Туризм как средство познания младшими школьниками родного края


Туризм как средство познания младшими школьниками родного края
Кобозева Марина Ананьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14 г. Мончегорска,
Когут Лариса Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14 г. Мончегорска

«Сохранение и укрепление здоровья нации –
одна из ключевых государственных задач»
Владимир Владимирович Путин

Изучая потребности ребят, их интересы, любимые занятия, занятость в различных кружках и секциях, необходимо помнить, что все увлечения должны развивать, иметь воспитательную перспективу и носить продуктивный характер. В нашей школе есть возможность заниматься в кружках различной направленности: общекультурной, социальной, общеинтеллектуальной, духовно-нравственной, спортивно- оздоровительной. Обучающиеся школы занимаются в горнолыжной, лыжной, футбольной секции, секции по плаванию, каратэ-до, туризмом. Спорт становится средством воспитания тогда, когда он любимое занятие каждого.
На первом же родительском собрании объясняем взрослым о важности организации спортивных занятий, знакомим с тренерами. В начале учебного года составляем диаграммы занятости детей в кружках и секциях. Результаты показывают, что в спортивных секциях занимаются примерно 45% обучающихся. Причинами спортивной незанятости являются: низкий материальный уровень семей, состояние здоровья обучающихся, занятость родителей ( не имеют возможности сопровождать ребенка, когда секция находится далеко).
В наш век гиподинамии и компьютерных детских игр очень важно привить любовь к движению тем детям, которые не имеют физической нагрузки.
И тогда мы обращаемся к главным источникам здоровья – общению с природой и движению, т.е. привлечению к туризму.

В рамках школьной программы ведется курс краеведения.
Связь туризма и краеведения открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к здоровому образу жизни, а так же является важнейшим средством воспитания.
Педагогически правильно построенная работа с учащимися в туризме даёт возможность педагогу совмещать и оздоровительную, и воспитательную, и краеведческую деятельность. Таким образом, мы можем   решить множество задач. Во-первых, это  познание окружающего мира. Во-вторых, прочность усвоения туристско-краеведческих знаний, которая достигается практическим путем. В-третьих, можно успешно решать воспитательные задачи: воспитание патриотизма, человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Туризм учит детей понимать и себя, и все, что происходит; развивается коллективизм, трудолюбие, целеустремленность, так же коммуникативные и личностно-ориентированные навыки.
В первом классе мы организуем походы выходного дня с участием всех детей класса и их родителей. С ребятами мы ходим в парк, где растет много разных пород деревьев, кормим птиц, белок. выходим на побережья озер Лумболка, Имандра, изучаем правила поведения в природе. Эти походы становятся традиционными. У нас есть свой маршрут и любимые места. Мы не только любуемся замечательными окрестностями, но и «лечим природу», убираем мусор, тем самым приобщаем детей к труду, воспитываем любовь к природе, родному краю.
Во 2 классе тесно сотрудничаем с различными организациями города и педагогами дополнительного образования. Обучающиеся посещают кружок « Туристы - проводники». В рамках работы этого кружка с первого года обучения дети получили возможность знакомиться с окружающей их социальной и природной средой: местными историческими и культурными объектами, растениями, животными, полезными ископаемыми и т.д. Во время турпоходов проводятся наблюдения за растениями, насекомыми, погодой. Это развивает произвольное внимание, наблюдательность, формирует информационную грамотность. С детьми подводим беседы: говорим о том, что было интересно, какие были трудности и ошибки. Итогами походов становятся рукотворные детские работы: книга
« Зимующие птицы», видеофильм « Я приглашаю вас в леса», стенгазета « Чтобы жить километрами», были собраны гербарии, развешены кормушки для птиц.
В 3 и 4 классах дети изучают туристические песни, условные топографические знаки, вяжут туристские узлы, приобретают личное снаряжение туриста, учатся ставить палатку, знают правила безопасного разведения костра, умеют ориентироваться по местным признакам, в зимний период времени учатся строить иглу. В походах дети имеют сменные должности : проводника, фотографа, хронометриста, кострового, санитара.
В городе действует туристический клуб « Сариола». За три с лишним десятка лет сложились традиции и праздники. На воде и суше проходят туристские слеты, походы выходного дня, торжественно посвящают в туристы и радостно встречают Солнце . Клуб поддерживает детское туристическое движение и проводит традиционные ежегодные праздники и соревнования для детей. Расскажем о некоторых из них, в которых принимаем участие и мы.
В начале января проводится спортивно - этническая игра «Полярная ночь». Это командные соревнования, этапами которых являются элементы саамских народных игр: сбивание валенком чурки, набрасывание аркана на условные рога оленя, перетаскивание бревна, метание копья, саамский футбол.
С 2008 года до настоящего времени школу № 14 представляют 2 команды: взрослая и детская. В этих соревнованиях ежегодно школа занимает призовые места.
Во второе воскресенье сентября празднуется День туриста. У подножия горы Воронья проводится городской детский турслёт. Детские команды соревнуются в прохождении полосы препятствий, где проверяются теоретические знания и практические навыки в технике пешего туризма: «ловушка», перильная переправа, «кочки», навесная переправа, «маятник» Неоднократно команда детей нашей школы занимала призовые места.
В День рождения города, 20 сентября, активно вместе с учениками участвуем в велопробеге по памятным местам Мончегорска.
Для более глубокого изучения родного края посещаем городские и областные музеи, заповедники, совершаем экскурсии, где ребята узнают много интересного о растениях и животных нашего края.

В результате работы туристско-краеведческого кружка с помощью анкеты было выявлено, что интерес у учащихся к истории родного края, к туризму в целом, значительно вырос. Учащиеся познакомились с азами туризма; рассмотрели историю родного края.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. С переходом в среднее звено школы ребята продолжают занятия туризмом, являются основным составом команды юных туристов – краеведов, защищающих честь школы на городском и областном уровне.
Список литературы:
 
Куликов В. М. Школьный туризм. Концепция с критическими оценками современного состояния// Вестник детско-юношеского туризма в России. 1997. № 3 (23). [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе/ А. А. Остапец. – М.: Педагогика, 1985. с. 85.
Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей /Под ред. Ю. С. Константинова, А. Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. – М.: Советский спорт, 2005. – с. 364.
Юньев И. С. Краеведение и туризм/ И. С. Юньев. – М.:Знание, 1990г. – с. 94.





Аннотация
Туризм как средство познания младшими школьниками родного края
Кобозева Марина Ананьевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14 г. Мончегорска,
Когут Лариса Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14 г. Мончегорска

Связь туризма и краеведения открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к здоровому образу жизни, а так же является важнейшим средством воспитания.
Педагогически правильно построенная работа с учащимися в туризме даёт возможность педагогу совмещать и оздоровительную, и воспитательную, и краеведческую деятельность. Таким образом, мы можем   решить множество задач. Во-первых, это  познание окружающего мира. Во-вторых, прочность усвоения туристско-краеведческих знаний, которая достигается практическим путем. В-третьих, можно успешно решать воспитательные задачи: воспитание патриотизма, человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Туризм учит детей понимать и себя, и все, что происходит; развивается коллективизм, трудолюбие, целеустремленность, так же коммуникативные и личностно-ориентированные навыки.
В статье рассказывается о системе туристско-краеведческой работы с детьми младшего школьного возраста.








Об авторах:

Кобозева Марина Ананьевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14 г. Мончегорска Мурманской области.
Домашний адрес: 184530 г. Мончегорск, улица Кумужинская, дом 7, кв 46
Контактный телефон: +7 9210324518



Когут Лариса Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 14 г. Мончегорска Мурманской области.
Домашний адрес: 184530 г. Мончегорск, улица Лесная, дом 14, кв 25
Контактный телефон: +7 9600275126


15