«Формирование у подростков умение читать художественные произведения» (методические рекомендации для педагогов-библиотекарей).


Формирование у подростков умение читать художественные произведения
( Методические рекомендации для педагогов-библиотекарей)
Цели:
- приобщение учащихся к читательской деятельности;
- расширить круг литературных произведений, не ограничиваясь рамками программы.
Задачи:
- постоянно развивать интерес к чтению;
- расширять круг чтения подростка, его начитанность;
- обеспечить полноценное восприятие художественных текстов;
- формирование у ребенка эмоционально-нравственной отзывчивости;
- проработка концептуальных подходов к повышению роли книги в учебной и досуговой деятельности подростков.
- обеспечение библиотекарей знаниями и умениями в области педагогической составляющей библиотечной работы.
Чтение – величайшее достижение человечества, одна из форм получения и усвоения социального опыта, культурных традиций.
От немоты к слову, от слова к письменности, от письменности к книге… Книга – явление в истории человечества, значение которого трудно переоценить. Книга принадлежит не одному какому-либо ограниченному времени, а со дня своего появления дана на все времена.
Постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы своих учеников, развивайте и направляйте их таким способом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.
Кто из подростков не мечтает сделать открытие и прославиться? Приглашайте, своих 5-9 классы принять участие в проекте «Мое открытие книги». Найди такую книгу, которая будет интересна и полезна не только одному ученику, а всем.
В четырнадцать лет человек уже практически сформирован. База заложена, теперь ему остается адаптироваться в окружающей среде. Легко сказать – адаптироваться. Для этого надо сначала понять, кто он такой. Тут и происходит первое серьезное раздумье. У человека появляется собственное мнение, это правильно, без этого невозможно формирование достойного члена общества, но, с другой стороны, подросток, почувствовав свободу в выражении собственной мысли, «пьянеет», и желание иметь собственное мнение полностью овладевает юными мозгами. Вот почему тринадцати-четырнадцатилетние подростки (в основном возраст таков) в своих мыслях и поступках зачастую пытаются противоречить всем и вся, в том числе и себе.
Чтение требует труда от ученика. Умение читать приходит не вдруг. Его нужно развивать. Развивать вместе со вкусом выбора книг.
Литература, издаваемая для подростков, представлена сегодня в основном фэнтезийными жанрами. Однако, это не значит, что на «подростковом реализме» нужно поставить крест: литература реальных характеров и жизненных проблем, как показывает опыт мировой детской книги, остается всегда в цене. Поэтому так важно присмотреться к тому, что открывает этот опыт для отечественной подростковой литературы, которая сейчас находится на распутье.
В литературной традиции XX века подросток – это герой, который выходит из детства и пытается найти свое место в обществе. По своей природе – он бунтарь. Причины его бунта не только возрастного, но и социального характера: протест героя вызывают мир взрослых и социальные порядки, в нем установленные. Мир часто представляется подростку враждебным, в нем невозможно оставаться самим собой. Скольким подросткам принесла утешение хорошая и интересная книга: я не один такой на свете, у других те же проблемы, те же «вечные» вопросы. Ощущение страшного одиночества и отчужденности, непонятости и непринятости преследует подростка, где бы он ни родился – в России, в Соединенных Штатах или в любой другой стране мира.
Несмотря на разные жизненные и идеологические реалии, между героями бунтарями есть нечто общее. Юный американец Холден Колфилд из повести Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и Ленка Бессольцева из книги В. Железникова «Чучело» равно нетерпимы ко всем проявлениям фальши и лжи в окружающих людях. Попытки самооправдания они ненавидят также в самих себя. Гарантом истины служат откровенные признания и исповеди. В которых, герой все выкладывает начистоту.
Главный герой повести «Грязный лгун» американского писателя Брайана Джеймса - подросток Бенджи почти совсем утонул под грузом навалившего на него проблем. Он озлоблен, напуган и прозвище Щенок очень ему подходит – потерявшийся, жаждущий доброты и понимания и пинаемый всеми.
Перед вами современный вариант подростка-одиночки. Юный герой не просто противостоит обществу, он пытается максимально замкнуться в самом себе.
Подростки ищут связи с миром взрослых, который часто представляется им непонятным и враждебным. Передать им нашу любовь, показать, что жизнь – яркое и увлекательное путешествие, научить не пасовать перед трудностями и выбирать себе интересных и верных спутников – это и задача старших и, думаю, миссия книг, обращенных к тем, кто только входит в мир – «прекрасный и яростный».
Другие проблемы у подростков в современной русской литературе. Создается впечатление, что все они замкнуты глубоко «внутри» и не могут найти свой путь «наружу».
Особенность периода отрочества состоит в том, что в это время у подростков возникает потребность осознать себя как личность, стремление понять нравственно-психологические особенности людей, с которыми они вступают во взаимодействие. Примечательно, что чаще всего примеры сложнейших ситуаций, возможных в жизни, и способов выхода из них подростки находят не в самой действительности, а в произведениях художественной литературы.
Чтение – это следующая за детской игрой свободная и творческая деятельность, в которой человек не регламентируется извне, а следует своему вкусу, побуждению и потребности.
Свободное и нерегламентированное чтение художественной литературы создает у взрослеющего человека внутренний план особого качества, где он живет вместе со своими любимыми героями, их друзьями и врагами, вновь и вновь «прокручивает» про себя поразившие его события, изменяет их по своему замыслу и вкусу. Он делает это безотчетно, по внутренней потребности, спонтанно. Любое вмешательство извне может разрушить это хрупкое действо, которое сам юный читатель часто воспринимает, как ребячество.
В своем интимном внутреннем пространстве, отождествляясь с литературными героями, читатель совершает героические подвиги, обретает дружбу на всю жизнь, познает восторг первой любви, ощущает боль от предательства… Идеи верности и благородства, терпения и самопожертвования, предельной ценности человеческой личности, настоящей любви, сложности и однозначности человеческих побуждений и поступков, воспринятые через художественные образы, - вот смысл и результат свободного чтения. Свободное, осмысленное чтение – залог развития ребенка, его успешности в учебе, социальном становлении.
Без такого чтения подросток просто обречен на недостаточность развития эмоциональной сферы. Именно это мы так часто и наблюдаем. Отсутствие переживаний, связанных с чтением художественной литературы, обедняет мир чувств, делает его плоским. Ведь развитие высших форм эмоций невозможно на основе только тех, относительно небогатых по глубине и разнообразию, реальных взаимоотношений, которые складываются в повседневной жизни у ребят с их сверстниками и взрослыми.
Для подростков можно предложить замечательную повесть Екатерины Мурашовой «Одно чудо на всю жизнь». Повесть читается залпом, но при этом, то и дело хочется на минутку прерваться и подумать о прочитанном. А потом снова окунуться в мир книги, полных любовно вырисованных детей, хороших и плохих. Их жестокость и агрессия – от безысходности, от жестокости окружающей жизни. Екатерина Мурашова, писатель и психолог, помогает читателю увидеть суть явлений и событий, понять глубину чувств и эмоций подростков, не всегда умеющих эти чувства выразить или даже определить для самих себя. Как говорит Тарас Варенец о своей подруге: «Она что чувствует, то и наружу. Словами врет, как все девчонки, а чувствами никогда. А он Варенец, врет всегда, а он не плачет, хочется смеяться – а он не смеется. У героев книг Мурашовой всегда есть возможность измениться; перемены медленно-медленно зреют в них – и во взрослых, и в юных.
Был такой очень хороший человек и хороший писатель – Вениамин Александрович Каверин. «Два капитана» В.А. Каверина – это настоящий приключенческий роман. Автор письма, штурман дальнего плавания, надеялся лично рассказать своей адресатке (ответа ее он ожидал в Архангельске, в больнице, где ему должны были отнять отмороженные ноги). С этого никогда не доставленного адресату письма, которое герой книги Саня Григорьев, тогда восьмилетний мальчик, вспомнит много лет спустя, все и началось.
Саня приедет в свой город из Москвы, куда он сбежал, уже восемнадцатилетним, станет перечитывать уцелевшие письма (часть давно пропала, но выяснилось, что некоторые он помнит наизусть) и вдруг поймет. Что это следы погибшей экспедиции капитана Татаринова, отца девушки Кати, которую он полюбил … И разворачивается потрясающая история его разысканий – сначала того. Кто был виновником гибели экспедиции, открывшей новые земли. По ходу дела решаются серьезные нравственные проблемы, которых в отроческом и в юном возрасте ничуть не меньше – если не больше, - чем в зрелом. Да вот хотя бы - границы возмездия? До какой границы имеем мы право идти, принося справедливое возмездие виновнику чьих-то бед?.. Саня поступает в летную школу. Кончает ее и потом другую. Он становится полярным летчиком. Все его помыслы сосредоточены в одном. Кто знает, может быть, и меня когда-нибудь назовут среди людей, которые могли бы говорить с капитаном Татариным, как равные с равным».
Каверин показывает, что человек всегда сам отвечает за свои поступки, добрые и злые, - на то и дана ему свобода воли. Всегда – за исключением тех ситуаций, когда свободу воли резко ограничивают – человек уже не волен в своем выборе. Так в советское, особенно сталинское время людей шантажировали на Лубянке и в многочисленных ее филиалах во всей стране жизнью близких: «Не дашь нужных нам лживых показаний – погибнут твои дети»
Еще – тот, кто не прочел вовремя девиз героев романа Каверина – «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», - тот упустил в жизни важный момент, когда этот девиз входит в сам состав крови, становится стимулом действий. Это – заключительная строка поэмы английского поэта Теннисона. Но важно то, что она была вырезана на деревянном кресте, водруженном в память Р. Скотта, достигшего Южного полюса после Амундсена и погибшего на обратном пути.
Но в жизнь многих поколений русских подростков эти слова ввел В. Каверин. И они полюбили эти слова, роман «Два капитана» и обоих капитанов, в нем изображенных.
Светлый и яркий мир детства, защищенный и надежный, основанный на любви и понимании, старательно и бережно создавала шведская писательница Астрид Линдгрен в своих книгах. Главная героиня книги А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» Пеппи – девочка, наделенная недюжинной силой, крепким характером, а главное, неуемным фантазией.
Пеппи не только взорвала лицемерный мир взрослых, но и помогла детям найти себе силы и мужество отстаивать свое право на уважение и понимание. Преданная любовь к Пеппи передается из поколение в поколение – как главный образец для подражания. А. Линдгрен – одна из немногих писательниц, которая на самом деле изменила общество. Современные шведы совершенно справедливо считают, что всем лучшим в себе обязаны именно любимой сказочнице.
А. Линдгрен понимала, что надо не только бороться и противостоять, гораздо важнее – понимать и созидать. Ее книги пронизаны тончайшим психологизмом, заботой о ребенке, тревогой за его судьбу, пониманием, что детство это не только чудесная и сложная пора.
Стратегическая цель литературного образования связана с формированием и развитием культуры читательского восприятия и понимания феноменов литературы, прежде всего как явлений искусства. Чтобы литературное произведение дошло до сознания учеников, волновало, доставляло удовольствие, нужно учить их понимать художественное произведение, воспринимать его с позиции автора. Процесс литературного развития будет оптимальным, если воспитывать внимание учащихся к особенностям художественного слова, помочь им сохранить непосредственность, эмоциональность, яркость восприятия конкретного содержания и при этом научиться понимать более глубокий смысл произведения, воплощенный автором при помощи образных средств художественной литературы.
Огромную роль в отборе и восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная функция. По тому, какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной действительности. Подростки, стремясь преодолеть обыденность окружающей жизни, тоскуя о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику.
Ушинский писал: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» В своей работе педагоги-библиотекари должны руководствоваться этими словами – ощущение чуда, прикосновение к волшебству чтения, красота и особый стиль библиотечного помещения. Цель самая простая и самая сложная – воспитать счастливого человека, который будет приобретать жизненный опыт с помощью книг, учиться на чужих ошибках, находить ответы на все вопросы и знать, что без чтения человечество не проживет.
Библиотека не должен оставаться местом, где только выдают книги, нужные для уроков. Вообще, лучше, если в библиотеке будет преобладать свободный доступ к полкам. В этой связи можно придумать много интересного в плане расстановки литературы – тематический, по авторам, по эпохам и др. Можно использовать верхние и нижние полки, ориентируясь на рост младших и старших подростков.Библиотека должна быть, по преимуществу, открыта все время, которое дети находятся в школе. В ней необходимо иметь хотя бы небольшое место для чтения. Там же можно проводить разные мероприятия вроде читательских конференций и диспутов, но нельзя, чтобы они мешали нормально пользоваться библиотекой – то есть их не должно быть очень много.
С целью улучшения чтения подростков было бы целесообразно как можно активнее использовать различные формы изучения книги. В связи с этим необходима практика обзоров литературных новинок, встреч с авторами, презентаций новых книг и т.д. Стимулирует чтение подростков такие формы, как литературные конкурсы, выставка «Лучшие художественные книги года», беседа «Лидеры чтения – кто они», обзоры «Незаслуженно забытые книги», экспресс- опрос «Я прочла, и хочу рассказать…» и пр.
Примерные вопросы
экспресс-опроса «Я прочла, и хочу рассказать…»
Какие из прочитанных книг в последнее время произвела на Вас сильное впечатление: положительное или отрицательное?
Существует ли любимые литературные герои, в особой мере повлиявшие на Вас?
Есть ли произведения, которые вы прочитали по совету друга?
Если бы Вам нужно было выбрать незаслуженно забытую книгу, какую бы вы выбрали?
Использовать в работе инсценировки из отрывков художественных произведений. Удачно сочетать обзор книг или беседу у книжно-иллюстративной выставки с инсценировкой отрывков из произведений. Большой интерес учеников подросткового возраста может вызвать инсценировки «Герои книг готовят подарок», «День рождения писателя» (по юбилейным датам писателей). «Живые книги», рассказывающие о себе, вызывают огромный интерес. Данная форма работы представляется очень удачной.
Сегодня, как никогда, актуальна, чтение вслух художественных произведений. «Чтение вслух дает нам такую силу анализа, какой никогда не будет иметь тот, кто читает про себя. Самое лучшее средство понять сочинение в целом – это читать его вслух. Голос – это такой разъяснитель и наставник, который обладает дивной, хоть и неизвестной, силой» - писал французский литератор Эрнест Легуве. Существует различные точки зрения на такую форму работы, как «громкие чтения» Их называют как абсолютно устаревшими со времен ликвидации неграмотности. Так и очень высокоэффективными. Я тоже, считаю, эту форму работы эффективной и советую своим коллегам возродить громкие чтения и применять на практике в своей работе с детьми.
Когда с детьми беседуешь о книгах и наших книжных пристрастиях надо главный упор делать на отрывках, где есть интересные эпизоды о героях книги. После беседы можно составить список литературы «Я хочу посоветовать другу». Этот рекомендательный список очень поможет нашим подросткам выбрать интересные книги.
В 7-8 классах уместен разговор о мировых бестселлерах, в том числе и о серии книг про Гарри Поттера. Первый из романов Дж. Р.Р. Толкиена «Гарри Поттер и философский камень» строится по сути дела, по той же схеме, что и легендарная «Золушка»: сирота, всеми обижаемый, унижаемый, живущий в темном чулане и носящий обноски с «родного ребенка», становится «разумен и велик», узнав о свеем родстве с волшебниками, поступив в школу Хогвардс и т.д. Интересно узнать мнение ребят об этом герое и о фантастике, заодно… С десяти-, одиннадцатиклассниками можно поговорить о детективном жанре и лучших представителях. Задать, например» вопрос: детектив это хорошо или плохо или как? Надо заинтересовать, т.е. ненавязчиво создавать условия для желания почитать. Для коллег-библиотекарей подойдет такая форма, как обзор, презентация, день информации, праздник книги и библиотеки на день библиотекаря или любой другой подходящий случай.
Между чувством, что ты одинок, как остров в море, и ощущением, что ты – один из множества других островов, лежит целая история – путь, пройденный двенадцатилетней девочкой, героиней книги шведской писательницы Анники Тор. Повесть «Остров в море» будет откровением для многих. Подобные проникновенные и честные книги, увы, редкость в детской литературе. Это не сладкая сказка, а серьезная жизненная история, основанная на реальных событиях. Это глубокая, пронзительная и сильная книга о взрослении, в которой читатели могут глазами ребенка увидеть мир в тревожное военное время. Мир, в котором, увы, есть зло и беспомощность, несправедливость и непонимание, жестокость подростков и равнодушие и отстраненная холодность взрослых. За каждым поступком Штеффи стоит не хныканье, а сила, характер, смелость и отвага. Преодолевая себя и свое отчаяние, девочка воспитывает в себе внутреннюю деликатность, мудрое отношение к жизни, учится чувствовать и понимать людей. Читая вот такие произведения, подростки начинают думать о жизни более серьезно, чем прежде.
Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в их мотивах, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное и злое.
Все это в совокупности даст хорошие шансы для формирования осмысленного, активного представления ребят об их будущей жизни, воплощая которое они смогут мыслить, чувствовать и действовать как взрослые. Как свободные и ответственные люди.
Не стоять на месте, а идти вперед, соответствовать современной жизни, понимать наших «компьютерных» детей и, главное, находить с ними общий язык.