ДокладОсобенности специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающимися с ЗПР для успешного освоения СФГОС.


Особенности специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающимися с ЗПР для успешного освоения СФГОС.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об Образовании»дети с проблемами здоровья имеют равные со всеми права на получение образования.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения современного качества общего образования.
Для определения целей и задач реабилитации через образование детей с различными нарушениями ключевым понятием является понятие "особые образовательные потребности".
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии. Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г. Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал». Создание специальной развивающей среды предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). Развивающая среда должна включать ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка. Для этого в пространстве, которое окружает ребенка, создаются элементы и объекты природы (природный ландшафт на территории, живой уголок в группе и т.п.). Создаются специальные условия для физкультурно-оздоровительной работы, игровой, художественно-эстетической и музыкально-театральной деятельности, обеспечивается необходимый набор учебно-дидактических пособий, оборудования и игрушек (предметно-развивающая среда) и т.д. Окружающая ребенка среда должна быть организована таким образом, чтобы стимулировать его развитие, позволять активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.
Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (ОВЗ) особые образовательные потребности.
Одним из главных условий успешной реализации образовательных потребностей обучающихся детей с ЗПР является структура образовательной программы. Адаптивная программа учитывает состояние и уровень развития ребенка и предполагает обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознакомление с художественной литературой, развитие математических представлений, обучение грамоте, трудовое, физическое и художественно-эстетическое воспитание и развитие.         Важнейшей задачей учителя начальных классов является своевременная помощь ребенку. В чем эта помощь заключается?
 Педагог должен учитывать, что ребенок с ЗПР нуждается в особых образовательных потребностях, связанных с тем или иным отклонением в развитии. Он не может продуктивно развиваться без организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков:
в «пошаговом» предъявлении материала;
в использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР ( быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;
в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима;
в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Сроки освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ЗПР составляют 4года (I –IV классы).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут.
При определении продолжительности занятий в 1-м классе используется
«ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре −
по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35
минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый);
Продолжительность учебной недели – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Обучение проходит в одну смену.
Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. На уроках применяются коррекционно-педагогические технологии, помогающие успешно осваивать учебный материал.           Значительное место занимает индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, занятия с психологом, работа по восполнению пробелов предшествующего. С учетом интересов детей и в целях развития индивидуальных склонностей вводятся факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т.д.).           Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка. 
Важное место занимают специальные правильно организованные индивидуальные коррекционные занятия ( ИКЗ ).  Основной принцип занятий – активное воздействие на сенсорное умственное и речевое развитие.
 Цель ИКЗ:
Повышение уровня общего развития ребенка.
Восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
Индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.
Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи.
Направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Работа должна быть направлена на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов.
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляторной моторики;
    2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
         - развитие зрительного восприятия и узнавания;
         - развитие зрительной памяти и внимания;
         - формирование обобщенных представлений и ориентации;
         - развитие представлений о времени;
         - развитие слухового внимания и памяти;
        - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового     анализа;
   3. Развитие основных мыслительных операций:
         - навыков соотносительного анализа;
         - навыков группировки и классификации;
         - умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
         - развитие комбинаторных способностей;
   4. Развитие различных видов мышления:
         - развитие наглядно-образного мышления;
         - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями ).
   5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
         - релаксационные упражнения для мимики лица;
         - драматизация;
         - чтение по ролям;
  6. Развитие речи, овладение техникой речи.
  7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Большую роль в реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в классе.
В настоящее время одним из приоритетных направлений в специальной психологии и педагогике является использование компьютерных технологий, предоставляющих уникальные возможности, в частности, в области социально-эмоционального развития детей с особыми образовательными потребностями. Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
должна включать в себя совокупность технологических средств
(компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски
и др.), культурные и организационные формы информационного
взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в
решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие
служб поддержки применения ИКТ.
Создание специальных коррекционных классов 7 вида для обучения и воспитания детей с ЗПР позволяют осуществить максимальную индивидуализацию и вариативность процесса обучения в сочетании с созданием щадящих условий для здоровья и состояния нервно-психической сферы ученика. Индивидуальный подход с учетом особенностей конкретного ребенка позволяет успешно обучать большинство детей, испытывающих значительные трудности в стандартных условиях обучения.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая Прописи.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной
наглядности.
Освоение содержательной области «Филология» предполагает использование печатных пособий (наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в
соответствии с тематикой и видами работ); опорных таблиц по отдельным изучаемым темам;, схем (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу и др.); дидактического раздаточного материала (карточки с заданиями); наборов ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.).
Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; калькулятора; измерительных инструментов и приспособлений (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; настольных развивающих игр.
«Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов, муляжей предметов, чучел животных и птиц. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ЗПР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании
образовательной организации, а также теплицы, пришкольный участок и
другие объекты на прилегающей к образовательной организации территории.
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ЗПР в области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного
творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц,
кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских. На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с ЗПР использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснастить актовые залы воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
Для овладения образовательной областью «Технологии» обучающимся
с ЗПР необходимо использование специфических инструментов (кисти
беличьи, кисти из щетины, стеки, ножницы, циркуль, линейки, угольники,
иглы швейные с удлиненным (широким) ушком и др.) и расходных
материалов (краски акварельные и гуашевые; фломастеры разного цвета;
цветные карандаши; бумага рисовальная, бумага цветная разной плотности,
картон цветной, серый, белый; бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая); бумага в крупную клетку; набор разноцветного пластилина; нитки (разные виды); ткани разных сортов и др.) в процессе формирования навыков ручного труда.
Овладение обучающимися с ЗПР образовательной областью «Физическая культура» предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе музыкально-ритмической и спортивной деятельности. Для этого необходимо наличие специальных предметов (лент, мячи, шары, обручи и др.); фонотеки с записями различных музыкальных произведений; наборов детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, детское пианино и др.). Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности.
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР в школе обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения, не рассматривали определение ребенка в класс коррекционно-развивающего обучения как своеобразную сегрегацию, перемещение в менее качественную образовательную среду. Необходимы распространение среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, разъяснение достоинств и преимуществ образования ребенка в условиях класса коррекционно-развивающего обучения, укрепление доверия к психолого-педагогическому персоналу и желания сотрудничать в деле помощи ребенку с затруднениями в обучении.
Выводы и рекомендации:- Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения. Одновременно будьте готовы, что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ученика.
- Подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный). Как можно больше повторяйте и закрепляйте изученное.
- Заинтересуйте ученика, поддерживайте позитивную мотивации. обучения.- Старайтесь снизить темп обучения, учитывая психическую выносливость и умственную трудоспособность ученика. Будьте терпеливы, если ученику необходимо объяснить или показать что-то неоднократно. Найдите оптимальный вариант взаимодействия с ним (поясните новый материал до урока, на занятии дайте письменный тезисный план, алгоритм действий и др.).- Расчлените задание на отдельные небольшие части. Если необходимо – составьте письменный алгоритм поэтапного выполнения задания. Устные инструкции давайте по одной, пока ученик не научится удерживать в памяти одновременно несколько.- Практикуйте прикладное использование приобретенных учеником знаний.- Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.- Разнообразьте учебную деятельность, однако, обеспечивайте плавный переход от одних видов деятельности к другим.- Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач.- Предоставляйте ученикам достаточно времени для выполнения задания и практического применения новых умений и навыков, одновременно, достаточно длительное выполнение одного задания может утомить его.- Не перекладывайте преодоление проблем в обучении исключительно на родителей. Помогайте им осознавать малейшие успехи ученика и закреплять их. Ученики с трудностями в обучении требуют не авторитарных подходов в семейных отношениях, а взвешенного, добродушного отношения к ребенку.- Преодоление трудностей в обучении – это результат совместной длительной и кропотливой работы педагогов, психологов, родителей и даже терапевтов.
- Установите позитивный эмоциональный контакт.- Используются стереотипы ребенка.- Обучать ребенка языку чувств, фиксировать внимание на эмоциональном состоянии людей и животных.- Обучать поведенческой этике на эмоциональной основе, анализировать мир эмоций. В дальнейшем развитие творческих способностей и представлений позволяет ребенку адекватно воспринимать литературные сказки.- Педагогам не следует использовать травмируемые слова «ты испугался…», «не вышло…». Задача педагога – предупредить нарастание негативизма, преодолеть коммуникативный барьер.- Одним из направлений работы является социально-бытовая адаптация детей, формирование навыков самообслуживания.

Любите деток! Вместе мы сможем и сделать жизнь ребенка ярче, счастливее и радостнее!!!!  Особому ребенку - особая забота.
В копилку учителя
* Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения. Одновременно будьте готовы, что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ученика.
* Подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный). Как можно больше повторяйте и закрепляйте изученное.
* Заинтересуйте ученика, поддерживайте позитивную мотивации. обучения.* Старайтесь снизить темп обучения, учитывая психическую выносливость и умственную трудоспособность ученика. Будьте терпеливы, если ученику необходимо объяснить или показать что-то неоднократно. Найдите оптимальный вариант взаимодействия с ним (поясните новый материал до урока, на занятии дайте письменный тезисный план, алгоритм действий и др.).* Расчлените задание на отдельные небольшие части. Если необходимо – составьте письменный алгоритм поэтапного выполнения задания. Устные инструкции давайте по одной, пока ученик не научится удерживать в памяти одновременно несколько.* Практикуйте прикладное использование приобретенных учеником знаний.* Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.* Разнообразьте учебную деятельность, однако, обеспечивайте плавный переход от одних видов деятельности к другим.* Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач.* Предоставляйте ученикам достаточно времени для выполнения задания и практического применения новых умений и навыков, одновременно, достаточно длительное выполнение одного задания может утомить его.
* Установите позитивный эмоциональный контакт.* Обучать поведенческой этике на эмоциональной основе, анализировать мир эмоций. В дальнейшем развитие творческих способностей и представлений позволяет ребенку адекватно воспринимать литературные сказки.- Одним из направлений работы является социально-бытовая адаптация детей, формирование навыков самообслуживания.
Любите деток! Вместе мы сможем и сделать жизнь ребенка ярче, счастливее и радостнее!!!!  Особому ребенку - особая забота.
-25717564770ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ(ОБЛАСТНОЕ) СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРНАИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г. ГРЯЗИ
Доклад
«Особенности специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающимися с ЗПР
для успешного освоения СФГОС.»
Учитель начальных классов:
Герман Т.Н.