Разработка род.собрания Формирование положительной самооценки школьника — важная составляющая семейного воспитания


Тема  «Формирование положительной самооценки школьника - важная составляющая семейного воспитания».
Цель собрания — знакомство родителей с приемами формирования у детей положительной адекватной самооценки; показ важности роли семьи в формировании личности ребёнка.
Ожидаемый результат: родители узнают что-то новое, выскажут своё мнение по теме собрания, сделают для себя определённые выводы.
Ресурсы: листы бумаги А4, А3, маркеры, ручки, карточки с ситуациями, ИКТ, презентация, работы детей по теме, предметные и сюжетные картинки, японский алфавит (разминка-приветствие, на сплочение, для позитивного настроя, атмосферы).
Ход собрания
1.Позитивный настрой (разминка – японский алфавит).
Тренинг «А я еду…».
2.Работа в группах.
Деление на группы («Колечки» или по временам года – дата рождения, т.е. Зима-Весна-Лето-Осень).
Выступление учителя по теме собрания
-Что же такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
Для каждого человека самооценка – это важный критерий, позволяющий личности формироваться правильно.
Неудивительно, что для родителей уровень самооценки личности их ребенка-подростка играет важную роль, ведь забота о его будущем – это главная задача.
Однако не все осознают и понимают, как воспитывать сына или дочь так, чтобы самооценка была адекватной.
Существуют 2 уровня самооценки.
Адекватная -  самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих, побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков, является итогом постоянного поиска человеком реальной меры, то есть без большой переоценки себя, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям.Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе. Если самооценка занижена — это приводит человека к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т.п.
У человека с завышенной самооценкой также возникает неправильное представление о себе: идеализированный образ личности и возможностей, своей ценности для окружающих и общего дела. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
В детском возрасте, а особенно в подростковом возрасте значение самооценки переоценить невозможно!
В случае если самооценка ребёнка адекватная, то его шансы на успешную жизнь увеличиваются. Это значит, что ребенок в состоянии оценить свои возможности объективно, осознает, какое место он занимает в коллективе и в обществе в целом. Ребёнку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка неадекватная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Кроме адекватной и неадекватной самооценки различают также общую и частичную самооценку. Частичной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общем, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе. Сейчас период очень сложный не только физически (из-за полового созревания), но и психологически, так как дети этого возраста очень ранимы, и любая неудача может их сделать неуверенными в своих силах или развить комплексы. С первых дней жизни самооценка малыша безупречна! Но взрослея, малыш понимает, что является для родителей самым главным, а весь мир создан именно для него. Отсюда и формирование завышенной самооценки. До школьного возраста она приближается к адекватной, ведь малыш сталкивается с реалиями окружающего мира: и ребенок он в мире не единственный, и других детей любят. Только к среднему школьному возрасту возникает необходимость коррекции и формирования самооценки у подростков, так как у одних она буквально взлетает, а у других – понижается.
В раннем детстве на формирование у ребенка самооценки влияли преимущественно родители, воспитатели в детском саду, учителя. В среднем школьном возрасте на первый план выходят сверстники. Здесь уже хорошие отметки роли не играют – для одноклассников и друзей важнее такие личные качества как умение общаться, отстаивать свою позицию, дружить и т.д. НАМ ВАЖНО УЖЕ СЕЙЧАС ГОТОВИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ к ЖИЗНИ среднего звена. Потому что Вам всем известно как сложно порой проходит адаптация 5 –классников. В этот период взрослые должны помогать ребёнку трактовать его желания, ощущения, эмоции, подчеркивать положительные черты характера и избавляться от негативных. Делать акцент исключительно на успеваемости – не вариант. В среднем школьном возрасте самооценка ребёнка может быть полярной, и ее особенность состоит в том, что существует риск крайностей. Речь идет о слишком завышенной самооценке у ребёнка-лидера и крайне низкой у ребёнка-изгоя. И первый, и второй вариант – это сигнал, что необходимо срочно предпринимать меры. От родителей требуется:
помощь и поддержка;
доверие;
справедливость;
уважение;
отсутствие тотального контроля;
интерес к увлечениям ребёнка.
Не секрет, что уровень притязаний и самооценка ребёнка – это результат отношений со сверстниками. Если ребенок – лидер по натуре или изгой, то ожидать у него формирования адекватной самооценки не приходится. Любимчики класса умеют превращать свои недостатки и промахи в достоинства, подавая пример остальным. Это поднимает их на большую высоту, а ведь падения рано или поздно не избежать! До ребёнка следует донести, что немного самокритики ему не повредит.
В случае с заниженной самооценкой, которая формируется у ребёнка под влиянием семьи, одноклассников, неразделенной любви, излишней самокритичности, недовольства собой, дела обстоят сложнее. К сожалению, именно такие дети чаще задумываются об уходе из дома и даже суициде. Подросток нуждается в повышенном внимании, любви, уважении. Даже если он и заслуживает критики, стоит от нее воздержаться. А вот на всех хороших качествах и поступках необходимо делать акцент, чтобы ребёнок понимал, что он заслуживает похвалы и уважения.
Работа в группах.
«Диаграмма Венна» (родители составляют диаграмму, выделяя общее, различное в понятии САМООЦЕНКА).
«Синквейн» (1 группа пишет пятистишие к слову САМООЦЕНКА; 2 группа к слову ПОДДЕРЖКА; 3 группа к слову КОНТРОЛЬ; 4 группа к слову ВОСПИТАНИЕ).
Вопрос-ответ (каждая команда готовит по вопросу, н-р 1гр.задаёт 2-й т.д.).
«Постер» (каждая группа готовит свой постер – агитация по теме «Самооценка»).Показать родителям как можно оценивать детей и как мы это делаем на уроках
(«Бортовой журнал», оценочный лист, таблица «ЗХУ»).