ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.
Научное обоснование здоровьесберегающего обучения с использованием нетрадиционных методов коррекционного воздействия на логопедических занятиях.
Согласно исследованиям В. Ф. Базарного, В. А. Гурова, Э. Я. Оладо, здоровье является одним из важнейших составляющих жизни человека, которая формируется с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом [6, с. 46].
В. И. Воробьев рассматривает здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [18, с. 64].
По мнению И. Д. Зверева, в понятие «физическое здоровье» входит состояние роста и развитие органов и систем организма, базу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие приспособительные реакции [22, с. 32].
По выражению А. В. Лещинского, термин «психическое здоровье» изучается как состояние познавательной деятельности, базу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция [29, с. 64].
В. П. Бруновт рассматривает социальное здоровье как здоровье общества и окружающей среды для каждого человека [9, с. 53].
Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков утверждают, что нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно–информативной сферы в жизнедеятельности, базу, которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе [27, с. 22].
И. П. Березин, Ю. В. Дергачев понимают духовное здоровье как систему ценностей и убеждений [7, с. 25].
В. И. Воробьев подчеркивает, что в характеристике понятия «здоровье» применяется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество адаптацию организма к условиям внешней среды и представляет итог хода взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в процессе взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаками индивидуального здоровья являются следующие компоненты:
– специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
– показатели роста и развития;
– текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;
– наличие и уровень какого–либо заболевания или нарушения развития;
– уровень морально – волевых и ценностно – мотивационных установок [18, с. 53].
По мнению А. В. Лещинского, в связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи разных его компонентов и представлена их структура:
В соматический компонент входит текущее состояние органов и систем организма человека, базу которого включает в себя биологическая программа индивидуального развития, опосредованная основными потребностями, преобладающими па разных периодах онтогенетического развития. Эти потребности являются пусковым механизмом развития человека и обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент – уровень роста и развития органов и систем организма. Его базу составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие приспособительные реакции.
Психический компонент рассматривается как состояние познавательной деятельности. Базу психического компонента составляет состояние общего душевного комфорта, которое обеспечивает адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние связанно с биологическими и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
В структуру нравственного компонента входит комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности. База данного компонента определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем определяется духовность человека, которое связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Вышеизложенное разделение компонентов здоровья, условно позволяет, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума и более полно описать разные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни [29, с. 53].
С точки зрения Т. Б. Лавровой, здоровье человека зависит от стиля жизни, который индивидуален. Стиль жизни определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
В здоровый образ жизни входят следующие составляющие:
– благоприятное социальное окружение,
– духовно–нравственное благополучие,
– оптимальный двигательный режим (культура движений),
– закаливание организма,
– рациональное питание,
– личная гигиена,
– отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ),
– положительные эмоциональные реакции.
Вышеперечисленные характеристики приводят к тому, что культура здорового образа жизни личности является частью общей культуры человека. Которая отражает его системное и динамическое состояние, связанное с соответствующим уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в итоге воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье [28, с. 49].
Поступление ребенка в школу повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья школьников – это важная медицинская проблема и актуальная педагогическая задача.
Е. В. Менчинская под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения понимает модель педагогической деятельности, в которой раскрываются методы осуществления учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при применении различных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения школьниками государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.
Характерной особенностью этого типа образования является ориентация на человека, удовлетворение его познавательных потребностей и интересов, развитие в нем таких личностных (социально-значимых) качеств, которые позволяют ему быть здоровым, успешным и счастливым. Самой основополагающей ценностью для человека является его здоровье [35, с. 42].
Термин «здоровьесберегающая технология» состоит из качественной характеристики любой образовательной технологии, которая показывает, как решается задача сохранения здоровья учителя и школьников.
Здоровьесберегающие технологии должны соотвествовать требованиям которые сформулировал Н. К. Смирнов:
– «не навреди!» означает, что все используемые методы, приемы, средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
– забота о здоровье учителя и учащегося – все применяемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников педагогического процесса;
– непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
– субъект – субъектные взаимоотношения означает, что школьники являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий в содержательном и процессуальном аспектах;
– соответствие содержания и организации обучения возрастным возможностям школьников – объем учебной нагрузки, трудность материала должны соответствовать возрастным особенностям детей;
– комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
– успех порождает успех означает, что акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
– активность – это активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления [49, с. 53].
По словам Е. Л. Новиковой, ответственность за свое здоровье означает то, что у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он осуществляет свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации учащихся. В решении обозначенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
1) внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
2) общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью [38, с. 30].
В. И. Ковалько замечает, что успешность осуществления здоровьесберегающих технологий зависит от специфики взаимодействия педагогов и родителей в вопросах формирования культуры здоровья детей.
В настоящее время состояние педагогов оставляет желать лучшего:
– они не могут позволить себе полноценный отдых в санаториях, профилакториях, которого бы хотели;
– учитель часто испытывает стресс, он постоянно думает, переживает, за детей, испытывает психологическую несовместимость в коллективе, в итоге кровеносная система расшатывается, сосуды головного мозга сужаются и это ведет в конечном итоге к деградации головного мозга, поэтому учителя должны научиться правильно реагировать на сложившуюся ситуацию.
Если правильно настроить ребенка, то он покажет, выдаст то, на что он готов. «Правильно настроить» означает:
1. Позитивный настрой, хорошее настроение учителя. Установление «сердечного контакта», педагог радуется вместе с ребенком, уверен в нем, подбадривает его словами: «Как я рада вас видеть», «Я буду рада тому, что ты покажешь».
2. Школьники должны чувствовать наше спокойствие, когда дети видят наше спокойствие, они правильно реагируют, они себя чувствуют уверенно. Чувство уверенности должно присутствовать и у нас и у детей [29, с. 74].
По утверждению Т. И. Шевцовой, Н. И. Хоменко, психологическая несовместимость зависит от учителя, детский негатив может бумерангом вернуться к нам, если неправильно повести себя. Поэтому учителю обязательно нужно соблюдать следующие требования:
– научиться правильно, реагировать на сложившуюся ситуацию;
– не требовать от ребенка чего–то сверхъестественного;
– позитивный настрой, хорошее настроение;
– уверенность учителя, спокойствие;
– научиться быть наблюдателем ситуации.
В технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка включаются: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка. Учитель, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей сам должен быть здоров, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, обусловленные профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его осуществлению [54, с. 40].
На современном этапе в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями используются нетрадиционные методы терапии. С точки зрения Е. С. Бабиной, С. Н. Колеошкиной, эти методы терапии относятся к числу эффективных средств коррекции, все чаще используемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых сложностей дошкольников. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют ход коррекции речи детей с речевыми нарушениями и способствуют оздоровлению всего организма ребенка [5, с. 25].
По изучению С. Н. Гамовой, умения применять новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Терапевтические возможности нетрадиционных методов содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия [19, с. 31].
Логопедический массаж является одним из методов коррекционно-педагогического воздействия, применяемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации звукопроизношения, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека с нарушениями речи.
По исследованиям И. В. Блыскиной, А. Максимовой, логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых с нарушениями речи. Массаж применяется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание. В целом, массаж используется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц [8, с. 33].
С точки зрения Т. М. Кондрашевой, имаготерапия – это психоаналитический метод лечения, заключающийся в воспроизведении больным в своем воображении психотравмирующей ситуации, в которой он представляет себя в образе любимого героя и действует так, как действовал бы этот герой. Имаготерапия используется, когда необходимо сформировать новые поведенческие акты или способы адаптации к той или иной среде, пробудить и научиться применять собственный жизненный опыт, расширить собственные возможности. Имаготерапия проводится в форме куклотерапии и сказкотерапии [26, с. 17].
И. В. Фаустова утверждает, что куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя). Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы [52, с. 71].
А. И. Середа, И. К. Дробахина подчеркивают, что сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития ребенка, расширения его сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Использование сказки в дошкольном и школьном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми [47, с. 104].
И. В. Величко, Т. В. Попова считают, что музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое, интеллектуальное и личностное развитие выделяет следующие виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, танцевально-двигательная деятельность, игра на музыкальных инструментах [15; 43].
По исследованиям З. Макаровой, ароматерапия – это искусство врачевания с помощью натуральных эфирных масел, извлеченных из ароматических растений, цветов и трав. Приемы ароматерапии известны с древних времен – травяные ингаляции, ванны, массаж с ароматическими маслами, использование пряностей в пище и многое другое. Этот метод лечения уходит своими корнями в далекое прошлое и обращен не только на излечение тела, но и духа. Ароматерапия поддержит здоровье, сохранит красоту и молодость, снимет напряжение, снизит или повысит давление, поможет расслабиться или сконцентрировать внимание [33, с. 31].
Как отмечает Р. Г. Бушлякова, биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения челюсти и языка. Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка [11, с. 45].
Ряд исследователей: Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий, Н. Савельева подчеркивают, что пескотерапия – одна из форм естественной деятельности ребёнка, способствуют развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, фантазии, игра в песок влияет на эмоциональное самочувствие детей, а это прекрасное средство их развития. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо [20, с. 44].
По мнению К. Мустакас, игротерапия – искусство отношений игра для ребёнка – средство для выражения чувства, исследования отношений. Игра – символический язык для самовыражения, и она открывает нам взрослым, что пережил ребёнок, как он на это реагирует, какие желания, мечты и потребности возникают у него [36, с. 84].
С точки зрения А. Я. Мухиной, речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Для успешной коррекции речи у детей организована работа по взаимодействию с воспитателями и родителями: информационные стенды, родительские собрания, консультации, праздничные мероприятия [37, с. 30].
Большинство исследователей (О. А. Быкова, Ю. В. Кайзер, И. Н. Вихрова, И. В. Плотникова, Н. Н. Шарикова, В. В. Осипова) подчеркивают, что изотерапия – психокоррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка. Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах [10; 16; 41].
А. А. Осипова, Е. В. Щербинина рассматривают библиотерапию как специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям [39; 55].
З. Макарова утверждает, что фитотерапия – это одна из самых древних медицинских наук. В переводе с греческого она означает лечение травами. Фитотерапия – направление теоретической и практической медицины, основанное на научном изучении и использовании с лечебной или профилактической целью лекарственных растений или препаратов, получаемые из них. Фитотерапия благотворно влияет на работу всего организма, оказывая общеукрепляющее и иммуномодулирующее воздействие. Фитотерапия высоко эффективна, безвредна, практически не имеет противопоказаний. С помощью лекарственных трав сама природа по матерински нежно, мягко, максимально щадящее воздействует на больного [33, с. 31].
Н. М. Погосова, Н. В. Серов отмечают, что хромотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по–разному воздействуя на различные органы человека. Оказывая влияние цветом на тот или иной орган, можно лечить его. Такое лечение – лечение цветом – сейчас вновь возрождается и внедряется в лечебную практику [42; 48].
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приёмы и методы, традиционные и нетрадиционные формы обучения, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах.
Методические аспекты использования здоровьесберегающих методов в качестве здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Согласно исследованиям Е. С. Бабиной, применение нетрадиционных методов в работе с нарушением речи обусловлено тем, что собственно речевая недостаточность приобрела в настоящее время у большинства детей мозаичный, генерализованный вид и сопряжена с обилием сопутствующих патофеноменов в двигательной, перцептивной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребёнка.
Артпедагогические технологии в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи направлены на развитие связной речи, звукопроизношения, слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений [5, с. 42].
Наиболее часто в логопедической работе с младшими школьниками применяются следующие артпедагогические технологии: компьютерные программы, различные виды массажа, пальчиковая гимнастика, Су-Джок терапия, цуботерапия, сказкотерапия, логоритмика, логомузыкальная пластика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, методика сенсорно-координационнных тренажей, алфавит телодвижений, литотерапия, изотерапия, песочная терапия, фитотерапия, хромотерапия, библиотерапия, имаготерапия, биоэнергопластика и др.
Наиболее подробно рассмотрим некоторые виды использования нетрадиционных методов в качестве здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Одним из таких методов является применение компьютерных программ, предназначенных для коррекции звуков. Для того чтобы их применение не наносило вреда зрению и нервной системе ребёнка, нужно строго соблюдать правила безопасной работы с компьютером, а также применять только апробированные и научно обоснованные программы.
Используя на логопедических занятиях компьютер, логопед должен помнить, что главная цель работы – это коррекция речи для реализации полноценного общения ребёнка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению логопеда и ребёнка. В связи с этим, рекомендуется использовать компьютер лишь как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.
Компьютерная программа может стать частью общего сценария всей работы логопеда с ребёнком. Автор статьи «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ» М. И. Лынская предлагает следующий пример сценария работы по коррекции произношения. На первом занятии ребёнка знакомят с компьютерной игрой, её героями, придумывают цель занятий для ребёнка. Например, путешествие в страну «Красивая речь». Цель занятий – попасть в эту страну, компьютерный герой сообщает ребёнку, что туда могут отправиться только те дети, которые «красиво» говорят. У младшего школьника появляется стимул к выполнению предложенных ему упражнений, он ведь очень хочет поиграть с героем. Вне занятия подготовительного этапа и этапа постановки звука строятся на основе этого сценария, каждое упражнение и игра связывается с героями игры, с темой «Путешествие». Постепенно малыш приходит к этапу автоматизации звука, и в этот момент в работу включается использование компьютера. Использование компьютера способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, а также способствует повышению эффективности работы логопеда [30; 31].
К здоровьесберегающим методам можно отнести различные виды массажа: логопедический массаж и точечные массаж. Большинство авторов (Н. С. Аммосова, И. Ф. Архипова, И. В. Блыскина, Е. А. Дьякова) подчеркивают, что логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями. Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертые формы, заикании, а также нарушения голоса.
Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи. Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Детям предлагаются следующие упражнения: поглаживание и разминание лба, носа, скуловой области и др. [8, с. 44].
Разновидностью массажа является точечный массаж. Для того, чтобы он не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Например, предложить игру «Скульптор». Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно – эмоционального напряжения. Применяется он с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки. Для работы со школьниками может применяться точечный массаж активных жизненных точек по Е. А. Дьякова [21, с. 31].
На фронтальных занятиях с целью увеличения двигательной активности детей и лучшего запоминания ими букв можно использовать алфавит телодвижений, разработанный А. Майоровой. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают на название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии они легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседы, приседы.
К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанки. Возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха. Например, в этой методике есть такие упражнения для формирования двигательного изображения букв: «Боксер» – сжать пальцы в кулак и кулаком вырисовывать букву за буквой; «Голубь» – кисти рук скрестить, взмахами ладоней «рисовать» букву; «Пропляши букву» – по снегу, по песочку или просто по полу [32, с. 41].
В процессе логопедической работы с младшими школьниками используется пальчиковая гимнастика. Пальчиковой гимнастике можно уделить 1,5 – 2 минуты на утренней гимнастике или 2 – 3 минуты на фронтальных занятиях.
По мнению Е. С. Анищенковой, Л. П. Савиной, систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Детям можно предлагать следующие упражнения: «кольца», «крестики-нолики», «кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование» и др. [3; 45].
В работе с детьми – логопатами возможно применение Су-Джок – терапии. С точки зрения Ч. В. Пак, с помощью шариков и колец дети массируют пальцы, ладони и тем самым активизируется множество точек, находящихся на них. Это оказывает благотворное влияние на весь организм. Предлагаются следующие игры и упражнения: «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери», «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу» и др. [40, с. 18].
В работе с детьми возможно применение элементов цуботерапии. А. А. Кондашева считает, что цуботерапия – это самостоятельный метод лечения, который применяется для закрепления положительного эффекта после других точечных процедур либо в сочетании с ними. Суть этого метода состоит в следующем: металлический шарик на пластыре прикладывают к особой точке тела, после чего начинают слегка массажировать вращательными движениями, а потом фиксируют лейкопластырь. Так происходит воздействие на рефлексогенные зоны человека и биологически активные точки его организма. Шарик может быть сделан как из серебра и золота, так и из нержавеющей стали или меди. Его диаметр должен составлять не больше 3 мм.
Выбор металла также играет свою роль, например, с помощью золотого шарика можно оказать возбуждающее действие, а с помощью серебряного –тормозное. Можно использовать и растительные зерна: пшеничные, кунжутные, гречишные и др. Вместо металлических шариков можно использовать кружочки из фольги, горчичника, перцового пластыря, даже 1-2-копеечные монеты [26, 17].
В преодолении многих речевых нарушений нашим верным помощником является игротерапия. К. Мустакас подчеркивает, что игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Дети, увлечённые замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Наглядные пособия помогают детям составлять связные рассказы, развивать активный словарь: шапочки, картинки, расположенные в определённой последовательности, различные кубы с картинками [36, с. 84].
Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская утверждают, что сказкотерапия способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активизации психических процессов.
Сказки могут быть различных видов: артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики), пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков), фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков), лексико-грамматические (обогащение словаря, закрепление знания грамматических категорий), сказки, способствующие формированию связной речи, сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров: рукавичковый, с куклами на палочках, картонажный, бибабо и другие. Декорациями могут служить объемные ширмы, мини – макеты, дидактические пособия [13, с. 31].
Г. А. Волкова, Г. Р. Шашкина подчеркивают, что логопедическая ритмика – это ветвь лечебной ритмики, которая является одной из форм активной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую жизнь нервного больного, в том числе и на детей с нарушением речи. Специфика логоритмики состоит и в том, что ряд упражнений в ней построен таким образом, чтобы словесные, музыкальные или зрительные сигналы вызывали немедленные, заранее обусловленные действия. Детям предлагаются следующие упражнения: «дождик», «листья», «туман», «за грибами» и др. [17; 53].
Т. В. Буденная отмечает, что логомузыкальная пластика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений. Логомузыкальная пластика развивает воображение, память всех видов (слуховую, зрительную, двигательную, слух, модуляцию голоса, дыхание (певческое, речевое, внеречевое, обогащает словарный запас, благотворно влияет на речь, эмоциональное состояние. Игры, упражнения развивают общую и мелкую моторику, повышают мышечный тонус детей. Сопровождающая их музыка вызывает у детей эмоциональный подъём, желание двигаться, входить в образ того или иного персонажа («Шарик», «Самолёт» и т. д.) [10, с. 32].
С детьми с нарушениями речи можно применять различные виды дыхательных гимнастик, например, такая методика, как «Звуковое дыхание» (Ю. Я. Каменов). Они направлены на стимуляцию обменных процессов в клетках за счёт звуковой вибрации. Кроме того звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол, повышает эмоциональный тонус. Длительное произнесение звуков [в], [з], [ж] стимулируют микроциркуляцию крови и обмен веществ, произнесение шипящих звуков можно проводить как паузу – релаксацию между другими видами деятельности, для этой же цели используют произнесение глухих согласных [23, с. 35].
В. Ф. Сазонов, А. Л. Сиротюк в логопедической работе используют кинезиологические упражнения. Развивая моторику, они создают предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В своей логопедической работе данные авторы применяют такие упражнения как: «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос» и т. д. [46; 50].
В логопедической работе применяют методику сенсорно координаторных тренажей В. Ф. Базарного, В. А. Гурова, Э. Л. Оладо. Данная методика сочетает в себе синхронные движения головы, глаз и туловища. Важнейшая особенность данных занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих заданий. Для этого используются подвижные «Вертушки» с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут быть в любой точке комнаты. В ходе данной методике у детей происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность [6, с. 47].
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, Р. Г. Бушлякова применяет такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Этот приём создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжёлыми речевыми нарушениями, такими как дизартрия, алалия, заикание. Для более интересного восприятия материала, был создан специальный комплекс упражнений, который называется «Театр пальчиков и языка. Пальчики в лесу», с красочными иллюстрациями. Этот комплекс может чередоваться или заменять массаж, это очень весёлое занятие, импровизация [11, с. 50].
Хорошо себя зарекомендовала в логопедической работе, методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Эти упражнения носят разнообразную направленность: нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают словарь. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус. Например, такое упражнение как «Насекомые над лугом» [1, с. 31].
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Фитотерапию использовали вавилоняне еще в 11 в. до н.э. З. Макарова, рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях. Для: восстановления умственной и физической работоспособности; устранения усталости, вялости, астенического синдрома; профилактики нарушений мозгового кровообращения; устранения бессонницы, нервозности; профилактики и устранения расстройств памяти; восстановления мышечного тонуса.
При спастической форме дизартрии применяют: настои из скорлупы кедрового ореха; настои из цветков календулы; настой из семян укропа; отвары донника лекарственного; ванны из настоя чабреца; отвар пихтовых веток.
При паретичной форме дизартрии используют: настои из женьшеня обыкновенного; настои из марьина корня; настои из гречих посевной; настои из мордовника обыкновенного; ванны из отвара трав: пшеницы, донника, лапчатки серебристой.
Для беспокойных дизартриков рекомендуется отвары чертополоха и подмаренника мягкого [33, с. 32].
В коррекции общего недоразвития речи куклотерапия является здоровьесберегающей технологией. Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.
В своей работе И. В. Фаустова обратилась к рукотворным куклам. Кукла Настенька совершенствовала у детей мелкую моторику, массажировала мелкие мышцы пальцев, помогала осваивать все то, с чем мы их знакомили, развивая детей. И. В. Фаутова предлагала детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на Настеньку. Настя могла и успокоить ребенка, и подбодрить.
В лечебных целях проводила этюды: «Деревянные и тряпичные куклы», «Маша в лесу», «На ковре спит домовенок Кузя и домовенок Нафаня». В логопедической пальчиковой гимнастике предлагала детям кукол на пальчики, которые помогали детям лучше усвоить материал. Дети ставили пальчиковый театр по русским народным сказкам [52, с. 73].
Библиотерапия – наука, нацеленная на коррекцию речевых нарушений, на формирование у детей нравственных ценностей, повышение интеллектуального и образовательного уровня на основе синтезирования ситуации чтения. Практические методы библиотерапии – это принцип подбора книг, типов используемых текстов.
А. А. Осипова утверждает, что включение библиотерапии в комплексную программу коррекционной педагогики будет способствовать развитию речи, формированию у детей поведенческой реакции и духовных ценностей, присущих российскому сообществу (доброта, понимание, милосердие, добро, творчество, патриотизм, сопереживание, любовь к ближнему и др.)
Библиотерапия дополняет гармонично другие виды оздоровления детей посредством искусства и игровой деятельности (эстетотерапия). Библиотерапия – самый доступный из всех видов эстетотерапии, не считая лечебного общения с природой (натурпсихотерапия) [39, с. 112].
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи: развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях; развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме; помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе; помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.
А. И. Середа, И. К. Дробахина отмечают, что с детьми используются простые, хорошо знакомые ребенку сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка». В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Интегрирую коррекционные задачи в принятые сегодня образовательные области: познание, коммуникация, безопасность, социализация, чтение художественной литературы, здоровье [47, с. 105].
Таким образом, внедрение в практику логопедических групп здоровьесберегающих методов коррекционной педагогики позволяет достигнуть высокого качества коррекционно-развивающего процесса и сделать его более эффективным.
Изучение и анализ литературы привел нас к данным выводам.
1. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегаюшие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
2. Использование нетрадиционных методов в качестве здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей – логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы и систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.
Список использованных источников
Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения / Е.А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 234 с.
Аммосова, Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе / Н. С. Аммосова // Логопед. – 2004. – № 6. – С. 78– 82.
Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. – М. : АСТ: Астрель, 2006. – 60 с.
Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии /Е. Ф. Архипова. – М. : Просвещение, 2006. – 125 с.
Бабина, Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе / Е. С. Бабина // Логопед. – 2008. – № 1. – С. 41–48.
Базарный, В. Ф. Методология оздоровления детей и подростков /В. Ф. Базарный, В. А. Гуров, Э. Я. Оладо // Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников службы формирования здорового образа жизни. – М. : Просвещение, 1994.– С. 46–55.
Березин, И. П. Школа здоровья / И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. – М. : Просвещение, 2004. – 125 с.
Блыскина, И. В. Логопедический массаж. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей / И. В. Блыскина. – М. : Детство – Пресс, 2006. – 112 с.
Бруновт, В. П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека / В. П. Бруновт. – М. : Просвещение, 2003. – 312 с.
Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика / Т. В. Буденная. – СПб. : Детство–Пресс, 2008. – 52 с.
Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой // Р. Г. Бушлякова. – СПб. : Детство – Пресс, 2011. – 145 с.
Быкова, О. А. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития / О. А. Быкова, Ю. В. Кайзер // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 5. – С. 46–48.
Быстрова, Г. А. Логосказки / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – М. : Владос, 2007. – 231 с.
Вагина, Н. Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников / Н. Вагина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 100–102.
Величко, И. В. О музыкальном воспитании детей с речевым недоразвитием / И. В. Величко // Логопед в детском саду. – 2006.– № 1. – С. 44–48.
Вихрова, И. Н. Коррекция речи и мелкой моторики через рисование штрихом (Из опыта работы) / И. Н. Вихрова, Н. Н. Шарикова, В. В. Осипова // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 24–28.
Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. пед. институтов / Г. А. Волкова. – СПб. : Акцидент, 1997. – 286 с.
Воробьев, В. И. Слагаемые здоровья / В. И. Воробьев. – М. : Просвещение, 2004. – 302 с.
Гамова, С. Н. Некоторые подходы к оздоровлению дошкольников в логопедической группе / С. Н. Гамова // Логопед в детском саду. – 2008. – № 10. – С. 31–36.
Докудовская, Е. С. Использование песочной терапии во время логопедических занятий / Е. С. Докудовская, Л. Д. Тульчий // Школьный логопед. – 2006. – № 5. – С. 24–27.
Дьякова, Е. А. Логопедический массаж / Е. А. Дьякова. – М. : Просвещение, 2005. – 231 с.
Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека / И. Д. Зверев. – М. : Просвещение, 2004. – 114 с.
Каменев, Ю. Я. Дыхательная гимнастика в системе натуротерапии / Ю. Я. Каменев. – М. : Владос, 2006. – 235 с.
Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1 – 4 классы / В. И. Ковалько. – М. : «ВАКО», 2004. – 296 с.
Колеошкина, С. Н. Арт–терапевтические технологии учителя –логопеда / С. Н. Колеошкина // Школьный логопед. – 2007. – № 2. – С. 31−39.
Кондрашова, Т. М. Использование театрализованной игры в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня / Т. М. Кондрашова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 1. – С. 17–18.
Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни /Г. И. Куценко, Ю. В. Новиков. – СПб. : Акцидент, 2005. – 122 с.
Лаврова, Т. Б. Об основах физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи / Т. Б. Лаврова // Логопед в детском саду. – 2008. – № 3. – С. 49–53.
Лещинский, А. В. Берегите здоровье / А. В. Лаврова. – М. : «Физкультура и спорт», 2005. – 214 с.
Лынская, М. И. Использование компьютерных технологий в работе логопеда / М. И. Лынская // Логопедия. – 2006. – № 2. – С. 54–56.
Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ / М. И. Лынская // Логопед в детском саду. – 2006. – № 6. – С. 54–56.
Майорова, А. Алфавит телодвижений / А. Майорова // Обруч. – 2003. – № 3. – С.41–42.
Макарова, З. Фитотерапия и ароматерапия в дошкольных учреждениях / З. Макарова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1. – С. 30−32.
Максимова, А. Детский массаж / А. Максимова.– Ростов н/Д. : «Феникс», 2006. – 234 с.
Менчинская, Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. – М. : Вентана – Граф, 2008. – 112 с.
Мустакас, К. Игровая терапия / К. Мустакас. – СПб. : Речь, 2000. – 282 с.
Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика / А. Я. Мухина. – М. : АСТ, Астрель, 2009. – 128 с.
Новикова, Е. Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР / Е. Л. Новикова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 1. – С. 29–32.
Осипова, А. А. Общая психокоррекция: учебное пособие / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2002. – 510 с.
Пак, Ч. В. Вопросы теории и практики Су – Джок терапии / Ч. В.Пак. – М. : Академия, 2009. – 208 с.
Плотникова, И. В. Значение изобразительного искусства в развитии речи детей с ОНР / И. В. Плотникова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 2. – С. 40 – 42.
Погосова, Н. М. Цветовой игротренинг / Н. М. Погосова. – СПб. : Речь, 2005. – 84 с.
Попова, Т. В. Использование музыки для коррекции и формирования интонации речи у дошкольников с дизартрией / Т. В. Попова // Детская и подростковая реабилитация. – 2008. – № 2. – С. 41–47.
Савельева, Н. Песочная терапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи / Н. Савельева // Дошкольное образование. – 2002. – № 1. – С. 21–27.
Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Л. П. Савина. – М. :ООО «Издательство АСТ», 2003. – 123 с.
Сазонов, В. Ф. Кинезиология, снимающая стресс / В. Ф. Сазонов. – Рязань: Рязанский государственный университет, 2010. – 345 с.
Середа, А. И. Сказкотерапия – новая комплексная интегративная психолого – логопедическая технология в коррекционно – развивающей работе / А. И. Середа, И. К. Дробахина // Практическая психология и логопедия. – 2003. – № 3. – C. 104–116.
Серов, Н. В. Лечение цветом / Н. В. Серов. – СПб. : Акцидент, 1997. – 234 с.
Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. – М. : АПК и ПРО, 2002. – 162 с.
Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников / А. Л. Сиротюк. – М. : Просвещение, 2002. – 235 с.
Ткаченко, Т. А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками / Т. А. Ткаченко // Практическая психология и логопедия. – 2003. – № 4. – С. 74−81.
Фаустова, И. В. Использование метода куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками / И. В. Фаустова // Логопед в детском саду. – 2008. – № 9. – С. 71–77.
Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. – М. : Просвещение, 2005. – 192 с.
Шевцова, Т. И. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей общего недоразвития речи / Т. И. Шевцова, Н. А. Хоменко // Логопед. – 2008. – № 3. – С. 40–45.
Щербинина, Е. В. Особенности читательской деятельности учащихся с нарушениями речи и некоторые приемы преодоления негативизма к чтению / Е. В. Щербинина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 3. – С. 42–47.