УРОК ЭТИКИ В 8 КЛАССЕ «ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕПРОСТО»



УРОК ЭТИКИ В 8 КЛАССЕ


«ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕПРОСТО»
















Подготовила и провела учитель
Бутузова Ирина Николаевна










г.Обнинск



Урок этики в 8 классе
на тему «Добрым быть совсем непросто»

Цель урока: обобщить понятия: добро, доброта, добродетель.
Задачи: становление нравственных убеждений, воспитание морально-этических норм поведения, коррекция речи, познавательной деятельности.
Оборудование и материалы: плакат с темой урока «Добрым быть совсем непросто»; плакат с эпиграфом; раздаточный материал (в конверте для каждого на парте); карточки для индивидуальных заданий; «сундучок мудрости» с пословицами о добре и доброте.

ХОД УРОКА

Учитель:
Здравствуйте, ребята! Добрый день! Очень рада вас всех видеть снова! Я хочу спросить вас, что такое доброта?
- Да, доброта – это нравственная категория, качество человека. Люди, которые им обладают, прекрасны и сильны. Добрый человек, подобно солнцу, излучает свет и тепло, к нему всегда тянутся люди, потому что этот человек дарит им своё доброе сердце.
Но добру не легко; ему часто приходиться бороться со злом. Даже в сказках, которые сочиняли в глубокой древности люди, добро и зло были рядом. Наш мудрый народ сочинил множество пословиц и поговорок, изречений о добре, доброте, добрых людях. Давайте вспомним их. (Учитель берёт из «сундучка мудрости» жетончики с пословицами, читает их детям и просит объяснить, как они понимают смысл пословицы).
Как вы понимаете смысл пословиц:

Добрым – добрая слава;
Добрые умирают, да дела их живут;
Доброе дело – два века живёт.

Назовите, пожалуйста, поговорки и пословицы о добре, которые вы знаете. Объясните, как вы их понимаете?
Из всех поговорок мы видим, что человек творит добро. Для кого же человек делает добро? Может ли он делать добро для животных, растений? Как он это делает?
Что чувствует человек, который делает добро?
А как называют человека, который делает добро для других?
ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ, т.е.добро делающий. (Учитель записывает на доске, выделив корни в слове: ДОБРО – ДЕТЕЛЬНЫЙ). Какими качествами вы наделили бы доброго человека? (По мере того как дети называют качества доброго человека, учитель записывает эти качества на доске).
- Конечно же, вы правы. Это и улыбчивость, и вежливость, и милосердие, и великодушие. Этот человек может быть ласковым, внимательным, заботливым и т.д.
Что в лице человека говорит о его доброте? (улыбка, глаза,).
Да, верно! Не зря говорят: «Глаза – зеркало души».
Можете ли вы вспомнить чьи-то очень добрые глаза? А какие они?
(светлые, весёлые, лучистые,). Давайте представим себе человека - и умён, и улыбчив, и красив он, а обязательно ли добр он?
Конечно, только по внешнему виду нельзя определить, добрый человек или нет.
Что нам может ещё рассказать о доброте человека? Можно улыбаться, говорить ласковым тоном добрые слова, быть вежливым, но не быть добрым! (Учитель напоминает басню И.А.Крылова «Ворона и лисица»).
Так что же является главным показателем доброты человека?
Вы правы, конечно же, это его дела, поступки. А теперь давайте посидим очень тихо, и каждый вспомнит, какое доброе дело он сделал сам. И не пугайтесь, если вы вдруг не вспомните о своём добром деле, тогда вспомните, утешили ли вы кого-нибудь добрым словом? За добрым словом обязательно последует поступок. Я уверена в этом.
Видимо, о доброте человека говорят и внешность, и слова, и мысли его, и поступки.
Я хочу познакомить вас с замечательными словами русского писателя А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Всё самоё доброе и прекрасное рождается в нашем сердце и в наших мыслях.
А изобразить добро можно? Попробуйте, пожалуйста, это сделать.
- Я даю вам немного времени, а вы попробуйте на бумаге изобразить, что для каждого из вас есть добро? В этом вам поможет музыка.
(Дети рисуют, а затем можно организовать разговор по кругу или предложить желающим рассказать о том, что у него получилось, т.е. о том, как он представляет себе добро).
- Молодцы, что вы так интересно рассуждаете, так глубоко мыслите.
А я бы изобразила добро в виде солнца, От солнца людям тепло и от добра людям становится тепло, а доброта живёт в сердце. Вот о таком солнечном сердце я и расскажу вам. (Учитель рассказывает «Легенду о Данко» писателя М.Горького).
Подумайте, пожалуйста, над вопросом: просто ли быть добрым? (На доске открывается плакат или запись с эпиграфом урока:
«Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста
Доброта приносит радость
И взамен не требует награды»

Так кто из вас скажет, просто ли быть добрым и почему? (Ребята рассуждают над поставленным вопросом).
А как вы понимаете слова: « Не зависит доброта от роста»?
Почему доброта взамен не требует награды?
Мы уже говорили о том, что доброе дело приносит радость тому, кто его совершает. И запомните, ребята, что добрые дела нужно уметь делать без всякого вознаграждения, т.е. бескорыстно. Это трудно, наверное, но этому надо учиться.
Я надеюсь, что сегодня вы ещё раз убедились, как хорошо быть добрым и дарить свою доброту людям. Вы поняли также, что не всегда это просто – быть добрым и бескорыстным.
Арабская пословица гласит: « Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». Так давайте же делать побольше добра людям и мы будем более счастливы сами!
Спасибо всем за урок! Всего вам доброго!


Литература

1.Гусейнов А.А. «Золотое правило нравственности», 1983 г.
2.Кленская И.С. «Беседы о смысле жизни», 1989 г.
3.В.Даль «Пословицы русского народа», 1984 г.
4.Словарь по этике, 1983 г.
5.Штольц Х. «Как воспитывать нравственное поведение?» перев. С нем. 1986г.
6.Щуркова Н.Е. «Нравственное воспитание школьников»,1990 г.
7.Лихачёв Д.С. «Письма о добром и прекрасном», 1988г.
8.Сухомлинский В.А. «Хрестоматия по этике», 1990 г.
15