Проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе

Преподавание русского языка и литературы в современной школе
Уже несколько лет моя педагогическая мысль вьется над вопросами о том, как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков, как пробудить у них интерес к серьезному, осмысленному чтению.
Предмет свой люблю, всегда считала, что урок литературы – самый уникальный и самый сложный урок в школе. Никогда не была холодной и бесстрастной: горела сама и старалась зажечь детей. Но результат, особенно в последние годы, не удовлетворял. Наличие списанных сочинений говорило о том, что текст лично не продуман, не пережит, а то и вовсе не прочитан (в лучшем случае в кратком изложении). Отсутствие у детей желания читать наизусть убеждало в том, что поэзия «чувства добрые» не пробудила. А нежелание выпускников выбирать литературу в качестве государственного экзамена больно било по профессиональному самолюбию.
На мой взгляд, учебник не может ни научить читать, ни пристрастить к чтению: он всего лишь хороший справочник. Убеждена: главное на уроке литературы – учитель. А наше жесткое переходное время незамедлительно требует ответа на вопросы: «А современный ли я учитель? Имею ли я право называться педагогом 21-го столетия?»
Развитие личности немыслимо без постоянного, комплексного ее изучения, только тогда можно говорить о гуманном отношении к ученикам. Изучая аудиторию, я научилась лучше чувствовать и понимать детей: их психологию, индивидуальность .
Пусть преподавание литературы – тернистый путь. Ведь жизнь требует от словесника владения огромным объемом информации, анализа, хранения, систематизации, ее постоянного совершенствования, педагогического мастерства через самопознание и саморазвитие, знания тончайших изменений внутреннего мира ученика, высокой нравственной чистоты. Сегодня учитель – словесник должен понять, принять и суметь сориентироваться в ситуации кризиса культуры, выражающейся в ее коммерциализации, в жестокой языковой агрессии.
В таких условиях вопросы: как и зачем обращаться к литературе, обострены вдвойне. Ценность литературного образования заключается в думах, в мучительном поиске решения жизненных проблем на основе индивидуального опыта человека. И для меня исходными точками в освоении ремесла преподавания литературы стали слова В.А. Сухомлинского: «Литература изучается в школе не для того, чтобы сдать ее. Она должна выйти в духовный мир каждого человека на всю жизнь как повседневное общение с красотой».
Сегодня, отказываясь от политизированного, идеологизированного преподавания гуманитарных дисциплин и переводя их на гуманистические культурологические позиции , целесообразно, мне кажется, осваивать литературу как предмет эстетического цикла, при этом совсем не отказываясь от обсуждения нравственных проблем. Но приоритет, несомненно, следует отдать художественному анализу, а этический – подчинить решению практических задач, как это делает сам автор в художественных произведениях. Диалоговое обучение – высший пилотаж учителя-словесника. Субъект-субъектные отношения между преподавателем и учеником, необходимость особой «технологии прикосновения» складывается из мимических, пластических, интонационных, лексических умений педагога, его темперамента, реактивности, эмоциональности, чувства меры, адекватного восприятия ребенка . Учитель-словесник, как никто другой, должен обладать педагогическим артистизмом. Хорошо понимая это, стараюсь не забывать изречение древнего мыслителя Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». И еще одна словоформула , постоянно сопровождающая меня: В.А. Сухомлинский, педагог, «сердце отдавший детям», неустанно повторял: «Первый источник, питающий детскую любовь к знаниям – это высокая интеллектуальная культура учителя»










15