Автономия как принцип организации обучения второму иностранному языку в рамках коммуникативно-когнитивного подхода

МАЛЕЕВА Елена Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный педагогический университет»


АВТОНОМИЯ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ КОММУНИКАТИВНО -КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА

Аннотация на русском языке: статья посвящена рассмотрению автономии как основной характеристики коммуникативно-когнитивного подхода при обучении второму иностранному языку в средней школе. В статье были проанализированы_роли учащегося и учителя в процессе познания и обучения, а также условия, при которых возможно самостоятельное изучение второго иностранного языка.
Ключевые слова: автономия, эффективность, самостоятельность, метод, стратегия.

В настоящее время ведущим подходом к обучению иностранным языкам в современных условиях признается коммуникативно-когнитивный подход, который трактуется рядом исследователей как использование языка в качестве инструмента общения с одной стороны и инструментом познания- с другой [2]. Считается, что по сравнению с изучением первого иностранного языка , при изучении второго иностранного языка интенсивность познавательного процесса возрастает, что выступает одной из основных характеристик коммуникативно-когнитивного подхода.
Существует множество подходов в рамках реализации коммуникативно-когнитивного подхода на практике, но интенсификация обучения и большая автономия учащегося в учении рассматривается как один из важнейших принципов обучения второму иностранному языку[4].
Во второй половине 20 века в зарубежной существовало две проблемы, которые занимали второстепенное место , но в настоящее время вышедшие на первый план [7]. Это признание того, обучающийся является субъектом своего обучения, а классная комната- социальным пространством обучения и взаимодействия.
До этого уже рассматривался вопрос о потребностях учеников (причем подчеркивалась разница между всеобщими и индивидуальными потребностями), об их ожиданиях, об их знаниях, об их накопленном опыте, об их верованиях и мнениях, об их познавательных умениях и их статусе обучающегося. Также были подвергнуты анализу не только их личные и индивидуальные достижения, но и их участие в совместной деятельности, осуществляемой в группе и в классе, особенности и важность которых в области обучения сделали предметом анализа и дискуссии стиль речи, особые модели личного взаимодействия, распределение пространства и ролей, способ управления разными видами деятельностями и взаимоотношениями с внешним миром [7].
Таким образом, в последние десятилетия роль обучающегося как активного субъекта в ходе своего обучения стала одним из направлений дидактического обновления. Ключевым понятием в определении этой роли стало понятие « автономия обучающегося».
Проблема автономии обучающегося –одна из наиболее актуальных проблем в методике. В педагогическом энциклопедическом словаре дается следующее определение автономии:» Автономия рассматривается как индивидуальная позиция человека, его независимость в выборе мотивов, целей, стиля поведения и.т.п. Потребность в автономии- неотъмлемая составляющая процесса становления личности».
По мнению Дворкина, « автономия» является способностью критически размышлять о своих собственных предпочтениях, пожеланиях, устремлениях, как умение с ними жить или стараться их изменить в зависимости от предпочтений или ценностей высшего характера. Как считает этот исследователь, когда люди пользуются этой возможностью, они формируют свою личность, наделяют свою жизнь логикой и смыслом и, таким образом, берут на себя ответственность за все [6]. .
Таким образом, автономия- это способность действовать и мыслить согласно критериям, присущим различным областям человеческой деятельности. Эта способность может быть также применима в области обучения, во всех видах обучения человека, также как и тем видам обучения, которые относятся к образованию и которые возникают в течение всей жизни.
Очевидно, что в рамках обучения в школьных условиях, автономию можно рассматривать не только как способность, которой ученики будут обладать в большей или меньшей степени с рождения в зависимости от индивидуальных особенностей каждого, но как и цель, которую нужно достигнуть.
В одной из публикаций Совета Европы автономия относится к области обучения языкам и определяется как « способность самому о управлять своим обучением». Чтобы обладать этой способностью, учащийся должен взять на себя какую-то часть ответственности. Эта ответственность ни в коем случае не исключает присутствия ученика на уроке, в группе или совместной работы с учителем. Напротив, именно на уроке для выработки ответственности создается благоприятная атмосфера, и от этого результаты урока будут гораздо более продуктивными [8].
Отсюда вытекает мнение ряда исследователей о несостоятельности традиционных ролей учителя и ученика. Их надо пересмотреть и усилить в них активные и интерактивные составляющие; информация, в которой нуждаются ученики, чтобы справиться с заданием, изначально является знаниями учителя; деятельность на уроке не ограничивается следованием инструкциям, предлагаемым учителем; оценка разных видов деятельности на уроке дается только учителем. В новой роли учителя одна из ее главных функций: посредника в делегировании информации состоит в том, чтобы передать контроль и наблюдение за процессом обучения самим ученикам [5].
В рамках самостоятельного исследовательского изучения учащимися иностранного языка, ряд исследователей сходится во мнении, что существует три основных метода, повышающих активность, самостоятельность учащихся. Применяя данные методы на уроке, учитель также развивает у ученика такие качества, как инициативность, творческий поиск, возбуждение интереса к познанию и гибкость мышления, догадку. Среди таких методов можно перечислить:
-метод проблемного изложения, который трактуется как формулирование педагогом на уроке познавательной задачи непосредственно перед изложением материала для того, чтобы раскрыть систему доказательств, сравнить разные точки зрения и подходы, показывая способ решения поставленной задачи;
-частично-поисковый (эвристический) метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний;
-исследовательский метод, который предполагает, что учащиеся, после постановки ряда проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, выполняют другие действия поискового характера [1].
Таким образом, педагогу необходимо не просто передавать знания, , но учить учеников их добывать, то есть учить их самостоятельно учиться, так как целью обучения иностранному языку признается развитие у учащихся умений учиться самыми эффективными способами, умений управлять, организовывать свое обучение и умений самостоятельно оценивать результаты своего труда [4].
С целью развития у учеников автономии задача учителя состоит в том, чтобы повысить частоту использования некоторых стратегий обучения, в частности тех, которые называются метакогнитивными. [7]. В данном случае обучающиеся контролируют свое обучение и управляют им, оценивая процесс обучения, и принимают необходимые решения. Метакогнитивные стратегии в свою очередь могут подразделяться на стратегии планирования и контроля результатов. Среди метакогнитивных стратегий можно выделить:
-планирование своих действий при выполнении учебного задания;
-постановку промежуточных целей;
-рефлексию, позволяющую ученику адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны;
- самооценку;
-гибкость, позволяющую выбрать нужную стратегию обучения.
Именно в развитии этих стратегий и состоит основная задача учителя иностранного языка, который готовит учащегося к дальнейшему, автономному обучению.
Учащиеся также должны активно использовать индивидуальный набор когнитивных стратегий при обучении, например, стратегии обобщения, сверхобобщения, регуляризации.
Таким образом, овладение языком предполагает применение учащимися последовательных когнитивных стратегий [7]. Соответственно, процесс научения языку должен быть исследовательским и экспериментаторским. Только следуя по своему собственному пути в изучении иностранного языка, учащиеся добиваются наибольшего прогресса. При этом деятельность учителя считается важнейшей частью окружения ученика, организующего материал, находящийся в распоряжении ученика, так и возможности для его усвоения учеником. Чем больший эффект независимости учащихся в овладении иностранным языком сможет создать учитель, тем выше будет оценена ими руководящая роль учителя [4]. .
В целях передачи контроля и ответственности за своим обучением ученику было создано Европейское портфолио в области языков. В дидактике портфолио является вспомогательным средством, которое способствует не только внешней оценке знаний, но также повышению уровня самооценки и самопознания обучающегося, оценку процессов и манеру письма, которые ранее всегда осуществлял учитель.
Итак, на сегодняшний день эффективный учащийся – это не тот, кто безупречно выполняет все распоряжения учителя, а тот, который умеет организовать свое обучение. Это положение достаточно актуально для изучения второго иностранного языка. Таким образом, учитель делегирует ученику часть своих полномочий, но ученики в нашей, российской школе привыкли к более или менее авторитарному стилю поведения учителя. Получается, что чем меньше учитель использует источников и материалов в обучении, тем больше у ученика шансов самостоятельно выстроить свою собственную модель познания. Таким образом, учитель выполняет роль советчика, наставника и руководителя, помогая учащимся сделать выбор в использовании ряда эффективных когнитивных стратегий, помогая учащимся показать оптимальный алгоритм выполнения задания. Конечно, в последнее время очень широко ставится вопрос о практически полной самостоятельности учащегося как результата идеального обучения, но пока этот вопрос, интересующий многих исследователей, остается нерешенным [4].
Как справедливо отмечает ряд исследователей, , учащиеся должны вести себя более самостоятельно, используя разные приемы, которые приведут их к автономии. Главное- это развитие самооценки учащихся и взаимоконтроль, использование всех возможностей для того, чтобы оценка ученика постепенно стала самооценкой или результатом оценка коллектива соучеников [8].
Таким образом, автономия обучаемых приводит к изменению стиля общения и поведения как учащихся, так и учителя. Получается так, что ученик становится активным на уроке и чувствует себя ответственным за свое поведение, « взрослым». На занятиях создается климат сотрудничества, поддержки и взаимопомощи [4]. В соответствии с этим обновление всей модели образования можно рассматривать в какой-то степени инновационным, которое является пока еще трудным для реализации в процессе обучения иностранному языку в школе.


ЛИТЕРАТУРА:
1.Алексеева М.Ю. Развитие творческого мышления младших школьников средствами арт-терапии ( на мат-ле обучения иностранному языку): Дис. на соиск. учен.степ.канд.пед.наук (13.00.01)/Курский гос.ун-т .- Курск, 2007.
2.Бим И.Л.Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному (на базе английского).-М.:»Титул», 2001.
3.Педагогический энциклопедический словарь.-М.:»Дрофа»,2003.
4.Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному.-М.:»Школьная книга»,2003.
5.Allwright R.What do we want teaching materials for?, ELT Journal,36/1,1981/
6.Dworkin G. Theory and practice of Autonomy, Сambridge, Сambridge University Press, 1988.
7.Education pour l’autonomie: un nouveau modиle d’enseignement?, / /L’approche actionnelle des langues, onze articles pour mieux comprendre et faire le point, 2003.
8.Holec H. Autonomie et apprentissage des langues йtrangиres, Strasbourg, Conseil de l’Europe,1980.
15