Статья.Проблемы преподавания математики в современной школе.


Проблемы преподавания математики в современной школе.
Самое тяжёлое для практикующего педагога в современной школе не выбирать методику преподавания, не сочинять интересные уроки, не создавать презентации к урокам, а заставлять школьников учиться, выполнять домашние задания и даже посещать школу. Создается впечатление, что чем больше мы стараемся придумать что – нибудь «весёленькое» для урока, активировать познавательные способности ребят, тем больше они не хотят учиться, самостоятельно добывать знания. Наши попытки заинтересовать их обращаются пассивностью, иждивенчеством, уверенностью в том, что им все всё должны. Проблемы начинаются сразу, как только дети из начальной школы переходят в среднее звено. Отсутствие навыков чтения у современных школьников затрудняет восприятие текста задач, не говоря уже о её смысле. В последние годы у учащихся очень заметно слабое знание таблицы умножения, отсюда и масса вычислительных ошибок. Умение пользоваться калькулятором уже с дошкольного возраста приводит к тому, что к 7 классу многие дети забывают даже то, как подписываются числа друг под другом при умножении, сложении и вычитании в столбик. Особенно это бросается в глаза, когда продавец в магазине 15 и 20 складывает на калькуляторе. Современные УМК для начальной школы нацелены в основном на развитие у детей творческих способностей, а вот такая базовая тема математики, как решение уравнений, остаётся мало изученной. Ни для кого не секрет, что наши дети очень мало читают, а говорят ещё меньше. Современное общение сводится к обмену СМС по телефону, сообщениями в соцсетях. Как следствие, в последние годы очень ярко заметно отсуствие у них логического мышления. Доказательство теорем по геометрии, равно как и задач на доказательство, превращается для них в настоящую пытку. Из-за отсутствия у ребят способности логически мыслить страдают и все остальные предметы, где нужно уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений. Плохую службу в этой проблеме сослужила отмена обязательного устного экзамена по геометрии. Мы всё реже проводим уроки, которые раньше называли «Урок одной задачи», где дети имели возможность выдвигать гипотезы, обсуждать их и делать заключения. На этом фоне совсем пугающе выглядит стремление нашего министерства вручить каждому ученику персональный компьютер и свести общение учителя с учениками на уроке к обмену «неозвученной» информацией. Речь идёт, конечно, об обычном ученике обычной средней школы, а не о «сливках» общества из частных платных школ. На сегодняшний день происходит ориентация школьных курсов не на действительно глубокое, системное изучение предмета, а на подготовку к поступлению в вуз, на сдачу ЕГЭ. Перевод контроля знаний в основном на тестовую форму, привело к тому, что многие учащиеся воспринимают уровень своих знаний как игру «Угадал – не угадал». В результате школьные курсы становятся все более примитивными. На плечи учителя в современной школе, кроме преподавания своего предмета, ложатся обязанности воспитывать в детях патриотизм, навыки культурного общения, применения полученных знаний в повседневной жизни, работа по охране жизни детей. И это на фоне классного руководства и огромного количества документации, которую педагог должен сдавать администрации школы…. Иногда приходит мысль, что 24 часа в сутках – это мало… Мало не только 24 часов в сутках для работы, катастрофически мало стало часов, отводимых в базисном плане на математику, начиная с начальной школы. Особенно это ощутимо в старшей школе. Я часто задавала себе вопрос: почему дети сдают русский язык в 11 классе лучше, чем математику? Неужели мы хуже их готовим? Одной из причин, с моей точки зрения, является тот факт, что коллеги – «русоведы» заканчивают курс изучения нового материала уже в 9 классе, а в 10 – 11 классе занимаются только повторением изученного. А нам за то же количество часов нужно успеть дать огромный пласт элементов высшей математики и успеть повторить то, что изучали в предыдущие 5 лет… Мы совершенно перестали упрощать тригонометрические выражения, на построение сечений отводится 2 часа в теме «Пирамида» и два часа в теме «Призма», а в заданиях С -2 всё больший упор делается именно на построение сечений. И это при том, что черчение как предмет больше не изучается в школе. Что тут ещё можно добавить? Только если затронуть ещё вопрос о преемственности знаний по математике в других предметах. В курсе химии 11 класса понятие логарифма требуется раньше, чем оно изучается в алгебре. Понятие вектора и графика движения вводится в курсе физики прежде, чем мы изучаем его на своих уроках, равно как и понятие производной на уроках экономики. В одной популярной песне Андрея Макаревича есть такие слова: Наше общее детство прошло На одних букварях, От того никому ничего Объяснять и не надо. Наши дети не могу похвастаться подобной роскошью. Оно, может, и хорошо, что сейчас такое многообразие учебников, но, с моей точки зрения, это вносит элементы хаоса даже в такой стабильный предмет, как математика. Неужели вместо создания большого количества учебников разных авторов и разного содержания нельзя создать один, включающий в себя всё самое ценное из них и соответствующий программам по другим преметам, имеющий в конце раздел «Справочный материал», а на форзаце таблицу квадратов чисел от 10 до 100 и таблицу простых чисел?! Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею. (Цицерон) Главный дирижёр и вдохновитель любого урока – это, конечно, педагог. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя. Манера общения, большой словарный запас, умение последовательно излагать материал, грамотное оперирование математическими понятиями способствуют укреплению авторитета педагога и, как следствие, повышению интереса учащихся к предмету. Эмоциональный рассказ учителя помогает настроить ученическую аудиторию на восприятие материала. Но современная действительнось такова, что нет притока самых талантливых выпускников педагогических и математических вузов в школы, а те, кто приходит, всё-таки в школу, задерживаются в ней ненадолго: маленькая зарплата и большая нагрузка. В итоге – падает интеллектуальный тонус, всегда считающийся отличительной чертой нашей интеллигенции. В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить (Сократ) Ни для кого не секрет, что стремительное развитие и вливание в нашу жизнь информационных технологий делают из наших ребят слишком искушённых слушателей. Одна из основных задач современного учителя – найти для урока ту изюминку, которая была бы способна удивить каждого. Сочетание традиционных методик обучения с современными информационными возможностями позволяет учащимся гораздо эффективнее усваивать материал. Хочется отметить, что использование информационно – компьютерного обеспечения повышает активность учащихся на уроке. Дети становятся более заинтересованными и внимательными. Информация преподносится понятно, наглядно, доступно, что помогает настроить учащихся на целенаправленную осмысленную работу. Для разнообразия форм обучения в свете воспитания у учащихся чувства патриотизма на уроках математики можно применять задания из серии «История родного города в математических задачах». Использование таких задач способствует формированию чувства гордости и любви к малой Родине, позволяет заинтересовать школьников математикой через историю родного края, стимулировать их познавательную активность, а как следствие — повысить результативность учебной и внеурочной работы.Одной из новых методик закрепления и контроля знаний является графический диктант (письменная проверочная работа, выполняемая учащимися под диктовку учителя, при которой ответы на вопросы ученик представляет в виде знаков (в условно-графической форме) на специальных бланках. Графический диктант вырабатывает способность воспринимать информацию на слух и быстро ее анализировать; развивает навыки представлять ответ в условно-графической форме; вовлекает в работу и задает ее определенный ритм. Дидактическое средство «Живой компьютер» позволяет при опросе оперативно изменять тип задания и конкретный вид деятельности учащегося, например, вставить недостающее, убрать лишнее, классифицировать по различным группам, анализировать и находить ошибку, структурировать материал урока на доске и в тетрадях учащихся, устанавливать соответствие, выявлять причинно-следственные связи. Метод проектов повышает интерес учащихся к предмету, расширяет их кругозор, прививает навыки самостоятельной деятельности, вызывает любознательность и интерес к её выполнению. Проблемы есть, значит должны быть и предложения по их решению. Предлагаю сохранить обязательный экзамен по математике в 9 и 11 классах, а также восстановить устный экзамен по геометрии; законодательно закрепить сохранение возможности углубленного изучения математики в 8-11-х классах, включая его повышенное финансирование, шире использовать метод проектов при обучении математике, использование электронных ресурсов в обучении математике. Миновали те времена, когда 30 – 40 учащихся в классе не являлись препятствием для полноценной работы педагога. Специфика современного поколения учащихся диктует необходимость гораздо меньшей наполняемости класса. Да и классное руководство отнимает у учителя 50% его рабочего времени. Я считаю, что учителей математики стоит освободить от этой нагрузки, учитывая высокую загруженность как предметника. Не претендуя на полноту изложения этой важной и обширной темы, я надеюсь на продолжение ее обсуждения, что привлечет внимание педагогической общественности к необходимости улучшения постановки общего математического образования, его рационального и разумного конструирования на основе более глубокого и всестороннего осознания ведущих целей математического образования в средней школе