СТАТЬЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ


МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Кононова Лилия Николаевна
МАОУ СОШ № 23 г. Липецка
Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.
Государственные образовательные стандарты второго поколения направлены на согласование потребностей и интересов, предъявляемых к образованию личностью, обществом и государством. Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует ключевые компетенции, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе. Для управления современным производством нужен человек, обладающий глубокими знаниями, научным складом ума, творческим мышлением и умением принимать решение в зависимости от возникшей ситуации. В современных условиях резко возрос объём накопленных человечеством знаний, в то же время эффективность и качество учебного процесса резко снизились. Поэтому ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
В связи с этим возникает проблема активизации познавательной деятельности учащихся, которая на всех этапах развития школы оставалась актуальной, потому что «активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности».
Современная методика преподавания математики – особая и самостоятельная психолого-педагогическая наука, представляющая систему знаний о путях и условиях обучения математике в современной школе. Для начала потребуется уточнить смысл понятия «методическая система преподавания». Известный методист А.М. Пышкало в своей докторской диссертации определяет методическую систему преподавания как структуру, состоящую из пяти основных элементов, оказывающих непосредственное влияние друг на друга:
1) цели обучения;
2) содержание обучения;
3) формы обучения;
4) методы обучения;
5) средства обучения.
Ее специфические задачи: обоснованно определить цели, содержание и способы обучения математике с учетом, во-первых, специфики математики, во-вторых, психолого-педагогических закономерностей процесса обучения, в-третьих, социальных потребностей общества.
Методика обучения математике реализует новые достижения педагогики, инновационные процессы, происходящие в современном образовании, которые связанны с:
– выбором наиболее эффективных форм организации учебной деятельности, повышающих познавательную активность и самостоятельность;
– применением форм сотрудничества учащихся (групповые, парные, коллективные, диалогические и т.д.);
– реализацией активных методов обучения, позволяющих открывать математические законы и явления, формулировать понятия, правила, таким образом получать знания как личностный образовательный продукт, делать их личностными;
– использованием дидактических принципов обучения (научности и доступности изложения материала, наглядности его преподнесения, сознательности усвоения, связи обучения с жизнью, интересами учащихся, воспитания у них нравственных качеств и ценностного отношения к окружающей жизни и т. д.).
Актуальные проблемы преподавания математики в современной школе заключаются в пересмотре огромного опыта, связанного с активизацией обучения школьников. Проблема воспитания творческой активности школьников до сих пор не теряет своей актуальности. Решение связано с преодолением многочисленных противоречий и ряда проблем, присущих процессу обучения. Вот некоторые из них:
- противоречия между содержанием и объемом учебного материала, которые жестко определены программой и естественным стремлением творчески работающего учителя выйти за ее границы, рассмотреть тот или иной вопрос в иной трактовке, отличной от принятой учебником;
- противоречие между экономичностью (проявляющихся в сообщении учащимся готовых знаний и приводящих часто к формальному их усвоению) и неэкономичностью во времени индуктивных методов (широко используемых в проблемном обучении и активизирующих самостоятельную познавательную деятельность школьников);
- противоречие между повседневной коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний, формирования их умений и навыков, их темпом и характером работы;
- противоречие между массовостью школьного математического образования, неизбежно приводящей к известной стандартизации, и подчеркнуто индивидуальным характером познания (выход из этого противоречия в дифференциации обучения на основе вариативности образования и обучения);
- противоречия между развитием математики и методикой преподавания математики, если математика развивается необычайно быстро, приобретая все новые и новые знания, находящие свое отражение в школьных курсах, то методика преподавания математики, особенно в условиях массового обучения, развивается намного медленнее.
Сейчас много говорится о воспитании учебной и творческой активности школьников. Однако и здесь есть свои подводные камни.
Не все школьники научены самостоятельно добывать информацию, читая учебную литературу. Выбирая между обучением и развитием, отдают предпочтение более легкому – обучению.
Решение первой проблемы возможно лишь при условии доступного и подробного изложения материала в учебнике, это поможет приучить школьников к чтению учебной литературы и к самостоятельному добыванию информации. Главная задача учителя сегодня – не заполнить головы учеников информацией, которая «понадобится им в дальнейшей жизни», а научить их добывать нужную информацию самостоятельно, научить осознанному чтению учебной литературы.
Для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для них, для учеников, а не для учителя. На своей практике я столкнулась с тем, что ребенок очень часто не понимает текста определения или даже текста задачи. Опасение вызывает перегруженность школьной математики техническими элементами. У многих учащихся с 6 класса вырабатывается негативное отношение к математике как к непонятному и ненужному предмету, который невозможно освоить.
Решение второй проблемы можно осуществить, используя некоторые подходы к обучению математике, в той или иной степени ассоциирующихся с проблемным обучением: метод обучения с помощью задач, метод обучения с помощью создания проблемных ситуаций и собственно проблемное обучение.
По моему мнению, очень важно понимать следующее:
- с проблемой должен столкнуться непосредственно сам учащийся, а не получить ее в готовом виде от учителя; решая задачу или проводя рассуждения, он должен лично убедиться в том, что для ее завершения ему недостает знаний;
- решение проблемы должно быть осмысленно, проблема должна сформироваться, получить четкие очертания. Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии, получит определенные положительные эмоции и дальнейший стимул.
Еще одна из важнейших проблем в обучении математике - кажущаяся оторванность от жизни. Дети не понимают, для чего им изучать тот или иной материал и задают вопрос: «Для чего мне это надо?». Изучая тот или иной материал, ученик должен знать цель изучения, учебные действия, необходимые для её достижения, границы применимости данного вопроса.
Актуальность этой проблемы требует поиска эффективных путей её решения. Один из них связан с установлением и использованием метапредметных связей при обучении математике. И это тем более актуально, что основная линия создания современных КИМов – их прикладной характер. Можно обнаружить точки соприкосновения математики со всеми изучаемыми в школе предметами, но особенно с физикой, химией, биологией, географией.
Метапредметные связи на уроках призваны:
формировать у школьников убеждение в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира,
повышать и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам;
приобщать школьников к научно-исследовательской деятельности;
формировать комплексный подход к учебным предметам;
учит школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач;
развивать у школьников теоретическое, креативное мышление, а также формировать операционное мышление, направленного на выбор оптимального решения.
Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят уроки.  Известное высказывание Б.Паскаля гласит: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным». Поэтому не секрет, что современные учителя стараются использовать на уроках информационные образовательные ресурсы, ищут точки соприкосновения информатики и ИКТ с различными предметами школьного курса.
Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций:
вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);
разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений (современных метапредметных коммуникативных компетенций);
при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;
научить школьников самостоятельно добывать необходимые знания, интерпретировать, творчески перерабатывать их и воспроизводить в осмысленном виде.
Цель педагогической деятельности любого педагога - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:
учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Таким образом, исследуя данную проблему, можно сделать вывод, что на современном этапе проблемное обучение, компьютерные технологии, метапредметные связи – важнейшие составляющие принципа обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира и формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости, устанавливать причинно-следственные связи, а также позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.