Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей, самоопределения и самореализации учащихся (из опыта работы Дабановой Л.Г.)


Исследовательская деятельность как средство реализации творческих способностей, самоопределения и самореализации учащихся (из опыта работы).
Одним из действенных, эффективных средств решения главной цели, стоящей перед современной школой - воспитание творческих, активных, мыслящих граждан, способных решать поставленные собой, обществом, государством задачи – является организация исследовательской деятельности учащихся. Совместная работа с учителями предоставляет обучающимся, склонным к интенсивному интеллектуальному труду, возможности для реализации творческого, интеллектуального, личностного потенциала, содействует их профессиональному и гражданскому самоопределению. Значительно повышаются интерес и мотивация к учебному труду, к познанию мира, природы и общества, развиваются способности к самостоятельному творческому мышлению.
В нашей школе с 1996года работает научное общество учащихся, в котором 4 секции: эколого-краеведческая, этнографическая, юных биологов, литературно-краеведческая. Разработаны Положение о НОУ, о НПК «Храни свои корни», которая проводится ежегодно, где заслушиваются промежуточные и конечные результаты исследовательской деятельности учащихся. Также ежегодно определяется лучший ученик-исследователь в номинации «Навстречу открытиям» школьного проекта «Звезды 21 века».
Хочу поделиться личным опытом педагогического сопровождения исследовательской деятельности обучающихся, который является лишь частью опыта всего педагогического коллектива.
Одним из направлений исследовательской деятельности является изучение современного состояния малой родины. Мы с группой школьников создали проект «Аларь в начале 3-го тысячелетия». На основе статистических данных, социологических опросов, анкетирования, встреч и бесед с людьми изучаем современную экономическую ситуацию, демографическую ситуацию, ее движение, уровень жизни, состояние здоровья населения, состояние образованности, запросов и интересов. На сегодня издан первый выпуск сборника «Аларь в начале 3-го тысячелетия», идет работа над созданием одноименной мультимедийной презентации для сельского краеведческого музея.
Заслуживает внимания серьезная исследовательская работа «Штрихи к социальному портрету аларской молодежи» ученицы 10 класса Николаевой В. Свою работу она построила на основе социологического опроса населения, в котором приняли участие 127 респондентов в возрасте от 14 до 30 лет. Основные выводы ее исследовательской работы:
- молодежь в нашем селе в целом имеет положительный моральный облик. В основе мотивации общественного поведения лежат принципы морали – уважение к родителям, старшему поколению, истории своей страны. Большинство молодых людей настроены патриотично. Им не безынтересна судьба села. 50% опрошенных готовы остаться в родном селе при условии присутствия рабочих мест;
- молодежь правильно понимает смысл жизни. 60% респондентов на первый план выдвигают карьерные устремления, что следует понимать как стремление к достижению личностного успеха. Немало опрошенных в качестве своего жизненного кредо выдвигает наличие семьи и семейного счастья;
- молодежь в большинстве своем аполитична: слабо интересуется политикой, мало информирована о политических партиях, деятелях. Интерес к политике продемонстрировали 23% респондентов;
- культурные и общественные устремления молодых людей довольно ограничены вследствие малых материальных возможностей, неразвитости сферы услуг, недостаточности внимания к проблемам молодежи со стороны органов местного самоуправления;
- 50% молодых людей считают наиболее престижными профессии врача, юриста, экономиста, так как, по их мнению, эти профессии – высокооплачиваемые;
- по мнению молодежи наиболее актуальными проблемами общества и села являются : безработица, распространенный алкоголизм, неудовлетворительное состояние дорог, рост преступности.
Работая над темой «О нашей толерантности» ученица 10 класса Гыйлмуллина Д. провела диагностику уровня сформированности толерантности у учащихся старших классов. В ходе диагностики выявила, что 32% обучающихся в старших классах имеют высокий уровень толерантности, 60% - невысокий уровень толерантности, а 8% имеют невысокий уровень интолерантности. В работе автор подробно остановилась на признаках, характерных для каждой группы. Вывод, который делает ученица: проблема формирования высокотолерантной личности в школе еще не решена. Данная работа на НПК 2011г была отмечена как самая актуальная в плане проблематики. В качестве возможного продолжения работы по данной теме автору было предложено разработать проект «Мы – за толерантность», который бы включал комплекс предложений по дальнейшему воспитанию толерантной личности. Реализация проекта, разработку которого начала ученица, продолжилась в течение трех лет. Завершающим аккордом проекта стало проведение интерактивного мероприятия «Мы – за толерантность» в 2014году. Ученики школы, разделившись на группы, представляли культуру русского, бурятского, украинского, татарского народов: звучали народные песни, приветствия и благопожелания на языках народов, танцевали национальные танцы, готовили стенные и мультимедийные презентации из истории быта, культуры, науки. В течение всего учебного дня шел «диалог культур». Мероприятие долго готовилось детьми, классными руководителями, но оставило неизгладимое впечатление, надолго запомнилось всем участникам. Ребята во время подготовки и проведения его чувствовали себя и режиссерами, и сценаристами, и актерами, вживались в предлагаемые образы; они прочувствовали себя представителями этнических групп. Таким образом, обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, включаются в процессы гражданского становления, проходят уроки социальной зрелости.
Глубокой по своему содержанию явилась работа ученицы 11 класса Матхановой А «Традиции народного воспитания в современной бурятской сельской семье». Вся работа строилась на анализе демографической статистики села Кукунур как места наиболее компактного проживания представителей бурятского этноса. В процессе работы автор выявляла количество детей в семьях в зависимости от возраста родителей. Был обнаружен факт, что еще 30 лет назад в деревне не было семьи с 1 ребенком, преобладали семьи с 3 и более детьми. На сегодняшний момент нет ни одной многодетной семьи, в 100%случаев – семьи с 1 -3 детьми. Один из выводов, сделанных ученицей в данной работе: современная бурятская сельская семья утратила статус многодетной семьи.
Мои ученики в разные годы участвовали с исследовательскими работами в различных конкурсах:
Васильев А., 11 класс, в Заочном Всероссийском Открытом конкурсе школьных исследовательских работ «Ребенок и история: облики детства» с работой «Игры бурятских детей: прошлое и настоящее»;
Марактаева М., 11 класс, в конкурсе молодых исследователей Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера с работой «Природоохранные традиции аларских бурят».
Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой готовности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Исследовательский навык, приобретенный в школе, помогает выпускнику быть успешным в дальнейшей жизни. Этому у нас много примеров, которыми мы гордимся . Мы счастливы, когда наши ученики успешны, ответственны, образованы, самостоятельны, мобильны, конструктивны.