Для выступления на педсовете на тему:Сочетание общественного и семейного воспитания, как важнейшая предпосылка повышения его эффективности воспитания.


Для выступления на педсовете.
Тема: Сочетание общественного и семейного воспитания, как важнейшая предпосылка повышения его эффективности воспитания.
За всю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия школы и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".
В соответствии с этим меняется и позиция школы в работе с семьёй. Каждое школьное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог школьного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Ещё П.П.Яблонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая родителей.
  Наконец, необходимость влияния  школы  на воспитание учащихся в  семье  обусловливается тем обстоятельством, что почти все родители вовлечены в общественное производство, многие из них занимаются самообразованием,  повышением  своей квалификации, активно стараются заработать денег. Все это так или иначе сказывается на контакте между  детьми.
Был проведен опрос среди родителей учащихся начальных классов. Вот такие результаты получились.
Из 14 опрошенных на вопрос: Сколько времени в день проводите с детьми? 2-много, 1-30мин., от1до2ч - 8, 3ч - 2.
Количество родителей, посетивших школу за полугодие не по приглашению учителя:
1кл. – все родит., каждый день.
2кл. – 2в-все родит., 2а –все, 2б-9,
3кл. -3а- , 3б-7, 3в-9.
4кл.- 4а-6, 4б-7, 4в-5.
Мы видим, с каждым годом посещаемость понижается.
Учитывая это,  школа  не только должна поддерживать тесные связи  с  семьей   и   общественностью, но  и  воздействовать на активизацию  воспитательной  деятельности родителей, повышать их ответственность за воспитание детей.
    Весьма  важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей.
2. Какие вопросы школьной жизни Вы чаще всего обсуждаете дома со своим ребенком?
- успехи(неуспехи) ребенка в учебе, 14 чел.
- взаимоотношения с учителями(классными руководителями) 6 чел.
-отношения детей в классе и школе, 11 чел.
-участие ребенка в классных или общешкольных мероприятия, 8 чел.-поведение ребенка в школе, 8 чел.
  Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Учащиеся нач. классов нашей школы в свободное время посещают кружки, секции вне школы: «Каблучок», «Умелые ручки», «Лепка», «Авиамодельный», англ. Языка, а также секции «национ. Борьба, каратэ, легкая атлетика, хоккей, шахматы и т. д. Школа сотрудничает: РДК, ДПиШ, ДЮСШ,ФОК, детская библиотека, муз.школа, дет. тв. центром «Отрада».
На вопрос: Кто посоветовал посещать тот или иной кружок, секцию? Из всех опрошенных 11-выбрали сами, 2-посоветовали мамы учитывая интересы детей.
  Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке  и  совершенствованию своих личностных качеств играет контроль  семьи  за их поведением.
Оказываете ли вы помощь в подготовке дом заданий? Да - нет - иногда-2.
Контролируете ли выполнение дом. заданий? Да-, иногда-.
  Свое влияние на воспитание учащихся в  семье   школа  осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями.  
 Какие же формы работы с родителями используют педагоги нашей школы: индивидуальные беседы, связь через телефон, заседание родительского комитета, анкетирование, родительские собрания, совместные внеклассные мероприятия.
Одной из таких  важных  форм являются родительские собрания. Если посмотрим посещаемость родительских собраний в начальных классах, то увидим посещаемость почти 100%. Это результат работы классных руководителей.
1собр. 2 собр. Кол-во уч-ся
1-а 18 18 20
1-б 25 25 25
1в 20 23 22
1г 11 9 12
2а 19 21 21
2б 21 19 21
2в 23 23 23
3а 3б 16 17 17
3в 20 17 22
4а 20 18 21
4б 13 14 15
4в 14 16 19
На собраниях классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости  и  дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте  воспитательной  работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы  и  поведения отдельных школьников. Когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную  воспитательную  задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Например, когда возникла проблема агрессии в моем классе. Я поставила перед учащимися соответствующую задачу  и  разработала систему  воспитательных  мероприятий по ее решению. Для этого организовала работу  семьи  в этом направлении. С этой целью было проведено специальное родительское собрание класса с участием психолога. Вообще в 3-4 классе в связи с необходимостью больше проведено собраний на тему воспитания: «Семейное воспитание», «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается», «Умел дитя родить, умей и научить». А в 1-2 классе - больше об учёбе: « В науку нет коротких путей», «Учимся вместе с младшим школьником». Если родители будут знать, какие  воспитательные  проблемы решаются в классе, в  школе ,  и  хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учителями.   Родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность как детей, так  и  родителей за решение поставленной задачи. Н-р: устный журнал «Здоровье сгубишь- новое не купишь», собрание-праздник «На рубеже эпох», «Праздник родных сердец» и т. д. Учителями нач.кл. проводятся разные мероприятия с участием родителей…..
1.Принимаете ли Вы участие в жизнедеятельности школы? Подчеркните один из ответов: Из 14 опрошенных
-да-10
-и да, и нет ( трудно сказать)-4
-нет- 0
  Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.
  Индивидуальная работа в основном носит характер  педагогических  консультаций  и  практических  советов  родителям.

Итак, единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и общественности - это то, к чему мы должны стремиться, это залог верного успеха в воспитании подрастающего поколения.