Cтатья на тему: МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ


МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Говырина А.Р.,
магистрант, НГПУ им. К.Минина
Дружкова О.Н.,
к.х.н., доцент НГПУ им. К.Минина
Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов в учебной и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Прогрессивные педагоги различных эпох – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и другие – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными дисциплинами с целью создания системы знаний и правильного миропонимания [4].Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Поиск эффективных путей повышения качества обучения в школе все больше привлекает внимание учителей к проблеме межпредметных связей, актуальность использования которых обусловлена современным уровнем развития науки, характеризующимся ярко выраженной интеграцией общественных, естественнонаучных и технических знаний [3]. Межпредметные связи в средней школе должны в меру познавательных способностей обучающихся отражать межнаучное взаимодействие и его результаты. В противном случае обучение не даст правильного представления о современном уровне развития науки, и усвоение знаний будет малоэффективным. Характер и структура межпредметных и межнаучных связей сходны в основном: учебные предметы, как и науки, связываются через объекты изучения, методы, теории и законы. Например, полимеры изучаются и в химии, и в биологии, и в физике; понятие функции связывает математику с физикой и химией; метод хроматографии связывает физику с химией, биологией; теория электролитической диссоциации связывает химию с физикой и так далее.
В условиях сокращения числа часов, отведенных на изучение химии в основной школе, возросла интенсивность процесса обучения, снизилось количество практических и лабораторных работ и, как следствие, интерес обучающихся к химии в целом. Выход из данной ситуации возможен не только во внедрении продуктивных методов обучения, но и в интеграции химического и биологического образования, которая позволяет создать для педагогов и учащихся новые творческие образовательные пространства[1].
Чтобы овладеть методикой применения межпредметных связей, учителю важно не только понимать их значение в обучении, но, прежде всего, необходимо изучить содержание смежных предметов.Проведенный нами анализ учебных программ и учебников по химии и биологии для средней школы выявил, что в содержании обучения заложено немало потенциальных возможностей для расширения межпредметных связей. Интеграцию химического и биологического образования можно реализовать как на уроках, так и на занятиях кружков, факультативов и внеклассных мероприятиях.
В содержании курсов химии и биологии мы выделили ряд общих тем, объединяющих материал двух предметов.Считаем целесообразным для учащихся, планирующих сдавать ЕГЭ и ГИА по химии и биологии, проведение комплекса интегрированных уроков и мероприятий, которые способствуют не только более прочному усвоению содержания разделов данных дисциплин, имеющих межпредметный характер, но и повышению качества обучения, а также формированию целостного мировоззрения.
Приведем примеры тем интегрированных уроков для учащихся 10 класса, реализованных в ходе педагогического эксперимента:
Неорганические вещества клетки, роль воды и минеральных солей в жизнедеятельности организма.
Органические вещества клетки и их характеристика. Белки, жиры и углеводы – энергетический и строительный материал организма.
Реализация наследственной информации в клетке. Характеристика нуклеиновых кислот. Геном человека.
Фотосинтез: химизм реакций световой и темновой стадии. Биологическое значение фотосинтеза.
Кроме интегрированных уроков были проведены внеклассные мероприятия на темы: «Человек и его здоровье» (брейн-ринг), «Химия и биология в повседневной жизни», «Биологически активные добавки (БАД): за и против»; химико-биологическая игра «Эрудит-2016».
Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия, проведенные с целью повышения качества химического образования учащихся,дали положительный результат, подтверждающий необходимость их внедрения. Как показало анкетирование учащихся 10-11 классов, у школьников повысился интерес к таким предметам, как химия и биология. Но более показательными являются результаты проведенных репетиционных работ ГИА для учащихся 9-х классов и ЕГЭ для 11 класса. Выявлено повышение качества выполнения заданий репетиционных работ учащимися 9а класса на 12%, учащимися 9б класса на 5%, учащимися 11а класса на 9%. Качество обученностиучащихся 10а класса определяли на основании анализа результатов проведенных контрольных работ до и после внедрения комплекса интегрированных уроков и мероприятий по химии и биологии. Установлено: качество выполнения контрольной работы до межпредметной интеграции составило 45%, после – 57%.
Таким образом, интеграция программ химического и биологического образования позволяет предоставить каждому обучающемуся возможности для реализации интеллектуальных и творческих способностей, сформировать потребность в непрерывном самообразовании, способность к социальной адаптации и творческому самовыражению [2].
Список литературы:
Власова Ж.Е., Михайлова З.С. Из опыта интеграции химического и экологического образования // Химия в школе.–2015.–№9.–С. 77-79.
Дружкова О.Н., Говырина А.Р., Туранова А.А. Формирование экологической культуры в процессе химико-биологического образования // Орфановские чтения. Выпуск 3: сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. «Орфановские чтения–2015». – Н. Новгород: Мининский университет, 2015. –С. 221-223.
Королева О.Б. Интеграция учебных предметов как способ формирования мировоззрения // Химия в школе.–2015.–№9. – С. 31-35.
Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии: учеб.для студ. пед. вузов / Г.М. Чернобельская. – М.: Дрофа, 2010. – 318с.