Конспект к классному часу: Государственная символика


Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерство обороны Российской Федерации»
22028143556000
Внеклассное мероприятие
Классный час на тему
«Символы государства Российского
Выполнил: воспитатель 3 взвода 6 курса Клейнота В.Б.

Обсуждено на педагогическом совещании курса
Протокол №8 от « 4» апреля 2011 года
Тверь
2011г.
I.Подготовительный этап.Тема: «Символы государства Российского»
Цель:
расширить знания о государственной символике;
воспитывать патриотические и гражданские чувства у суворовцев;
развивать самостоятельное мышление.
.
Материально-техническое оснащение:
электронная презентация «Символы государства Российского»;
плакаты с изображением герба и флага, запись гимна РФ;
небольшие флажки (3 штуки);
конверты с заданиями.
Форма проведения:
беседа;
интеллектуальная игра.
II.Ход проведения классного часа.1).Вступительная часть.
Дорогие ребята! Гимн Российской Федерации! Прошу всех встать! (Звучит гимн). Прошу всех сесть.
2).Основная часть.
Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня будем говорить о государственной символике. Меня зовут Василий Богданович, я воспитатель, ваш классный руководитель и гражданин РФ, а вы суворовцы 3 взвода ТвСВУ и тоже являетесь гражданами России, и каждый из нас должен знать и почитать символы российской государственности. Ведь символы - это условные знаки, имеющие для человека или для целого народа большое значение.
Символы государства имеют собственную историю. В своём развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Они нужны как воплощение истории страны и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан. Символы бывают разные, и у нас они вызывают определённые представления: когда мы говорим о США – представляем Статую Свободы, о Париже – Эйфелеву башню, о Китае – Великую Китайскую стену... А какие символы ассоциируют нашу страну? Ее безбрежные равнины, могучие реки, бескрайние поля?
А вот символы Родины,  что это для нас?
Какие символы нашего государства вы знаете? (Ребята называют, а воспитатель показывает на плакатах).
Правильно. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Эта триада символов возникла не сразу. Только в ХХ веке  во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн.
Итак, в начале нашей встречи для вас прозвучал гимн РФ.
Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? Слово предоставляется______________________________.
1 суворовец: Гимн- это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать каждый гражданин России, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к её представителям.
Когда наши спортсмены завоёвывают призовые места - звучит гимн РФ, и начинает взволнованно биться сердце не только у спортсменов, но и у каждого человека, кому дорога Россия. Гимн, который вы только что слышали, утверждён Государственной Думой в декабре 2000 г., текст утверждён президентом России В.В. Путиным 30 декабря 2000 г., слова гимна принадлежат известному писателю Сергею Михалкову, а музыка А. Александрову. Так накануне Нового года и нового века у России появился новый гимн.
Воспитатель: Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Следующим символом Российской государственности является герб. Что вы видите на плакате?  (Ответы учащихся)
А я хочу предложить вашему вниманию несколько слайдов из электронной презентации   об истории герба РФ. Посмотрите внимательно, чтобы затем ответить на некоторые вопросы.
А для того чтобы вы ещё лучше запомнили о нашем гербе, послушайте сообщение __________________________ .2 суворовец: 30 ноября 1993 года Президентом России был подписан Указ «О государственном гербе  РФ». Однако официальное закрепление герба произошло 25 декабря 2000 года после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и подписание его Президентом России. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Двуглавый орел – символ вечности России, символ глубокого уважения нашими народами своих исторических корней и национальной истории. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю всех народов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских.
Воспитатель: Мы разобрали два символа РФ - герб и гимн.
Третий - это флаг. Флаг - это святыня, по флагу мы узнаём, какой стране принадлежит гражданин, транспорт, посольство и т.д. Флаг имеет свою особенную историю, которую вам расскажет ___________________________________.
3 суворовец: В настоящее время на пяти континентах Земли насчитывается более двухсот государственных флагов. Основным символом флага является его цвет, он традиционен и объясним исторически для народов, обитающих на конкретной территории. Цвета отражают характер и темперамент жителей, природные богатства, растительный и животный мир. Гамма цветов флага складывается из наиболее распространенных у жителей данной территории цветов. Эти цвета являются основными в национальных костюмах и даже в предметах быта.
Истоки создания государственного флага России следует искать в истории русских морских флагов, в истории появления цветов российского флага. Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр 1 «построил» его так, что расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – мир физический (кровь), выше – небесный (синий), еще выше – мир божественный (белый). Во второй половине Х1Х века полосам придали значение содружества трех восточно-славянских народов, где красная соотносилась с великороссами. Вместе с тем следует сказать, что цвета русского флага совпадали с традиционными цветами, которые предпочитал русский народ. Красный цвет означал отвагу, мужество, героизм, красоту (красный – красивый). Синий цвет – небо, целомудрие, верность, духовность. А белый цвет – мир, чистоту, правду, благородство.
После распада Советского Союза Россия вновь вернула себе  исторический флаг. Официальное утверждение бело-сине-красного флага произошло 25 декабря 2000 года  после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и после подписания Президентом России. Описание государственного флага, как правило, фиксируется в Конституции. Государственный флаг Российской Федерации является символом государства и представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхняя — белого, средняя — синего и нижняя — красного цветов. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, и т.д.
Воспитатель: Я думаю, что сегодня вы многое узнали о символах российской государственности.
А сейчас заметьте, что вы не случайно сидите за отдельными столами, вы -  три команды. В каждой команде выберите капитана.  Уважаемые капитаны и их команды, проведём небольшой  турнир, посмотрим, насколько внимательно вы слушали сообщения и смотрели слайды и плакаты.
Каждой команде раздается конверт с вопросами и маленький флажок России.
Вопросы 1 команде:
    Россия - священная наша держава,             Россия - любимая наша страна.            Могучая воля, великая слава -            Твоё достоянье на все времена!
Что вы чувствуете после этих слов?
Что изображено на гербе РФ?
Что символизируют цвета флага?
Вопросы 2 команде:
Что такое гимн?
Что означают три короны на гербе?
Что является основным символом флага и почему?
Вопросы 3 команде:
Что символизирует всадник на гербе РФ?
 Знаете ли вы, в каких случаях звучит гимн?
Что можно узнать по флагу страны?
(Достижения команд отражаем на экране соревнований).
Таким образом, в нашем турнире побеждает команда __________________________.
3)Заключение
Распределяем места. Устанавливается пьедестал почета, проводится награждение.
Звучит гимн. Поднимаются флажки команд победительниц.
В заключение мне хотелось бы отметить, что символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.
III.Анализ результативности
Развитие интереса к данной тематике реализовалось через решение поставленных задач. В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе. Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты воспитателем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.IV. Список используемой литературы и источников.
Большая энциклопедия  Кирилла и Мифодия, 2003 г.
Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А.М. Байбаков и др. – Волгоград: Учитель,   2007. – 135 с.
Николаев Ю.К. Основы геральдики. Российская и Пермская символика. – Пермь,2002 г.
Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1 (История России и её ближайших соседей). – Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1995. – 670 с.: ил.
V.Приложение
Презентация



VI.Фотоотчёт
33293059525000-1593859017000