Развивающее обучение как средство повышения качества образования в условиях ФГОС на уроках русского языка и литературы


Развивающее обучение как средство повышения качества образования в условия ФГОС
Когда благородный муж учит и воспитывает, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведёт,а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет,учёба даётся ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он представляет ученикувозможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, лёгкость ученияи возможность для ученика думать самому и составляет то, что зовётся умелымнаставничеством.
«Записки обучения» (III век до н. э.)
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. 
На сегодняшний день существуют некоторые противоречия между социальным заказом общества и реальным положением дел в сфере образования.
Социальный заказ общества Явления из практики обучения
Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний). Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики.
Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать. Учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны.
Изучение основ развивающего обучения позволило предположить, что решение данных противоречий возможно при использовании на уроках русского языка и литературы  приёмов развивающего обучения.
Прежде всего определимся с понятием – «развивающее обучение».
Существует несколько подходов и направлений в данной системе. Остановлюсь  на теории Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в которой главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной позиции таково: "Обучение впереди развития". Современные ученые  сделали вывод, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий.
Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем.
Например:
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
Как вы понимаете основную мысль текста?
Как она нам поможет на уроке?
Кроме положительного воспитательного настроя, данный вид работы развивает слуховое восприятие текста, мотивирует на учебную деятельность
Для определения темы урока можно использовать
приёмы сравнения:
а)сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые
Задание классу (устно). Найдите общее слово:сказуемое, дополнение (члены предложения);подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? – Синтаксис.б) нахождение  в группе предметов лишний.в) Заполнение «слепых» таблиц, (алгоритмов).
Проверку домашнего задания, особенно теорию, проверяю следующим образом. Пока в начале урока идёт работа по определению темы урока, один из учеников на доске составляет логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается рассказать теоретический материал по данной цепочке или объясняет, почему это сделать нельзя
Лучше, если новая тема будет объясняться не учителем, а учащиеся сами определят, что должны выучить и как.
На первых пора можно давать «слепые таблицы», а затем научить школьников составлению таблиц, схем, алгоритмов, кластеров, образных схем, опорных конспектов.
В качестве домашнего задания иногда можно предлагать творческие работы
Составьте ряды из четырёх слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы:
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.