ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ: ТЕОРИЯ

Личностно-ориентированный подход – главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику в педагогическом процессе, так как именно такой подход предполагает выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Почти всегда запланированный учителем материал на урок – учебная «доза» - для одних детей может оказаться недостаточным, для других – непомерно большим, для третьих – оптимальным. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке является нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – излишне замедленный.
Как же реализовать на уроке один из основных дидактических принципов – индивидуальный подход к ребенку? Здесь важно учитывать, что дети, поступающие в школу, составляют три условные группы.
Первая группа – это ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения, вторые – учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над торможением, а третьи – школьники с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.
Для учителя важно иметь хотя бы общее представление об этих группах детей. Установлено, что для учеников с преобладанием процессов торможения характерны следующие особенности при обучении – бедное восприятие, неэмоциональность, медленное включение в процесс наблюдения, отсутствие четкого плана действий, растянутость речи, невысокий темп работы, запаздывание реакций на вопрос. Если учитель не принимает во внимание особенности этой группы детей, не создает им условий для включения в учебную деятельность, то дети теряют интерес к учебе, делаются апатичными и еще более робкими. Это слабоуспевающие ученики.
Вторую условную группу составляют дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Они первые тянут руки, первые принимаются выполнять задание, не выслушав его до конца, в работе опускают многие детали. Речь у них торопливая, громкая, эмоциональная. Восприятие у них поверхностное, и для них характерен низкий уровень и медленный темп анализа и синтеза. Часто они хорошо знают теорию, но в самостоятельной работе допускают много ошибок. Это среднеуспевающие ученики.
Третью группу составляют дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Их восприятие характеризуется полнотой, разносторонностью. Они вдумчивы, сосредоточенны и внимательны. Эти дети обладают довольно высоким уровнем аналитическо-синтетической деятельности. Речь у них ровная, выразительная, неторопливая, эмоциональная, словарный запас достаточно велик. Их можно отнести к категории «отличников». На таких учащихся в основном и ориентированы методические рекомендации и повседневная деятельность учителя.
Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей учеников. Такой подход дает возможность детям с разными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей.
Но дифференцированный подход невозможно осуществлять на всех этапах урока. На этапе введения нового понятия (новой темы и т.д.) учителю лучше работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений (т.е. тема объяснена и закреплена), нужно переходить к дифференцированной самостоятельной работе.
Дифференцировать содержание учебных заданий можно по уровню творчества, трудности и объему.
Уровень творчества
Нетворческие (репродуктивные) задания – это решение задач знакомых видов, повторение однородных упражнений, заданий. От учащихся требуется при этом воспроизведение (репродукция) знаний, применение их в стандартной, привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений. Такие задания лучше всего предлагать слабо- и среднеуспевающим ученикам (1 и 2 группы).
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам нужно применить знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (составлять новые задачи, упражнения, сочинять сказки и т.д.) В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. Такие задания лучше всего предлагать «сильным» ученикам (3 группа).
Уровень трудности
Увеличение трудности учебных заданий это:
увеличение количества действий (1 и 2 группы выполняют задачу на 3 действия, а «сильная группа» - на 4 действия);
усложнение материала (например, ученики 1 и 2 группы оперируют однозначными числами, а «сильная» группа - двузначными);
Дополнительные задания, вопросы (для 3 группы)
Использование обратного задания
Уровень объема
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2 и 3 групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. В качестве дополнительных предлагаются и творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Эти задания можно предложить учащимся в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из других учебников.
Но, дорогие коллеги, помните, что деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным! Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определенных успехов на своем уровне.

15