Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ и тренеров ДЮСШ


Бюджетное образовательное учреждение
Орловской области дополнительного образования
"Специализированная детско-юношеская спортивная школа
олимпийского резерва № 2"
Игры на лыжах
Методические рекомендации
для учителей общеобразовательных школ и тренеров ДЮСШ
Мценск 2015 год
Введение
Давно известно, что многократное повторение упражнений является созданием и закреплением прочных навыков и умений в технике любого вида спорта. Но монотонность этого процесса оказывает на любого спортсмена воздействие, которое влечет за собой потерю интереса к тренировочному процессу, быструю утомляемость. Поэтому в тренировочном процессе тренеру необходимо использовать такую форму занятий, которая бы позволила спортсмену овладевать техникой избранного вида спорта не испытывая эмоциональной усталости, утомления и потери интереса к тренировкам. И такой формой занятий является игровая тренировка (игра).
Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность и имеет особенно высокую эффективность в воспитании юных лыжников. Характерной особенностью игр является ярко выраженная роль способов передвижения на лыжах в содержании игры, что мотивировано ее сюжетом(темой, идеей) и направлено на решение двигательных задач, поставленных на пути достижения цели игры.
Подвижные игры на лыжах чаще всего не требуют от участников специальной подготовленности, кроме владения способами передвижения. В условиях игры более выразительно проявляются индивидуальные особенности лыжников, что позволяет эффективнее реализовывать на практике индивидуальный подход.
Игра является средством развития таких качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость.
В тренировочном процессе юных лыжников применяются игровые задания и игры гораздо чаще, чем у взрослых спортсменов. Игровые задания дети выполняю с большим удовольствием и интересом. Это вызывает положительные эмоции и повышение активности занимающихся, что увеличивает плотность занятий. Принято использовать игры в подготовительной или заключительной части тренировки. При выборе игровых заданий и игр необходимо руководствоваться поставленными перед занятием задачами.
Существуют множество подвижных игр для закрепления техники передвижения на лыжах , техники спусков, техники подъемов, техники торможения и т.д. Ниже представлены некоторые из них.
Игра № 1 «Догонялки»
Задачи: 1. совершенствовать технику лыжных ходов;
2. развивать быстроту движений и скорость;
3. воспитывать ловкость.
Подготовка. На достаточно просторной поляне прокладывают по кругу или овалом лыжню и разбивают ее на несколько равных длине участков. В начале каждого участка проводят стартовую линию и отмечают флажком. Игроки встают по одному старте разных участков для движения в одном направлении. Способ передвижения может быть или произвольным или заданным.
Проведение. Дается общий старт для всех игроков. Они стараются развить предельную скорость и догнать лыжника, идущего впереди, чтобы своими лыжами коснуться концов лыж соперника. Как только это происходит, тот, кого догнали, с ходу выбывает из игры, не задерживая движение оставшихся на кругу.
Правила. 1. Лыжник, которого догнали, должен сразу сойти с дистанции.
2. Игра продолжается до тех пор, пока на лыжне останется один лыжник.
Игра № 2 «У какой елки меньше ветвей» (для конькового хода)
Задачи: 1. совершенствовать технику конькового хода;
2. развивать силу мышц ног и равновесие;
3. воспитывать чувство коллективизма.
Подготовка. На площадке с плотным снежным покровом обозначают линию старта на расстоянии более 100 м проводят параллельно ей линию финиша. Играющие делятся на команды по 5-10 человек и становятся на стартовой линии в колонну по одному без лыжных палок. Интервал между командами – не менее 4 м. Для каждой команды назначают судью по подсчету количества коньковых скользящих шагов.
Проведение. По сигналу первые номера в колоннах передвигаются к финишу коньковым ходом без отталкивания руками, стараясь сделать как можно меньше шагов на контрольном отрезке, затем подается стартовая команда для других и т.д.
Правила. 1. Игра начинается по сигналу.
2. Побеждает команда, которая в сумме сделала меньше коньковых скользящих шагов.
Игра № 3 «Кто быстрее»
Задачи: 1. совершенствовать технику лыжных ходов;
2. развивать быстроту и ловкость;
3. воспитывать чувство товарищества и коллективизма.
Подготовка. На поляне обозначают линию старта и параллельно ей на расстоянии более ста метров проводят линию финиша. Играющие делятся на несколько равных команд и выстраиваются в колонну по одному на линии старта. Если игру проводят с применением коньковых ходов площадку укатывают а для классических прокладывают лыжни. Заранее устанавливают игровой лыжный ход.
Проведение. По команде первые номера в колоннах стремятся быстрее дойти до финиша, использую заданный лыжный ход. По очередности финиша каждому игроку соответственно определяют занятое место. Затем стартуют вторые, третьи и т.д. Номера в командах, в каждом забеге выявляют игроков, знавших первое, второе и последующие места.
Правила. 1. Выигрывает команда набравшая наименьшую сумму мест, занятых игроками в каждом забеге.
2. Произвольно менять лыжный ход нельзя.
Игра № 4 «Меняйся местами»
Задачи: 1. совершенствовать технику классических лыжных ходов;
2. развивать быстроту и ловкость;
3. воспитывать чувство ответственности.
Подготовка. На ровной поляне чертят две стартовые линии на расстоянии 100 м друг от друга. Между ними прокладывают лыжню для каждого игрока. Лыжники делятся на 2 равные команды и выстраиваются в шеренгу по одному на линиях старта лицом к центру поляны, одна команда напротив другой. Каждая пара стоящих друг против друга игроков разных команд должна иметь 2 лыжни, чтобы во время встречного движения не мешать друг другу. Задают общий для всех игроков лыжный ход.
Проведение. Дают одновременный старт всем игрокам обеих команд. Игроки стараются быстрее дойти до линии старта другой команды (для них это линия является финишем), повернуться лицом к центру площадки и занять исходное положение.
Правила. 1. Игра начинается по сигналу преподавателя.
2. Выигрывает команда, первая пришедшая к финишу и раньше другой занявшая исходное положение в полном составе.
3. Передвигаться только заданным способом.
Игра № 5 «Умею с палками и без палок»
Задачи: 1. совершенствовать технику классических лыжных ходов;
2. развивать ловкость, равновесие;
3. воспитывать чувство товарищества, коллективизма и ответственности.
Подготовка. На поляне размечают 2 параллельные линии: стартовую и финишную.(100 м). Все игроки разбиваются на команды с равным количеством участников и выстраиваются на линии старта без лыжных палок в колонну по одному. На команду дается только одна пара палок на всех игроков. Каждая команда готовит две лыжни для движения туда и обратно, устанавливают лыжный ход при передвижении с палками.
Проведение. По команде первые игроки в командах идут заданным лыжным ходом с палками до финиша, втыкают палки за финишной линии и возвращаются на линию старт без палок, касанием руки передают эстафету. Игрок без палок едет до финиша, а обратно с палками и т.д.
Правила. 1. Игра начинается по сигналу.
2. Выигрывает команда, последний участник которой, дойдя до финиша, первым вернется на линию старта.
Игра № 6 «Эстафета на лыжах»
Задачи: 1. развивать быстроту движений и скорость;
2. совершенствовать навыки лыжных ходов на большой скорости.
3. воспитывать чувство товарищества.
Подготовка. Группа занимающихся делится на три команды по 6-8 человек в каждой. Команды рассчитываются по порядку (четные и нечетные номера строятся напротив друг друга в колонны на расстоянии 60-80 метров). Линия старта отмечена флажками.
Проведение. По сигналу преподавателя все нечетные номера, стоящие первыми в колоннах, быстро передвигаются определенным ходом и пересекают линию финиша, которая является линией старта для четных номеров (с левой стороны от противоположной колонны). После пересечения линии финиша нечетным номером вперед выбегает четный номер и быстро передвигается к линии финиша, коротая является линией старта для нечетных номеров.
Правила. 1. Выигрывает команда, последний игрок которой пересечет линию финиша первым.
2. Очередной лыжник имеет право стартовать только после того, как пятки лыж предыдущего лыжника пересекут линию финиша.
3. Все игроки передвигаются по дистанции определенным способом.
Игра № 7 «Лыжники, на места»
Задачи: 1. развивать быстроту движений и ловкость;
2. совершенствовать технику ступающего и скользящего шага на равнине, спусках и подъемах;
3. совершенствовать технику поворотов в движении и на месте.
Подготовка. Группа занимающихся передвигается по кругу на расстоянии 2-3 метров друг от друга. круг проложен по пересеченной местности с использованием равнин, спусков и подъемов. Водящий без палок находится внутри круга.
Проведение. По команде преподавателя водящий подъезжает то к одному, то к другому лыжнику, подает команду: «За мной!». Вызванный лыжник , воткнув палки в снег, передвигается за водящим. Постепенно водящий уводит всех лыжников за собой, преодолевая спуски, подъемы и равнину. По команде преподавателя: «Лыжники, на места!», играющие стараются занять места между любыми стоящими палками. Это же проделывает и водящий. Оставшийся без палок лыжник становится водящим и игра продолжается.
Правила. 1. Вызванный лыжник обязан следовать за водящим на расстоянии 2-3 метров, каждый следующий становится в затылок предыдущему.
2. По команде: «Лыжники, на места!», играющие не должны наезжать друг на друга и толкаться.
3. В игре побеждает тот, кто не разу не был водящим.
Игра № 8 «Веер»
Задачи: 1. развивать быстроту, скорость и темп движений;
2. совершенствовать повороты переступанием;
3. воспитывать чувство коллективизма.
Подготовка. На учебной площадке прокладывается несколько лыжней на расстоянии 3-4 м одна от другой. Каждая команда по очереди выполняет задание: став в одну шеренгу спиной к линии старта. На расстоянии 50 м от линии старта для каждого игрока ставится флажок (место поворота).
Проведение. По команде «Марш!» все игроки выполняют поворот переступанием, добегают до флажка, огибают его таким же способом поворота и возвращаются на линию старта.
Правила. 1. Побеждает команда, показавшая лучшее время.
2. Все игроки должны выполнить поворот в одну сторону на линии старта и в другую за флажками.
3. Пробежка выполняется в быстром темпе.
Игра № 9 «Сильнее оттолкнись»
Задачи: 1. развивать силу рук и спины;
2. совершенствовать технику одновременного бесшажного хода;
3. воспитывать чувство ответственности и коллективизма.
Подготовка. Игроки делятся на две команды. Прокладывается две лыжни длиной 50 м каждая. команды выстраиваются на линии старта в колонну. к каждой команде приставлен судья.
Проведение. По сигналу преподавателя первые номера начинаю передвигаться одновременным бесшажным ходом, стараясь сильнее оттолкнуться палками и сделать до линии финиша как можно меньше отталкиваний руками. Судьи считают количество отталкиваний руками у каждого игрока.
Правила. 1. Побеждает команда, выполнившая меньшее количество отталкиваний.
2. Все игроки передвигаются только одновременным бесшажным ходом.
Игра № 10 «Слалом»
Задачи: 1. совершенствовать технику спуска со склона;
2. развивать ловкость, равновесие.
Подготовка. На пологом склоне расставляют ворота из лыжных палок или флажков. На верху склона линия старта, внизу - линия финиша отмечены флажками.
Проведение. По команде преподавателя игрок начинает спускаться со склона, каждый раз наклоняясь и проезжая в ворота из лыжных палок.
Правила. 1. Начинать движение только по сигналу преподавателя.
2. Побеждает тот, кто сделает это быстрее, не пропустив и не уронив ворот.
Игра № 11 «Собери флажки»
Задачи: 1. совершенствовать технику спуска со склона и подъема;
2. развивать ловкость, быстроты движений.
Подготовка. На склоне горы (15–20°) зигзагообразно расставляются пять пар маленьких флажков. Рядом с каждым из них ставятся флажки большого размера. Лыжники (без палок) делятся на две команды. Все нечетные номера каждой из команд становятся на верху горы, четные номера – внизу. 
Проведение. По сигналу первые номера обеих команд, скатываясь вниз, собирают по дороге свои маленькие флажки и передают их вторым номерам своих команд; вторые номера, быстро поднимаясь в гору, расставляют флажки на прежние места (около больших флажков); третьи номера, скатываясь, снова собирают флажки, четвертые – опять расставляют и т.д., пока все не совершат спуски или подъемы. 
Правила. 1. Побеждает команда, раньше другой выполнившая задание.
2. При повторном проведении игры четные и нечетные номера меняются местами и ролями. 
Игровые упражнения на лыжах.
1. «Слушай сигнал»
Подготовка. Прокладывается две лыжни: внутренняя и внешняя. Играющие передвигаются по внешней лыжне. Преподаватель находится внутри тренировочных кругов.
Проведение. Передвигаясь по внешней лыжне тренировочного круга, дети по сигналу учителя начинают выполнять различные задания: например, два свистка – передвижение без отталкивания палками, один свисток – отталкиваясь палками. Сигналы даются в различной последовательности.
Правила. 1. Ученик, допустивший ошибку, переходит на внутреннюю лыжню и продолжает передвижение по ней, соблюдая правила игры.
2. Побеждает игрок, не допустивший не одной ошибки.
2. «Лыжный балет»
С небольшой горки лыжники спускаются на одной лыже, удерживая другую на весу. Побеждает тот, кто таким образом проедет дальше всех.
3. «Быстрый лыжник»
Обучающиеся выстраиваются в одну шеренгу на линии старта. По команде все одновременно начинают продвигаться к линии финиша, скользя на одной лыже и отталкиваясь другой ногой. Игрок, пришедший первым, считается победителем. Можно выполнять задание как с палками, так и без них.
Список литературы:
1. Э.Й. Адашкявичене. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.
2. И.М. Коротков. Подвижные игры в школе: В помощь учителям физ.культуры. - М.: Просвещение, 1979. -190 с., ил.
3. Э.П.Киян «500 игр и эстафет» Москва «Физкультура и спорт» 2000
4. И.М. Бутин «Физическая культура в начальных классах» - М.: Изд-во Ф50 ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001