. Например, Анна – активная и т.д. Определение темы и задач Вспомните героиню повести «Королевство кривых зеркал» Олю. Она считала себя очень умной, красивой, справедливой девочкой, не замечала своих недостатков. А бабушка так хотела, чтобы Оля когда-нибудь увидела себя со стороны. И вот Оля попала в королевство кривых зеркал. В этих зеркалах толстяки видели себя стройными, худые и тщедушные - упитанными, уродливые казались себе красавцами, а злые и завистливые выглядели добрыми и симпатичными.- Есть ли вокруг нас такие кривые зеркала?
- Почему люди видят себя не такими, какие они есть?
- Может ли человек правильно оценить себя?
- Да, действительно. Героиня повести все-таки смогла увидеть себя не в кривом, а в хорошем зеркале. Это зеркало помогло ей правильно оценить себя, увидеть свои недостатки, а затем побороть их.
Работа по теме занятия - Самооценка - это оценка самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценку можно сравнить с зеркалом. Если зеркало кривое, то оно искажает отражение. Так и самооценке можно доверять только тогда, когда она правильная, а не заниженная и не завышенная. Завышенная или заниженная самооценка, как и кривое зеркало, мешает увидеть себя таким, каков ты есть. Как это случилось с двумя шестиклассниками...
Проблемная ситуация. ...Все шестиклассники готовились к выставке «Мир моих увлечений». Санька хотел принести для этой выставки свою лучшую чеканку, да не решился - подумал, а вдруг работа кому-то не понравится и над ним будут смеяться. Он, вообще, человек робкий и стеснительный. Всегда готовится к урокам, а руку никогда не поднимает - боится, что ответит неправильно и класс поднимет его на смех. А уж спорить с учителем и доказывать свою правоту у него и язык не повернется.
То ли дело его сосед по парте Игорек. На всех уроках тянет руку и громче всех кричит, чтобы его вызвали. Уроков никогда не делает, а вызовут к доске - уверенным голосом несет какую-то околесицу. Если же учитель ставит ему тройку, возмущенно вопрошает: «За что? Я вам все рассказал!» Спорить с ним бесполезно - он все равно будет считать себя правым. На всех переменах он только и делает, что рассказывает Саньке о своих успехах, победах, хотя ничего особенного делать не умеет.
Игорек ни перед кем не пасует и никого не стесняется. С учителями разговаривает, как с равными, даже с директором не церемонится.Санька рассказал маме, какой необыкновенный парень этот Игорек. А мама почему-то сказала: «Да что же в нем необыкновенного? Самый обыкновенный... (кто?)».
- Как вы думаете, какое слово произнесла мама?
- А что думает о себе сам Игорек? Высокая у него самооценка или низкая?
- Как вы думаете, хорошо ли относятся к Игорьку одноклассники? Уважают ли его?
- Если бы Игорек увидел себя не в кривом, а в правильном зеркале, какие бы недостатки он в себе обнаружил?
- Что бы вы ему посоветовали, чтобы избавиться от этих недостатков? Захотел бы он услышать ваши советы?
- А что можно сказать о Саньке? Правильная ли у него самооценка?
- Хорошо ли он чувствует себя в коллективе одноклассников?
- Каким видит он себя в кривом зеркале?
- Что посоветовать Саньке, чтобы он мог повысить самооценку?
Психологи заметили, что большинство людей склонны к высокой самооценке, ведь каждому хочется уважать себя. Однако человек, считающий себя намного умнее других и намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. А люди с низкой самооценкой страдают от неуверенности в себе, робости, замкнутости, стеснительности. Только правильная самооценка вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
- Правильная самооценка может быть только у того, кто знает свои сильные и слабые стороны. Сейчас мы проведем самодиагностику «Какой я?».
У вас на столах лежат таблички, заполните их и оцените свои качества по десятибалльной шкале, только результаты никому не показывайте.
1 2 3 4 5 УМ 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 ДОБРОТА 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 СПРАВЕДЛИВОСТЬ 6 7 8 9 10
(Нахал.)
(Высокомерие, самоуверенность, наглость.)
Робким, неуверенным, глупым, неумелым, слабым.)Содержательная деятельность
Итог занятия Рейтинг «Самый, самый…»Накануне этого классного часа вам было предложено записать фамилии трех девочек и трех мальчиков, которых вы считаете самыми умными, самыми добрыми и самыми справедливыми. И теперь всем вам не терпится узнать, кто же возглавил этот рейтинг.
- Ими стали …
- Я хочу задать вопрос лидерам рейтинга: «Совпадает ли ваша самооценка с высокой оценкой класса?»
А теперь предлагаю всем посмотреть на свои оценки.
- Нет ли среди вас таких, кто оценил эти качества в себе очень высоко, а одноклассники не увидели ваших достоинств?
- Может быть, это говорит о явно завышенной самооценке?
Ум, доброта, справедливость - эти и другие хорошие качества может воспитать в себе любой человек. «Мы имеем в себе силу сделать себя тем, кем хотим быть», - писал нобелевский лауреат, русский ученый-физиолог И.П. Павлов.
- Итак, по словам Павлова, мы можем воспитать себя такими, какими хотим быть. Для этого нужно сделать всего 5 шагов. Они записаны на доске.
- Давайте поможем шестикласснику Саньке. Как ему с помощью этих советов повысить самооценку?
- Что значит «посмотреть на самого себя?» - Какие сильные и слабые стороны он мог бы увидеть?
- Что именно ему нужно изменить в себе?
- Что он должен делать, чтобы избавиться от этих качеств?
- Что такое самоконтроль?
Психологи еще советуют не бояться ошибок, быть терпеливым и обязательно каждый день хотя бы несколько минут мысленно представлять себе, каким ты станешь.
- Как вы думаете, зачем нужен этот совет?
Упражнение «Мечтать не вредно»
- Вспомните, о чем вы мечтали, когда ходили в детский сад. Запишите свои мечты на листочке. Вспомните, о чем вы мечтали в 1 классе, и запишите свои мечты. Подчеркните мечты, которые уже сбылись, и зачеркните то, о чем вы перестали мечтать. Насколько реалистичными вам кажутся ваши детские мечты сегодня? Подумайте, о чем вы мечтаете сейчас. Запишите, если хотите.
- Ваши мечты говорят об уровне притязания. Осуществление мечты - это успех. От этих двух составляющих зависит наша самооценка.
Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую иногда называют формулой счастья:

Посмотрите на эту формулу.
- Как уровень притязаний влияет на самооценку?
- А если притязания скромные, но достижения очень большие? Например, записался в секцию плавания для здоровья, а стал олимпийским чемпионом. Какова будет самооценка?
Из этой формулы видно, что если мечты и притязания соответствуют возможностям, то человек правильно оценивает себя. Тогда и запросы у него разумные - человеку живется легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен, никого не трогает и ничего не боится. Он чувствует себя счастливым, знает себе цену и никому не завидует. Людей с правильной самооценкой отличают два качества: скромность и достоинство.
А если запросы превышают возможности («могу купить самокат, а хочу джип»), человек начинает страдать, одним - завидовать, других - унижать, чтобы хоть как-то возвыситься. Ему кажется, что все ему чего-то должны - родители, друзья. Человек с заниженной самооценкой отравляет жизнь себе и близким.
- Есть только два способа повысить самооценку. Попробуйте найти их, используя в качестве подсказки формулу Джеймса.
Познать себя, дать себе объективную оценку - это совсем не просто. Ведь, как говорил В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности». Чтобы понять, какой же ты в действительности, дать себе правильную самооценку, иногда может понадобиться целая жизнь. Но не нужно забывать, что главными показателями правильной самооценки являются скромность и чувство собственного достоинства.
Давайте подведем итоги. Игра «Ноутбук».
Методика «Ноутбук»
Ведение ноутбука должно быть исключительно привычным делом. Для этого его необходимо заполнять ежедневно, перед сном. Ноутбук может содержать такие пункты: ответ на вопрос: «Что я усвоил сегодня для себя?»; ответ на вопрос: «Как я это использую завтра для достижения своей цели?» Вручаются символические призы
(Дети высказываются.)
(Читают.)
1. Посмотреть на самого себя.
2. Увидеть свои сильные и слабые стороны.
3. Поставить цель - что именно ты хочешь изменить в себе.
4. Составить план действий по достижению цели.
5. Контролировать себя (самоконтроль).
(Увидеть себя в правильном зеркале, а не в кривом.)
Нужно победить свою робость и неуверенность в себе.)(Каждый день поднимать руку и отвечать, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, записаться в драмкружок, участвовать в концертах и т. п.)
(Нужно записывать, что получилось, что нет, составлять графики, отчеты и т. п.)
(Чем больше уровень притязаний, тем меньше самооценка.)
(Или добиться успеха в какой-нибудь деятельности, или снизить уровень притязаний, уменьшить запросы.)
Выслушиваются высказывания учащихся
Тема занятия: «Путь к себе» (9 класс)
Цель занятия: развитие устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Задачи: Образовательные:
создать условия для понимания цели самооценки каждым учеником;
совершенствовать знания учащихся об уровнях самооценки;
способствовать развитию умения составлять самохарактеристику;
побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.
Воспитательные :побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самосовершенствованию, самоанализу;
воспитывать умение слушать других, прислушиваться к советам ;воспитывать у детей чувство вежливости, внимания и дружбы.
Развивающие (коррекционные):
развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
способствовать развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки;
способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.
Оборудование: тетрадные листочки с таблицей для самодиагностики.
Ход занятия:
Этапы проведения Содержание Примечание
Организационный момент - Добрый день, ребята! Я очень рада Вас видеть! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения.
Игра « Презентация индивидуальности»
Чтобы получше узнать друг друга, нам поможет наше собственное имя. На первую букву своего имени нужно назвать черту своего характера. Например, Анна – активная и т.д. Определение темы и задач Даосская притча . Однажды пришёл к даосскому монаху человек и пожаловался, что, как ни пытается, не может понять мудрость мира. А, следовательно, он сомневается в мудрости Бога. Это очень смущает его. Монах согласился помочь этому человеку, но при одном условии: тот будет выполнять его требования.
Первое его требование было таким: сидеть у берега и слушать, как поёт река.
— Это голос Бога, — сказал монах.
Так человек и сделал. Но вечером, когда монах спросил его, понял ли он мудрость мира, он покачал головой.
Тогда монах приказал человеку смотреть в костёр.
— Это танец Бога, — сказал он.
Но утром вновь человек сказал, что не понял мудрость мира. Монах задумался. А на третий день сказал:
— Тогда посмотри в себя, там таятся все твои сомнения.
И, увидев в своей душе отражение целой вселенной, человек понял мудрость Бога. И сомнения отступили, и покой заполнил его душу.
- Как вы думаете, о чем эта притча? Как она связана с нашим часом общения? О чем мы поговорим сегодня?
- Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми?
- А что можно узнать о себе?
- Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? Выслушиваются высказывания учащихся
-Свои физические возможности, состояние здоровья.
-Свои таланты, способности (умственные, творческие).
-Свой характер, темперамент, волю.
-Свои вкусы, привычки.
-Свои сильные и слабые стороны.
«Определение уровня самооценки»
- А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно поместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа – с завышенной, вторая – с заниженной и третья – с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие – обосновать свой выбор.
Записи на листках:
Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
- Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой
-Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой?
-Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой?
- Как вы думаете, окружающие могут определить, у кого правильная самооценка, а у кого заниженная или завышенная? Кто уверен в себе, а кто нет?
Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела, то есть в его мимике и жестах. Сейчас вы это сами увидите.
- Я приглашаю вас в Театр Пантомимы. Мне нужны три помощника. Три ученика выходят к доске. Ваше задание - сыграть роль человека с определённой самооценкой, а зрители постараются угадать, человек, с какой самооценкой изображается.
- Молодцы! Давайте запомним, как внешне себя ведут люди с различной самооценкой.
- Присмотритесь к окружающим вас людям. В наше время, к сожалению, многие ошибочно считают нахальство и хамство уверенностью в себе, а на самом деле просто утверждаются за счёт других.
Выработка правил самооценки.
- Как вы думаете, что легче – оценить кого-то или поставить оценку себе? А есть ли такие «Правила самооценки»? Давайте постараемся их найти. Как вы думаете, о чём говорят эти пословицы и какие правила самооценки можно по ним выделить:
Будь умелым не речами, а делом.
И мудрому человеку совет требуется.
Всякий совет к разуму хорош.
Проблемная ситуация «Как себя оценить?»
- Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи
Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
- К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые мы с вами выявили. Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?
Составление самохарактеристики
- После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты
Игра «Маска, я тебя знаю!»
- С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.
- Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Ученики отвечают, обосновывают свой выбор, правильные ответы прикрепляют магнитами на доску в соответствующие колонки таблицы.)
Демонстрация таблицы
Судите о себе по делам
Будь снисходительным к другим, но строгим к себе
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг
Выслушиваются ответы
Заполнение анкеты
Зачитывание нескольких характеристик
Итог занятия Подведем итоги сегодняшней нашей встречи.
Упражнение «А напоследок я скажу…»
Обучающимся предлагается открыть ежедневник (блокнот) на «чистом листе» и внести туда информацию, которая разделена на пять позиций:
1. Что я узнал?
2. Что у меня получилось?
3. Что я для этого сделал?
4. Как я это использую?
Анкета
СамохарактеристикаМой внешний вид: я доволен (не доволен) своей внешностью. Я (не) стараюсь выглядеть _____________________________________________________________________________
Лучше всего у меня получается___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Больше всего мне интересно _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мои трудовые обязанности в семье _____________________________________________________________________________
Самыми ценными качествами в себе я считаю _____________________________________
_____________________________________________________________________________
Самыми отвратительными качествами в себе я считаю _____________________________________________________________________________
Неуверенный в себе человек Уверенный в себе человек Самоуверенный человек
- Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону.
- Голова опущена.
- Спина сутулая.
- Руки помещены перед собой - Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты. - Смотрит окружающим в глаза.
- Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.
- Спина у него прямая. Плечи развёрнуты.
- Руки могут быть убраны за спину.
- Ноги на ширине плеч и расслаблены. - Стоит вполоборота.
- Правое плечо слегка выставлено вперёд.
- Грудь колесом.
- Голова высоко поднята.
- Смотрит высокомерно, дерзко.
- Руки на поясе.
- Упор на левую ногу.
Библиографический список
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. – М., 1991
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989
Данилова В.А. Как стать собой. Психотехника индивидуальности: Пособие для самообразования. – М., 1994
Резапкина Г.В. Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8—9 классов : учеб. пособие / Г.В.Резапкина. — М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. — М.: Пед. общество России, 1998