Информационно-коммуникативные технологии в современной школе (на примере преподавания русского языка и литературы)


Бобырь Наталья Петровна. Учитель русского языка и литературы, МКОУ СОШ №9 поселок Уралец.
Свердловская область, город Нижний Тагил, поселок Уралец, улица Клубная 10-1.
Информационно-коммуникативные технологии в современной школе (на примере преподавания русского языка и литературы).
Без информатизированного процесса образования уже невозможно представить современную школу. Применение     информационных       технологий    в  преподавании русского   языка    и   литературы  - в наше время это просто необходимость:  они  способствуют совершенствованию   практических  умений  и  навыков,  позволяют  эффективнее  организовать  самостоятельную  работу и сделать индивидуальным процесс обучения, а также позволяют повысить интерес к урокам  словесности и активизируют познавательную деятельность обучающихся. Но все же, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения информационных технологий. Я полагаю, что такой подход необоснован.
Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, позволяет:
развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
расширить возможности предъявления учебной информации;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
усилить мотивацию учения;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
расширить наборы применяемых учебных задач;
качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
позволяют приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.
Но согласитесь, достичь этого не так-то просто, потому что только системное применение информационно-коммуникационных средств обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать деятельность учителя на уроке, тем самым повысить качество обучения школьников за счёт улучшения качества деятельности учителя, т.е. преподавания предмета.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении ИКТ, отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка и литературы необходимо сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами русского литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорно, помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности.Введение ИКТ в учебный процесс дает большие возможности преподавателю, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать нерешаемые ранее лингводидактические проблемы:
усовершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
ИКТ могут помочь в ликвидации пробелов, образовавшихся из-за пропуска уроков;
повышение продуктивности самоподготовки учащихся после уроков;
ускорение тиражирования и доступа ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамикеобразовательного процесса. Информация будет полнее, регулярнее и объективней.
Практика показывает, что учащиеся с охотой идут на уроки с использованием ПК и интерактивной доски, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с учащимися.
Детей привлекает что-то новое, общение с компьютером, интерактивной доской. Из целенаправленного заучивания  процесс обучения превращается в активный процесс, и чем больше умственных усилий прилагает ученик, тем продуктивнее становится его деятельность. Все мыслительные операции учеников сопровождаются практическими действиями.
На уроках с использованием ИКТ каждый ученик работает в индивидуальном темпе и по индивидуальной программе, и здесь можно легко применять принцип дифференциации. Ученик слабее может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, нежели на простых уроках работы над ошибками. Сильные же ученики получают варианты более трудных заданий или консультируют слабых.
К наиболее эффективным формам представления материала например, по  литературе следует отнести мультимедийные презентации. Такая форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет наиболее повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Кроме того, при наличии принтера результаты деятельности учащихся  легко превращаются в  фактический материал.
Наприме, довольно активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.
Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы, выпуска газеты, информационного листка.
Также в своей практике использую экранизированную классику. Считаю, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, -  это первый шаг к чтению, прямой путь к сердцу ребёнка. Он пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение.
Довольно часто на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои учащиеся. Недавно я предложила учащимся создать презентации по ключевым темам курса литературы. И хотя это было начало, некоторые презентации получились на высоком уровне с включением музыкальных произведений, фрагментов из фильмов. Не у всех все получилось, но ребята приобрели опыт. И мы планируем продолжать эту работу.
Повторюсь, что использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.
Итак, применение ИКТ на уроках русского языка и литературы  позволяет мне:
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
формировать элементы информационной культуры;
прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
идти в ногу со временем.
Современный педагог обязан уметь работать с новыми средствами обучения для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование. Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в материале, который они изучают. Кроме того, владение и использование ИКТ – это отличный способ не отстать от времени и от своих учеников.