Доклад на родительском собрании на тему: Формирование положительной самооценки школьника — важная составляющая семейного воспитания


Выступление на родительском собрании на тему: «Формирование положительной самооценки школьника – важная составляющая семейного воспитания»
Булатова Ляйсан АнасовнаУчитель информатики
МБОУ СОШ с. Турбаслы МР Иглинский район РБ
Есть люди, которым всегда везет. А есть неудачники. За что бы они ни брались, все у них валится из рук, всюду они опаздывают, всюду оказываются последними, никогда не выигрывают и во всем всегда оказываются виноваты. Как объяснить причины таких неудач? Психолог сказал бы, что у таких людей занижена самооценка.
Самооценка человека связана с одной из его центральных потребностей — потребностью в самоутверждении, со стремлением найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Что же такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе.
Для каждого человека самооценка – это важный критерий, позволяющий личности формироваться правильно.
Неудивительно, что для родителей уровень самооценки личности их ребенка-подростка играет важную роль, ведь забота о его будущем – это главная задача.
Однако не все осознают и понимают, как воспитывать сына или дочь так, чтобы самооценка была адекватной.
Существуют 2 уровня самооценки.
Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих, побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков, является итогом постоянного поиска человеком реальной меры, то есть без большой переоценки себя, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям.
Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе. Если самооценка занижена — это приводит человека к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т.п.
У человека с завышенной самооценкой также возникает неправильное представление о себе: идеализированный образ личности и возможностей, своей ценности для окружающих и общего дела. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
В подростковом возрасте значение самооценки переоценить невозможно!
В случае если самооценка подростка адекватная, то его шансы на успешную жизнь увеличиваются. Это значит, что ребенок в состоянии оценить свои возможности объективно, осознает, какое место он занимает в коллективе и в обществе в целом.
Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка неадекватная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия.
Кроме адекватной и неадекватной самооценки различают также общую и частичную самооценку.
Частичной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общем, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Подростковый период очень сложный не только физически (из-за полового созревания), но и психологически, так как дети этого возраста очень ранимы, и любая неудача может их сделать неуверенными в своих силах или развить комплексы.
С первых дней жизни самооценка малыша безупречна! Но взрослея, малыш понимает, что является для родителей самым главным, а весь мир создан именно для него. Отсюда и формирование завышенной самооценки. До школьного возраста она приближается к адекватной, ведь малыш сталкивается с реалиями окружающего мира: и ребенок он в мире не единственный, и других детей любят.
Только к среднему школьному возрасту возникает необходимость коррекции и формирования самооценки у подростков, так как у одних она буквально взлетает, а у других – понижается.
В раннем детстве на формирование у ребенка самооценки влияли преимущественно родители, воспитатели в детском саду, учителя. В среднем школьном возрасте на первый план выходят сверстники. Здесь уже хорошие отметки роли не играют – для одноклассников и друзей важнее такие личные качества как умение общаться, отстаивать свою позицию, дружить и т.д.
В этот период взрослые должны помогать подростку трактовать его желания, ощущения, эмоции, подчеркивать положительные черты характера и избавляться от негативных. Делать акцент исключительно на успеваемости – не вариант.
В среднем школьном возрасте самооценка подростка может быть полярной, и ее особенность состоит в том, что существует риск крайностей. Речь идет о слишком завышенной самооценке у подростка-лидера и крайне низкой у подростка-изгоя. И первый, и второй вариант – это сигнал, что необходимо срочно предпринимать меры. От родителей требуется:
помощь и поддержка;
доверие;
справедливость;
уважение;
отсутствие тотального контроля;
интерес к увлечениям подростка.
Не секрет, что уровень притязаний и самооценка подростка-старшеклассника – это результат отношений со сверстниками.
Если ребенок – лидер по натуре или изгой, то ожидать у подростка формирования адекватной самооценки не приходится. Любимчики класса умеют превращать свои недостатки и промахи в достоинства, подавая пример остальным. Это поднимает их на большую высоту, а ведь падения рано или поздно не избежать! До подростка следует донести, что немного самокритики ему не повредит.
В случае с заниженной самооценкой, которая формируется у подростка под влиянием семьи, одноклассников, неразделенной любви, излишней самокритичности, недовольства собой, дела обстоят сложнее. К сожалению, именно такие дети чаще задумываются об уходе из дома и даже суициде. Подросток нуждается в повышенном внимании, любви, уважении. Даже если он и заслуживает критики, стоит от нее воздержаться. А вот на всех хороших качествах и поступках необходимо делать акцент, чтобы подросток понимал, что он заслуживает похвалы и уважения.
Тогда возникает вопрос. Какой же должна быть самооценка человека? Реальной. Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная - значит соответствующая действительности
Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких подростков оказывается просто катастрофической.
Здесь важна роль семьи в формировании положительной самооценки учащегося. В ученическом коллективе, а особенно в семейном обществе, каждый подросток должен стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.
формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливой оценки всех этих людей. Особенно важно помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом, уважаемые родители, главная роль – ваша. Вам ребенок доверяет свои секреты, делится своими успехами и неудачами. Вы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка
Не оберегайте подростка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
Оставляйте ребенку право выбора.
Не перехваливайте своего сына или дочь, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
Поощряйте в ребенке инициативу.
Не забывайте, что подросток внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
• Не бойтесь искренне любить своего ребенка и, главное — показывать ему свою любовь!