ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СДЮСШОР ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ








ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СДЮСШОР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ



Пояснительная записка

Образовательная программа СДЮСШОР художественной гимнастики составлена на основе Государственной образовательной программы утвержденной Комитетом по физической культуре и спорту РФ, нормативно-правовых основ регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности ( информационное письмо Министерства образования РФ № 03-М от 01.02.1995г.), требований Еденной всесоюзной спортивной классификации, последних достижений в области физической культуры.
Целью данной образовательной программы является создание эффективной образовательно-воспитательной системы интегрирующей опыт и потенциал собственного педагогического коллектива, других образовательных учреждений дополнительного образования спортивной направленности.
Образовательная программа рассчитана на следующие возрастные группы:
ступень - начальная подготовка 5-8 лет лет;
ступень - учебно-тренировочные группы 8-14 лет
III.ступень – спортивное совершенство 14-17 лет
IV. ступень – высшее спортивное мастерство 17 и старше
Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования призвана, способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Перед спортивной школой на этапе начальной подготовки ставятся задачи:
-привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждения здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
На учебно-тренировочном этапе подготовке ставятся задачи:
-улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие;
-повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программы по виду спорта;
-профилактика вредных привычек и правонарушений.
На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставится задача:
-привлечение к специализированной спортивной подготовки оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных
результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

Учебный год начинается 1 сентября и продолжается 46 недель непосредственно в условиях спортивной школы и 6 недель в условиях спортивно-оздоровительного лагеря.
Обучение ведется на этапах подготовки:
спортивно оздоровительном
начальной подготовки
учебно-тренировочный
спортивного совершенствования
высшего спортивного мастерства





Численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы, нормативы оплаты труда тренеров-преподавателей по спорту в группах.

Этапы подготовки
Период обучения(лет)
Минимальная наполняем ость групп (чел.)
Максимальный объем учебно-тренир. Работы(час/нед)
Норматив оплаты труда(в % на одного занимающегося)

спортивно оздоровительном
Весь период
15
6
2,2

Начальной подготовки
До года

Свыше года
15

14
6

9
2,2

3,6

Учебно-тренировочный
До 2-х лет

Свыше 2-х лет
10

8
12

18
6

14

Спортивного совершенствования
До года

Свыше года
6

6
24

28
20

30

Высшего спортивного мастерства

Весь период
4
32
40


Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые, индивидуальные, учебно-тренировочные и теоретические занятия (по индивидуальным планам для групп СС и ВСМ), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика.
Учебные планы-графики по виду спорта составляются с учетом периодизации процесса обучения и могут быть как едиными для всех групп, так и составляться индивидуально по каждой группе.
Продолжительность периодов подготовки составляет:
подготовительный период (сентябрь-декабрь)
соревновательный период (январь-июнь)
переходный период (июль-август)
В СДЮСШОР х/г продолжительность обучения по годам и этапам подготовки, режим работы и требования по спортивной подготовки осуществляется согласно приложению №1.
Требования и основные критерии по спортивной подготовке в учебно-тренировочных группах предъявляются на конец учебного года, в группах СС и ВСМ на начало учебного года.
Требования и критерии на этапах подготовки
НП-1
НП-2
НП-3
УТ-1
УТ-2
УТ-3
УТ-4
УТ-5

а)
а)


в)
а)
б)
в)
а)
б)
в)
а)
б)
в)
а)
б)
в)
а)
б)
в)
а)
б)
в)

а) – сдача контрольных нормативов
б) – участие в соревнованиях
НП-3 – 3 соревнования, УТ-1 – 5 соревнований, УТ-2 – 5 соревнований,
УТ-3 – 6 соревнований, УТ-4 – 7 соревнований, УТ-5 – 8 соревнований
в) – выполнение разрядных требований
НП-3 –3 юн.УТ-1 – 2 юн, УТ-2 – 1 юн., УТ-3 – 3р., УТ-4 – 2р., УТ-5 –1р., выполнение разряда «Кандидат в мастера спорта» для перспективных спортсменов.
Порядок открытия и комплектования групп СС и ВСМ
Списки групп СС и ВСМ формируются администрацией образовательного учреждения ежегодно до 1 мая текущего года на основании нормативного «положения о зачислении и переводу занимающихся на последующий год обучения и этапы многолетней спортивной подготовки».
Списки должны быть подготовлены совместно со специалистами по видам спорта Министерства по делам молодежи , физической культуры и спорта, администрацией отделов образования и заверенные ими. До 15 мая, списки должны быть предоставлены в РСДЮСШОР для утверждения в МО РСО-А.
В том случае, если возраст занимающихся в группах СС и ВСМ превышает 18 лет, администрация СДЮСШОР представляет в экспертную комиссию РСДЮСШОР заверенное федерацией ходатайства о необходимости продолжения подготовки спортсмена в спортивной школе в связи с конкретными обстоятельствами.
Возрастной ценз не распространяется на членов сборных команд РФ.
Оплата учащихся в группах СС и ВСМ производится в соответствии с нормативными документами регулирующими деятельность учреждения дополнительного образования спортивной направленности.
В случае выбытия (отчисления) спортсменов-учащихся из групп СС и ВСМ по причине не выполнения ими требований по спортивно-технической подготовке, систематических пропусков учебно-тренировочных занятий, оплата труда тренера-преподавателя снижается на установленный норматив (в %).
В случае отчисления спортсмена-учащегося по уважительной причине (изменение места жительства, заболевания, не позволяющее продолжать спортивные занятия) решением администрации спортивной школы оплата труда тренера-преподавателя может быть сохранена до конца учебного года. (Этот раздел должен быть предусмотрен в Уставе учреждения).
Критерии перевода на этапах СС и ВСМ
СС- Разряд КМС, участие в республиканских и всероссийских соревнованиях, сдача контрольных нормативов;
ВСМ- Разряд МС, участие в соревнованиях согласно календарного плана школы, инструкторско- судейская практика, сдача контрольных нормативов;
При переводе по годам обучения учитывать динамику прироста спортивных показателей.
Перевод учащихся осуществляется по результатам сдачи контрольных нормативов и уровню спортивной подготовленности.
На этапах подготовки контрольные нормативы сдаются:
- НП-1 вступительные нормативы по ОФП - октябрь
переводные по ОФП и СФП - май
- НП-2 вступительные нормативы по ОФП - сентябрь
выпускные по ОФП и МФП, ТТП - май
-УТ-1 , УТ-2 , УТ-3
контрольные по СФП, ОФП, ТТП - сентябрь
переводные по ОФП, ТТМ и СФ - май
-УТ-4 , УТ-5
контрольные по СФП, ОФП, - сентябрь
ТТП - декабрь
Переводные, выпускные
по ОФП, ТТМ и СФП - май
Учащиеся не выполнившие контрольные нормативы переводятся в группы спортивно-оздоровительной направленности.
Учащиеся, прошедшие обучение не менее 5 лет и выполнившие нормативные требования к уровню общефизической, специальной, технической и спортивной подготовки, считаются выпускниками СДЮСШОР и по окончании спортивной школы получают свидетельство с указанием уровня спортивной подготовки, звание инструктора-общественника и судьи по спорту (последнее присваивается учащимся, прошедшим теоретический курс подготовки и принявшим участие в судействе не менее 4-х соревнований в течении года).
В целях выполнения учебной программы планируется проведение не менее 4-х внутри школьных соревнований.
Деятельность в СДЮСШОР осуществляется в разновозрастных группах, в которых занимаются учащиеся от 5 до 20 лет. Возрастные ограничения не распространяются на спортсмена, если его спортивные результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства. Для более широкого вовлечения учащихся занятий физической культурой и спорта для оздоровления учащихся открываются группы спортивно-оздоровительной направленности. Занятия в группах могут проводиться на базе общеобразовательных школ, школ –интернатов, детских садов.
Продолжительность занятий в группах спортивно-оздоровительной направленности и в группах начальной подготовки не должно превышать 2-х академических часов. В учебно-тренировочных группах-3-х академических часов при не менее 4-х разовых занятий в неделю, в группах УТ-4, УТ-5 и группах СС, ВСМ – 4-х академических часов, а при 2-х разовых занятиях в день – 3-х академических часов. В течении года учащиеся отделения РСДЮСШОР принимают участие во всех соревнованиях согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий и согласно возрастной группе.
Учащиеся принявшие в менее 50% спортивно-массовых внутри школьных мероприятиях к сдаче контрольных нормативов не допускаются.
Для учащихся зачисленных в составы сборных команд РСО-А, РФ организуются учебно-тренировочные сборы.
Для обеспечения круглосуточных учебно-тренировочных занятий и активного отдыха учащиеся в период зимних и летних каникул организуются спортивно-оздоровительные лагеря.
Учащиеся обучающиеся в СДЮСШОР х/г в группах НП и УТ проходят диспансеризацию 2 раза в год. В группах СС и ВСМ 4 раза в год поэтапные и 2 раза углубленные.
Воспитательная работа в школе направлена на всестороннее развитие личности учащихся, расширение их кругозора, знаний истории олимпийского движения, преемственности и приумножении лучших традиций школы, знание нравов, обычаев своего народа, исторических памятников осетинской культуры и архитектуры.
С этой целью в этом разделе планируется проведение лекционных курсов по тематике, охватывающей историю и традиции Олимпийских игр, походы и экскурсии по историческим местам Сев. Осетии,
Торжественный прием и выпуск учащихся, соблюдение церемониалов открытия, закрытие соревнований, награждение победителей, выбор среди учащихся лучшего спортсмена года.
В школе планируется методическая работа с тренерско-преподавательским составом.
В целях повышения квалификации тренерско-преподавательского состава проводятся:
1. Тренерские Советы (ежемесячно)
2. Методические объединения (3 раза в год)
3. Открытые уроки (каждый тренер по уроку в год)
В течении года каждый тренер должен подготовить I методическую


разработку и выступить с нею на метод объединении.
Оплата труда тренера-преподавателя за одного занимающегося (вводится в учебно-тренировочных группах с1-го года обучения).
Оценка результатов работы директора, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методистов определяется по коэффициенту полезного участия в организации спортивно-массовой, методической и воспитательной работе



Каждой возрастной группе детей свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особенности, учет которых необходим для рационального физического воспитания.
Младший школьный возраст является относительно спокойным периодом в развитии детей. В коре головного мозга процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети очень эмоциональны, у них неустойчивое внимание, они плохо сосредотачиваются. Поэтому нужно чаще практиковать варьирование нагрузок, создавая положительно эмоциональный фон. Большая возбудимость и реактивность центральной нервной системы способствует быстрому формированию двигательных навыков и овладению технически сложными движениями.
Кости скелета недостаточно прочны, богаты хрящевой тканью, связки пластичны. Позвоночный столб (основная часть опорного аппарата туловища ребенка) в младшем школьном возрасте отличается большой гибкостью, неустойчивостью основных изгибов – грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к концу 7 года жизни, а поясничный – к 12 годам. К 7 годам «закрываются» дужки позвонков (происходит слияние ядер окостенения левой и правой половины дужек) а в период от 18 до 11 лет происходит окостенение эпифизарных хрящевых дисков тел позвонков. Однако полное срастание костных эпифизарных дисков с телом позвонка продолжается от 15 до 24 лет. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные хрящевые диски и слаборазвитая мускулатура мышц спины может вызвать деформацию позвоночных изгибов у детей младшего школьного возраста. Неправильная посадка за партой, ношение тяжестей в одной руке, а также физические упражнения с односторонней нагрузкой способствуют деформации позвоночных изгибов, боковым искривлениям или образованию сутулой спины.
Скелет верхних и нижних конечностей формируется у детей разными темпами. К началу школьного возраста длина ног у ребенка увеличивается более чем в три раза по сравнению с их длиной у новорожденного. Длина рук к 7 годам увеличивается в два раза. Окостенение рук заканчивается раньше, чем ног.
На общеобразовательных уроках необходимо постоянно наблюдать за сохранением правильной осанки. Для этого рекомендуется выполнять разгрузочные упражнения, используемые для активного отдыха.
На уроках физической культуры и на занятиях в кружках ДЮКФП следует применять специальные комплексы упражнений для формирования мышечного корсета, поддерживающего нормальную осанку. Следует избегать упражнений с резкими односторонними толчками асимметричным подниманием тяжестей, натуживаний, чрезмерной и длительной нагрузки на опорную поверхность стопы. У девушек 16-18 лет и юношей 17-18 лет позвоночник становится менее подвижен, способен нести значительные нагрузки. Однако полное срастание костных дисков с телом позвоночников происходит только к 24 годам, поэтому постоянно нужно следить за правильной осанкой. Более 30% страдающих остеохондрозом - /дегенеративные изменения межпозвоночных дисков/ приходятся на возраст от 15 до 19 лет.
К этому возрасту кости становятся более толстыми и прочными, но процесс окостенения еще не закончился. Чрезмерные мышечные нагрузки ускоряют окостенение скелета и это может вызвать замедление роста трубчатых костей в длину, а, следовательно, и замедление роста всего тела.
В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста в длину, увеличиваются вес и мышечная масса. С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела – его длина увеличивается на 9-10 см, а с 14 до 15 лет – на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко падают к 16-17 годам. От 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см в год, а от 16 до 17 лет – только на 2-3 см.
В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам.
Уровень развития мышечной системы отстает от развития костной системы. В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие темпы увеличения мышечной массы. Самое большое нарастание силы происходит в возрасте 14-18 лет.
Отношение веса мышц к весу тела в 12 летнем возрасте составляет около 30%. К 18 годам вес мышцы увеличивается до 40% и более. В связи с ростом мышечной массы растет и мышечная сила. Средние показатели становой силы у 12 летних составляют 50-60, у 15 летних – 90-100, а у 18 летних – 125-130 кг.
С возрастом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный вес, а также морфологическая структура мышц. К 7-8 годам удельный вес мышечной массы увеличивается до 29%. Существенные изменения претерпевает микроструктура мышц. Становятся более прочными связи, удлиняются сухожилия мышц. У детей младшего возраста наблюдается интенсивное развитие мелких мышц кисти. Этому способствуют и новые формы движений.
В темпах увеличения роста и веса тела, а также силы отдельных мышечных групп у мальчиков и девочек школьного возраста имеются существенные различия, которые необходимо учитывать при занятиях физическими упражнениями. До 10 лет существенных различий в темпах изменения роста и веса между девочками и мальчиками не наблюдается. С 10 лет длина тела у девочек резко увеличивается, а с 11 лет они заметно обгоняют мальчиков и в весе тела. Резкое увеличение длины тела у мальчиков начинается с 12, а веса – с 13 лет. К 15 годам мальчики становятся выше девочек, имеют больший объем и размах грудной клетки, выраженные преимущества в развитии мышечной силы и быстроте движений.
Максимальный рост силы на 1 кг. Собственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относительной силы снижаются. Показатели абсолютной и относительной силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у мальчиков. Поэтому в занятия с девочками старше 13-14 лет следует особенно строго дозировать упражнения, выполняемые с большими напряжениями, (лазание по канату, переноску груза)
В младшем школьном возрасте мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища, хотя относительная сила мышц конечностей (на 1 кг массы тела) близка к показателям взрослых. Поэтому в большом объеме можно использовать упражнения, связанные с преодолением массы тела в исходном положении (наклонном и вертикальном). Учитывая лучшее развитие сгибателей, необходимо подбирать специальные упражнения на укрепление разгибателей.
Показатели функциональной зрелости нервно-мышечного аппарата возбудимость и лабильность – уже 8-10 годам приближаются к уровню взрослых людей. Время возбуждения отдельных мышечных групп у детей 8-10 лет может быть даже меньше, чем у взрослых. В возрасте от 9 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. У мальчиков от 9 до 1 лет темп движений резко увеличивается в отличие от девочек. К 11-12 годам темпы движений у девочек и у мальчиков выравниваются. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают близких к предельным значений. Наибольший рост результатов в прыжках в длину с места у девочек отмечается с 9 до 10 лет (20%). С 10 до 11 лет этот рост составляет всего 5%. После 11 лет существенного роста показателей в этом виде упражнений не наблюдается. У мальчиков рост результатов прыжков в длину с места продолжается до 15 лет. В этом возрасте отмечается и наибольшая дальность метаний. Высота выпрыгивания без специальной тренировки увеличивается до 14 лет, после чего темпы роста резко снижаются. Дыхательные возможности крови у детей и подростков снижены (низкий гемоглобин и кислородная емкость крови). Небольшая диффузионная способность легких. Объем сердца относительно диаметра крупных кровеносных сосудов невелик. Просвет препапиллярной и капиллярной сети (по отношению к взрослым) большой. Этим объясняется низкое артериальное давление детей. Недостаточна сократительная способность миокарда. Преобладает симпатическое влияние нервной системы над парасимпатическим, поэтому у детей высокая частота сердечных сокращений. Систолический выброс крови небольшой, минутный объем достигается учащением сердечных сокращений. Реакция на физическую нагрузку малоэкономна, небольшой функциональный резерв сердца, низкие величины максимального потребления кислорода, ограничена способность работать в долг, значительное учащение дыхания, небольшой минутный объем дыхания, небольшое увеличение систолического минутного объема, неэкономное расходование энергетических ресурсов.
В тренировках необходимо вводить интервалы отдыха или специальные восстановительные упражнения. Учитывая удлинение восстановительного периода, нужно увеличивать заключительную часть занятий. Недостаточная экономизация вегетативных функций требует постепенного нарастания нагрузок в процессе занятий.
В подростковом и старшем школьном возрасте к окончанию полового созревания основные показатели двигательной функции достигает значений, близких взрослым. Быстрота и частота движений и способность поддерживать их в максимальном темпе достигает значений, близких к предельным. Способность к овладению сложной координацией движений в 14-15 лет становится хуже, чем у 12-13 летних.
Особенно большие изменения у детей и подростков происходят в сердечно-сосудистой системе: увеличивается масса сердца (особенно левого желудочка), интенсифицируются обменные процессы в миокарде, увеличивается объем сердца, возникает относительная узость сосудов, повышается сосудистый тонус. Происходит значительное увеличение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы к динамическим нагрузкам, но возможностей взрослых они не достигают. Подростки реагируют на нагрузку менее экономно. Гемоглобин к концу пубертатного периода достигает границ взрослых. Максимальное потребление кислорода повышается, но у девочек оно ниже, чем у мальчиков. Повышается процент использования кислорода и кислородный пульс, улучшаются аэробные возможности. В ответ на нагрузку, как и раньше, увеличение вентиляции легких в большей степени идет за счет учащения дыхания, минутного объема сердца – за счет повышения частоты сердечных сокращений.
Несовершенство механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы проявляется в различных реакциях. В период чаще бывают перетренировки и перенапряжения. Преподаватель (тренер) в большей степени должен ориентироваться на биологический, а не паспортный возраст. У детей этого возраста быстроту воспитывают с помощью средств, направленных на повышение скоростно-силовых качеств и мышечной силы. Продолжает развиваться общая выносливость, но темпы ее роста несколько снижаются.
В процессе развития детей и подростков частота сердечных сокращений (ЧСС) уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин близких к показателям взрослых. С 7 лет ЧСС с 85-90 уд/мин снижается до 70-76 к 14-15 годам пульс составляет 65-75 уд/мин, т.е. практически не отличается от ЧСС у взрослых людей. В условиях выполнения сопоставимых видов мышечной работы наблюдается снижение ЧЧС с возрастом. Если у 13 летних ЧЧСпри достижении максимального потребления кислорода составляет 205 уд/мин, то у 14-15 летних – 200, а у 16-18 летних – 189 уд/мин.
В юношеские годы (16-18 лет) заканчивается развитие центральной нервной системы. Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя процессы возбуждения все еще продолжают преобладать над торможением. Характерна для этого возраста тяга к творчеству, соревнованиям, появляется желание первенствовать.
Объем сердца продолжает увеличиваться главным образом за счет расширения полости левого желудочка, утолщения его стенки и межжелудочковой перегородки. Минутный объем крови и ударный выброс достигают величин взрослого человека. Аорта становится более широкой, что облегчает работу сердца. Частота сердечных сокращений из-за повышающегося влияния парасимпатического отдела нервной системы замедляется. Но во всех периодах пульс у девушек остается чаще, чем у юношей. Артериальное давление повышается. Его уровень зависит также и от телосложения.
Кроме того, чем выше уровень физического развития и полового созревания, тем выше артериальное давление. Это связано с повышением сосудистого тонуса, обусловленного гормональной перестройкой. Это так называемая юношеская гипертония, она носит переходящий характер.
Фазовая структура сердечного цикла после 15 лет приобретает особенности, свойственные взрослому человеку, и характеризуется оптимальным соотношением фаз систолы левого желудочка, что свидетельствует о более экономной работе сердца в состоянии покоя и при малоинтенсивной работе.
С возрастом дыхание становится более глубоким, а частота его остается такой же, как у 12-15 летних. Увеличивается жизненная емкость (ЖЕЛ), минутный объем дыхания (МОД) и максимальная вентиляция легких (МВЛ). Улучшается диффузионная способность легких. Количество гемоглобина и эритроцитов в крови почти не повышается по сравнению с 15-летними, и вследствии этого кислородная емкость крови не достигает величин взрослых.
Физическая работоспособность к 17-18 летнему возрасту ощутимо повышается, так как минутный и удельный объем крови, а также кислородный режим (МПК, показатели внешнего дыхания) почти достигают уровня взрослых.
У девушек уже после 14 лет, а у юношей после 16 лет происходит стабилизация максимального потребления кислорода (МПК). Заметно увеличивается способность юношей и девушек работать в «долг», т.е. повышается их анаэробная производительность. Укорачивается период врабатываемости, улучшается процесс восстановления.
На этом этапе возрастного развития происходит совершенствование соотношения вегетативных и двигательных функций. Это находит отражение в экономизации деятельности организма в состоянии покоя и снижении энергозатрат на выполнение стандартной мышечной работы, а также мобилизации функций на повышенную
физическую нагрузку.
В подростковом и старшем школьном возрасте происходит процесс полового созревания, идет перестройка всего организма, наблюдается интенсивный рост и увеличение размеров тела. Происходит перестройка в эндокринной системе. Активизируется деятельность коры больших полушарий головного мозга, повышается их тормозящая функция, но сила тормозного процесса еще недостаточна. Поэтому подростки возбудимы, эмоциональны, неустойчивы, подвержены заболеваниям и срывам.
Физическая подготовка девушек по своей направленности отличается от подготовки юношей. Объем нагрузки на 10-15% ниже, чем у юношей. В связи с биологическими особенностями (в частности, в период протекания овариально-менструального цикла - ОМЦ) тренеру-преподавателю следует вносить коррективы в тренировочные планы.
Предварительно, всех занимающихся в кружках девушек следует разделить на три подгруппы: а)физическая работоспособность которых во время ОМЦ повышена по отношению к другим периодам; б)физическая работоспособность стабильна во время ОМЦ относительно всех других периодов; в)работоспособность резко снижена. Для первой и второй подгруппы ограничивать занятия нет необходимости. Более того, девушки первой подгруппы на различных соревнованиях способны показать лучшие для себя результаты. Для девушек второй группы можно снизить лишь объем скоростно-силовой подготовки или в период ОМЦ дать менее интенсивную нагрузку.
Девушки третьей подгруппы в период ОМЦ отличаются нервозностью, обидчивы. Независимо от их подготовленности и возраста, в этот период следует вводить некоторые ограничения в занятиях;
-исключаются полностью или частично в первый и второй день ОМЦ упражнения скоростно-силового характера: бег, прыжки, упражнения с отягощениями, на тренажерах и для мышц живота;
-объем и интенсивность физической нагрузки должны быть снижены на 25-30% от запланированного;
-возможно проведение занятий в щадящем режиме или аэробном, а также использование общеразвивающих упражнений.
Следует отметить, что крайне вредны для здоровья попытки некоторых девушек прерывать ОМЦ изменять их сроки при совпадении их с днями соревнований Независимо от характера применяемых средств, это ведет к нарушениям деятельности гормональной системы, что особенно опасно для молодого организма.
Важным показателем двигательных способностей детей школьного возраста является моторная адаптация, т.е. умение приспосабливать структуру освоенных двигательных действий к различным условиям, которая с возрастом улучшается.
Специальные занятия физическими упражнениями приводят к уменьшению различий между субъективной оценкой пространственных параметров движений с их истинными значениями. Однако тенденция к их субъективной переоценке сохраняется и у тренированных школьников.
Главными задачами физического воспитания детей и подростков являются:
1.Освоение доступных занимающимся знаний в области физической культуры и спорта, обучение бегу, ходьбе, прыжкам, элементарным броскам, ловле мяча и др. Предметов, метаниям, лазанию, гимнастическим упражнениям (с музыкальным сопровождением), подвижным играм, основам спортивных игр.
2.Формирование умения выполнять общеразвивающие и некоторые строевые упражнения, ходить на лыжах, кататься на санках, коньках, велосипеде, плавать.
3.Формированиенеобходимых в жизни основных двигательных умений и навыков, закрепление и совершенствование их, освоение на основе «школы» гимнастических упражнений, доступных упражнений из других видов спорта.
4.Содействие гармоничному формированию растущего организма укрепление здоровья, всестороннее воспитание физических качеств, преимущественно координационных и скоростных способностей, воспитание общей выносливости.
Младшие школьники отличаются хорошим восприятием новых движений, но оно носит преимущественно созерцательный характер. Ребенок выделяет наиболее запоминающиеся, бросающиеся в глаза детали движения, а существенные, важные части упражнения упускает. Точный анализ деталей движения подменяется в этом случае угадыванием правильности его выполнения. Дальнейшая коррекция движения осуществляется путем сопоставления выполнения его с действиями других детей, а также под воздействием указаний преподавателя, тренера.
Особенности запаздывающего и дифференцированного торможения необходимо учитывать при обучении детей командам, элементам строя и фигурной маршировке. Следует находить оптимальные интервалы между предварительной и исполнительной командами. Желательна быстрая смена одних упражнений другими, без предварительного их усвоения. У детей наряду со способностью вырабатывать сложные дифференцировки отмечается слабая устойчивость к воздействию внешних «сбивающих» факторов. Ребенок быстро теряет интерес к разучиваемому упражнению, если оно не вызывает у него положительных эмоций, или потом это слишком сложно, и он не может сразу его освоить.
При обучении физическим упражнениям предпочтительнее использовать целостный метод, позволяющий ребенку усвоить главное в содержании упражнения. После этого отдельные детали движения станут для него более доступными.
Преподавателю, тренеру следует ставить перед ребенком совершенно конкретные задачи, чтобы их правильно воспринять и выполнить.
Для поддержания устойчивого внимания, необходимо обеспечить не только высокую эмоциональность разучиваемых упражнений, но и умело использовать словесные методы поощрения и оценки действий ребенка. Свойственное детям конкретно-образное мышление должно учитываться на этапе начального овладения сложным двигательным действием. В этом случае наглядность, красочность: самого действия, насыщение его конкретными, доступными для ребенка образами, делает обучение более быстрым и эмоциональным.
Дети усваивают движения обычно непосредственно после показа и объяснения. Новые движения после нескольких попыток в основном удаются занимающимся. Дети в этом возрасте проявляют повышенный интерес к спортивным упражнениям, хорошую готовность к обучению и достижениям, постоянно растущие способности к восприятию.
Обучение физическим упражнениям способствует их физическому и психическому развитию, носит воспитывающий характер. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов. Используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий, имитация, помощь преподавателя), методы использования слова (объяснение, указание, распоряжение, беседа, опрос и др.).
При объяснении новых двигательных задач необходимо, чтобы дети поняли, что следует сделать и как надо выполнить упражнение. Целесообразно предложить детям продемонстрировать упражнение или рассказать о нем.
Двигательная задача должна ставиться в конкретной форме, но возможности с наглядным результатом: поймать, догнать, подтянуться на перекладине и т.п. Следует как можно чаще использовать целостный метод обучения технике физических упражнений.
Младшие школьники, проявляя нередко наблюдательность, еще склонны к предметному, образному мышлению, зрительному восприятию. Для их поведения характерны подражательные формы. Подростки, обладая способностью мыслить более критично и отвлеченно, предпочитает опираться на чувственные восприятия и представления. Особенно большую роль в обучении физическим упражнениям и техническим приемам младших школьников играет образцовый показ упражнения.
В занятиях с детьми и подростками большое место отводится игровым формам выполнения учебных заданий. Игровой метод помогает непринужденно выполнять упражнение, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий.

Воспитание физических качеств

В отдельные периоды биологического развития детей и подростков предпосылки формирования отдельных способностей различны. Критические периоды повышенной чувствительности организма к воздействиям в направлении развития координационных, скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости взаимосвязаны (рис.1). Пропуск критического периода может иметь отрицательные последствия для гармоничного физического развития человека. Поэтому каждый этап физической подготовки должен быть направлен преимущественно на развитие определенных способностей средствами всесторонней подготовки.
Рис. 1. Развитие организма и критические периоды его повышенной чувствительности к развитию отдельных двигательных способностей.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для заучивания новых движений, для пространственно-временного восприятия двигательных действий. В этом возрасте ребенок начинает тонко ощущать степень мышечного напряжения при выполнении координированных движений.
С 12-15 лет ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, которые он приобретает в жизни. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие организма ребенка, улучшается координация движений, которые становятся более разнообразными и точными, приобретают плавность и гармоничность. Дети овладевают умением дозировать свои усилия, подчинять движения определенному ритму, обходится без ненужных движений.
Способность к запоминанию движений у детей быстро развивается в период от 7 до 12 лет. С 13 лет развитие этой способности несколько замедляется. В младшем школьном возрасте высокой степени совершенства достигают отдельные показатели пространственной ориентировки: амплитуда движений, точность прыжков на заданную высоту, прямохождение. Без специальной тренировки существенных изменений в развитии этих качеств у девочек после 13-15 лет и у мальчиков после 15-17 лет не наблюдается.
Точность движений у 8-11 летних детей развита слабо. Развитие пространственной ориентировки связано в первую очередь с повышением мышечной чувствительности. Она достигается уже в младшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно разучивать технически сложные движения, а отдельные упражнения для них оказываются более доступными, чем для взрослых. В 14-15 лет способность к овладению сложной координацией движений становится хуже, чем у подростков 12-13 лет.
Наиболее благоприятное время для воспитания гибкости – это младший школьный возраст, когда организм детей более пластичен, чем в последующие периоды развития.
Упражнение на гибкость могут восполняться без снарядов, на гимнастической стенке и других снарядах, с набивными мячами, гантелями, с партнерами и др. Увеличить амплитуду в этих упражнениях можно собственными усилиями – при маховых движениях руками или ногами, либо за счет приложения внешних сил, например, партнеров в парных упражнениях. Типичными для воспитания гибкости являются упражнения на растягивание, которые характеризуются постепенным увеличением амплитуды движений до возможного на данном занятии предела. Упражнения на растягивание представляют собой, как, правило, элементарные движения из основной или вспомогательной гимнастики, избирательно воздействующие на те или иные группы мышц, связок (упражнения для ног, рук, туловища, шеи).
Для воспитания гибкости следует использовать разнообразные подвижные и спортивные игры, упражнения с движениями большой амплитуды (без предметов и с предметами), упражнения на гибкость в сочетании с упражнениями на укрепление суставов, связок и мышц. Темп выполнения упражнений на гибкость устанавливают в зависимости от их характера и целевого назначения, а также от уровня подготовленности занимающихся.
Основной метод воспитания гибкости – повторное выполнение упражнений. Гибкость следует совершенствовать систематически. Лишь после многократных повторений упражнения на гибкость (10-15 раз) можно добиться увеличения амплитуды движения в суставах.
Значительное место в спортивных занятиях должно быть отведено воспитанию и ловкости, овладению новыми двигательными навыками, умению, совершенствованию, способности эффективно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно изменяющейся обстановки.
Средствами совершенствования ловкости служат прыжки, упражнения в равновесии с дополнительными заданиями (перетаскивание предметов, переступание через них), всевозможные метания, упражнения, требующие высокой координированности движений. Полезны также упражнения, выполняемые в усложненных условиях (бег с преодолением препятствий, упражнения на равновесие, перелазание и др.). Особое значение для развития ловкости имеют подвижные спортивные игры, эстафеты, упражнения с мячами, прыжки через скакалку, гимнастические и акробатические упражнения.
Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости должно идти в основном по пути постепенного повышения координационных трудностей. При этом надо использовать методические приемы, стимулирующие более сложное проявление координации движений: применение необычных исходных положений, смену способов выполнения упражнений и др.
У детей 9-12 лет имеются более благоприятные возможности для воспитания скорости движений, особенно увеличения частоты движений и темпа бега, чем у детей 12-15 лет. Это обусловлено естественным ростом быстроты движений, а в 12-15 лет увеличением скорости бега главным образом в результате развития скоростно-силовых качеств и мышечной силы.
Эффективными средствами воспитания быстроты в младшем школьном возрасте являются подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, бег на коротких отрезках дистанций, эстафеты, прыжки, гимнастические и акробатические упражнения. Основным методом воспитания быстроты является комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера. Следует стремиться к максимальному увеличению темпа движений, не требующих проявления больших мышечных усилий при сохранении по возможности оптимальной амплитуды движений и максимальном расслаблении не участвующих в работе групп мышц.
У подростков проявление скоростно-силовых качеств в основном зависит от способности реализовать эти качества в конкретном двигательном навыке и от способности к максимальному проявлению мышечной силы в небольшой отрезок времени. С возрастом совершенствуется нервно-мышечная координация движений при выполнении скоростно-силовых упражнений, что обусловливает более эффективное проявление скоростно-силовых качеств подростками. Дети младшего школьного возраста, имея высокие показатели относительной мышечной силы, не способны полностью реализовать их в процессе выполнения упражнений скоростно-силового характера.
Разработаны следующие основные средства и методы скоростно-силовой подготовки для детей и подростков: упражнения, направленные на развитие силы мышц и скорости их сокращения, беговая подготовка нацеленная на развитие скоростных качеств, улучшения техники бега, и повышения его скорости, прыжковые упражнения скоростно-силового характера. Применяются следующие методы занятий: метод повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения и с небольшим отягощением, метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.
Наряду с воспитанием быстроты и скоростно-силовых качеств детям и подросткам следует уделить внимание развитию мышечной силы, укреплению мышц двигательного аппарата детей. С этой целью в программу занятий включают элементы акробатики (кувырки, стойки, перевороты и др.), упражнения на гимнастических снарядах (подтягивания, подъемы, махи, качи), всевозможные прыжки и метания, игры и упражнения на местности.
Упражнения, воспитывающие силу, должны сопровождаться минимальными напряжениями исключающими натуживания, а также значительные длительные напряжения. Обычно у детей слабо развиты мышцы живота, тазового дна, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы ног. В занятиях с девочками важно также обращать внимание на укрепление мышц плечевого пояса. Поскольку небольшие мышечные напряжения не сопровождаются натуживанием, излишним закрепощением мышц и позволяют контролировать движения, в занятиях с детьми следует применять главным образом упражнения с отягощениями относительно небольшого веса. Такие упражнения выполняются с возможно большей скоростью. В 8-10 лет дети в состоянии поднять и перенести на небольшое расстояние тяжесть, равную трети, в 12-13 лет – половине веса своего тела. В занятиях с девочками целесообразно использовать упражнения с небольшими отягощениями: набивные мячи, камни, гантели весом 1кг, упражнения со штангой, упражнения на гимнастической стенке и скамейке, различные прыжковые упражнения, игры в мяч, простейшие элементы акробатики и упражнения в парах.
Важной задачей физического развития является воспитание выносливости – одного из наиболее необходимых человеку физических качеств. Между тем в реальной жизни благодаря программе по физическому воспитанию для общеобразовательной школы физическим упражнениям, воспитывающим выносливость у детей, подростков и юношей отводится недостаточное место. Воспитание общей выносливости должно стать важной составной частью всесторонней физической подготовки у детей школьного возраста.
Об уровне общей выносливости детей и подростков можно судить по ряду показателей. Одним из них является оценка способности занимающегося переносить значительную физическую нагрузку в процессе подвижной или спортивной игры. Можно выделить два этапа, характеризующихся интенсивно ростом выносливости: в 10-12 лет и после 15-16 лет, достигая к 17-18 годам наибольших величин. В пубертатном периоде отмечается некоторое снижение темпов роста этих показателей.
К эффективным средствам воспитания общей выносливости относятся: длительный бег и кроссы с различной степенью интенсивности, подвижные и спортивные игры, ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде, плавание, танцы, походы с рюкзаком, бег и др. циклические длительные нагрузки.
Основными методами воспитания общей выносливости у детей и подростков являются: равномерный метод, различные варианты переменного метода, игровой метод, круговой метод физических упражнений.
Не следует отдавать предпочтение какому-либо из методов воспитания выносливости. Необходимо использовать оптимальное сочетание этих методов в различные периоды подготовки. Следует тщательно дозировать нагрузки связанные с воспитанием выносливости, которые характеризуются следующими компонентами; интенсивностью выполнения упражнения (скорость передвижения), продолжительностью упражнения, продолжительностью отдыха, характером отдыха (заполнение пауз другими видами деятельности), числом повторений. В зависимости от сочетания этих компонентов будут различными не только величина, но и характер ответных реакций организма. Важное значение имеет соблюдение принципа постепенности.
Склонность к проявлению выносливости детей и подростков целесообразно изучать в ходе проведения спортивных игр (футбол, ручной мяч. Баскетбол, «борьба за мяч»). Дети и подростки, увлекаясь игрой в естественной форме, проявляют значительную выносливость, длительное время выполняя различной длины пробежки.
Рациональное сочетание средств и методов воспитания выносливости со средствами и методами воспитания других физических качеств способствует повышению уровня развития не только выносливости, но и быстроты, скоростно-силовых качеств, мышечной силы, гибкости, ловкости у занимающихся.
Нагрузки на выносливость должны строго соответствовать возрастным особенностям детей и оказывать разностороннее воздействие на организм ребенка.
Вместе с тем при оценке темпов и уровня развития физических качеств и физической подготовленности детей и подростков следует учитывать, что среди физических качеств и способностей существуют относительно консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки: быстрота, относительная мышечная сила, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования систем организма, некоторые психические особенности личности.
В практической работе по физическому воспитанию детей и подростков принято оценивать подготовленность и уровень развития физических качеств с
помощью педагогических наблюдений, инструментальных методик, контрольных испытаний
помощью педагогических наблюдений, инструментальных методик, контрольных испытаний и спортивных соревнований.

3.3. Уровни и сроки реализации образовательных программ

Реализация образовательной программы СДЮСГШОР художественной гимнастики есть неотъемлемая часть лично-ориентированного обучения т.к. оно предполагает повышение мотивации личности обучающегося к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализацию дополнительных программ и услуг по физическому воспитанию.
Дополнительное образование является востребованным как для самих детей – от дошкольников до выпускников образовательных учреждений, так и для их родителей, педагогов, работающих в этой системе. В процессе реализации ценностных приоритетов образовательной программыСДЮСШОР х/грешает следующие задачи:
обеспечивает доступность предлагаемых услуг;
создает условия для реализации активного, содержательного досуга учащихся;
способствует самосовершенствованию личности обучающихся;
формирует навыки к здоровому образу жизни;
участвует в творческом развитии личности;
создает условия для профессионального самоопределения личности;
способствует развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств детей;
содействует достижению спортивных результатов, сообразно возможностям ребенка;
содействует взаимопониманию между представителями различных национальностей, религиозных и социальных групп
поощряет реализацию прав на собственный выбор взглядов и убеждений.

Исходя из функций, задач, этапов подготовки, спортивного
стажа обучающихся и квалификации в СДЮСШОР реализуется образовательная программа дополнительного образования детей по художественной гимнастике



Этапы подготовки
Период
подготовки
(лет)
Направленность
деятельности





Спртивно-оздоровительный
Весь период
Спортивно-оздоровительная

Начальная подготовка
3 года
Массовый спорт

Учебно-тренировочный
5 лет


Спортивного совершенствования
3 года
Спорт высших достижений

Высшего спортивного мастерства
до 5 лет




Этап обучения
Всего
уч-ся на отделении
Кол-во
уч-ся по этапам подготовки

Начальная подготовка
469
302

Учебно-тренировочный

155

Спортивного совершенствования

11

Высшего спортивного мастерства

1



Спортивно-оздоровительный и начальной подготовки – организация содержательного досуга средствами спорта, систематические занятия спортом, направленные на развитие личности, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, привитие навыков гигиены и самоконтроля.
Учебно-тренировочный – повышение уровня физического развития, общей физической и специальной подготовки, выполнение должных норм в избранном виде спорта, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся, профилактика вредных привычек и правонарушений.
По развитию спорта высших достижений спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – специализированная подготовка перспективных спортсменов, в целях достижения стабильных результатов, позволяющих войти в составы сборных команд республики, России. Выполнение норматива кандидата в мастера спорта и Мастера спорта РФ.
Основные характеристики организации учебного процесса и спортивной подготовки
СДЮСШОР художественной гимнастики организует работу с постоянным составом занимающихся в течение года. В каникулярное время( летний период) работа организуется в условиях спортивно-оздоровительного лагеря.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам подготовки (обязательно на этапе спортивного совершенствования); медико-восстановительные (реабилитационные) мероприятия; тестирование; прохождение углубленного медицинского осмотра; участие в соревнованиях и матчевых встречах; учебно-тренировочных сборах в условиях спортивно-оздоровительного лагеря и перед вышестоящими по рангу соревнованиями; инструкторская и судейская практика.
Спортивная школа обеспечивает прием всех желающих заниматься спортом, проживающих на данной территории и не имеющих медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте. Основанием для зачисления в спортивную школу является заявление родителей и медицинская справка о состоянии здоровья.
На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются занимающихся, прошедшие не менее одного года начальную подготовку, только здоровые и практически здоровые дети и подростки (на основании медицинского заключения РВФД) на конкурсной основе при условии выполнения ими требований по общефизической и специальной подготовке.
Дети и подростки, не прошедшие конкурсный отбор, продолжают занятия в спортивно-оздоровительных группах до 18-летнего возраста.
На этап спортивного совершенствования зачисляются на конкурсной основе спортсмены, прошедшие спортивную подготовку не менее 4 лет, на основании медицинского заключения РВФД, выполнившие требования по спортивной подготовке КМС.
Перевод занимающихся по годам обучения на всех этапах многолетней подготовки осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей и способностей к усвоению программы соответствующего года и этапа подготовки.
По решению педагогического совета осуществляется перевод обучающихся на следующий (высший) этап подготовки при условии выполнения ими требований по общефизической и специальной подготовке.
При приеме занимающихся спортивная школа знакомит их и родителей с условиями зачисления. Критерии конкурсного отбора доводятся до общественности. Условия конкурса гарантируют соблюдение прав граждан и обеспечивают зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению тренировочных программ соответствующего этапа многолетней подготовки и достижения уровня спортивного мастерства.
Продолжительность обучения на этапах многолетней подготовки, максимальный объем учебно-тренировочной работы:

Этапы подготовки
Продолжи-тельность обучения (лет)
Год обучения
Максимальный объем учебно-тренировоч. нагрузки (акад.часов)
в неделю.

Спортивно- оздоровительный
до 18 лет
весь период
6

Начальной подготовки
3
до года свыше года
6
9

Учебно-тренировочном
5
до 2 лет
свыше 2 лет
12
18

Спортивного-совершенствования
3
до года
свыше года
24
28

Высшего спортивного мастерства
до 5 лет
весь период
32


Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным. Недельный объем нагрузки, начиная с учебно-тренировочного этапа, по усмотрению администрации спортивной школы сокращается, но не более чем на 25%.
СДЮСШОР художественной гимнастики самостоятельна в выборе системы , форм и оценок занимающихся и должна соответствовать образовательному стандарту в избранном виде спорта.
Нормативно-правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ определены основные критерии оценки деятельности тренера-преподавателя на этапах многолетней спортивной подготовки, которые могут служить основами для оценки занимающихся.
Содержание тренировочного процесса определяется методическим советом спортивной школы, на основе учебной программы по виду спорта, определяющей минимум содержания, максимальный объем тренировочной работы, требования к уровню подготовленности занимающихся, рекомендованные государственным органом управления физической культуры и спорта.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Осуществление целей и задач Программы предполагает получение конкретных результатов.
Основные показатели образовательной деятельности: рост спроса на оказываемые СДЮСШОР физкультурно-спортивные услуги; высокий профессиональный уровень тренеров-преподавателей; сохранение существующего потенциала СДЮШОР и создания предпосылок для его наращивания.

Образовательные
Устойчивость интереса обучающихся к систематической спортивной деятельности (стабильность контингента, наличие положительных мотивов посещения тренировочных занятий, осознание их необходимости для себя).
Выполнение обучающимися индивидуальных программ физической подготовки.
Осознанный выбор профессиональной (педагогической) деятельности.
Применение на практике полученных знаний.

Спортивные
Выполнение учащихся спортивного разряда по избранному виду спорта.
Успешное выступление на спортивных соревнованиях различного ранга (занятое место, стабильность участия, стабильность результатов).
Сложившаяся система спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий.

Творческие
Достижения спортивных результатов на соревнованиях.
Приобретение энными спортсменами конкурентно-способных качеств, достижение высокого уровня физической дееспособности.

Двигательные
1. Достижения высокого уровня физической подготовленности (рост промежуточных результатов, коррекция физического развития).
Приобретение учащимися устойчивых жизненно-важных спортивных и профессиональных навыков.

Оздоровительные

Понимание престижности высокого уровня здоровья, ориентация на здоровый образ жизни.
Развитие и укрепление всех параметров физического здоровья.
Сознательная забота об укреплении своего здоровья.
Гармоническое развитие форм и физиологических функций организма.

Воспитательные
Превращение знаний, умений и навыков детей в убеждения, привычки и нормы поведения.
Уменьшение криминогенной напряженности в подростковой среде.
Воспитание социально-активной, образованной, нравственной и физически здоровой личности.
Создание комфортной, доброжелательной, образовательной среды и развивающего общения.




13PAGE 14115


13PAGE 14715


13PAGE 141015






Root Entry