Урок по истории Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне


План - конспект урока по истории
по теме "Первая мировая война ( 1914- 1918г.г.).
Россия в Первой мировой войне."Преподаватель: Краса Ольга Михайловна
Дисциплина: История
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
— Обучающая: обеспечить усвоение знаний о причинах, характере, итогах Первой мировой войны, об участии России в войне.
— Развивающая: развивать умение, выводы и обобщения, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения логических задач. Учиться вести диалог, работать в группе.
— Воспитательные: воспитывать уважение к истории, иметь собственное мнение в оценке исторического события, уважительно относиться к мнению других, развивать коммуникативные способности.
Формы организации учебно- познавательный деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: метод развивающего обучения, поисково — исследовательский.
Учебно-методическое обеспечение: видео фильм " Первая мировая война" исторические источники, иллюстрации, рабочая тетрадь.
План:
1. Организационный момент;
2. Мотивация к учебной деятельности;
3. Изучение нового материала:
3.1. Причины и начало войны;
3.2. Ход войны;
3.3. Участие России в войне.
4. Физкультминутка;
5. Подведение итогов урока;
6. Рефлексия;
7. Резервное время.
Ход урока
1. Организационный момент
Преподаватель озвучивает готовность студентов к занятию, план и тему, подводит к формулированию целей урока.
2. Вступительное слово преподавателя.
Внутренние политические сложности, переживаемые Россией, совпали с обострением международной обстановки: подготовка великих держав к мировой войне. В эти противоречия была втянута и Россия, которая всеми силами хотела отодвинуть страну от участия в войне, предвидя, что она будет носить мировой характер и резко ухудшит социально экономическое положение населения.
Повторение прошлого учебного материала в форме блиц — опроса.
Блиц-опрос (фронтально)
Вопросы:
1. Каковы особенности развития ведущих стран Европы в начале 20 века?
2. С какой целью сложились военно-политические блоки в Европе?
3. Причины обострения противоречий в странах Европы?
4. В чём причины борьбы за передел мира?
5. Перечислить первые очаги борьбы за передел мира.
6. Почему на Балканах сосредоточились интересы европейских стран?
7. Почему вторую Балканскую войну назвали "Матерью Второй мировой войны"?
8. Какие интересы преследовала Россия в этом регионе?
Делается общий вывод по блиц — опросу.
План изучения новой темы
1. Причины войны
2. Военные действия в 1914 — 1916 г.г.
3. Военные действия в 1917- 1918 г.
4. Участие России в войне
5. Общественное мнение в годы войны в России
6. Окончание войны. Итоги войны.
Студентам предлагается изучить текст парагрофа 70 и интерпретировать его в соответствии с ролями которые они получат. Обучающиеся делятся на 5 групп. Подготовлено 5 конвертов с заданиями.
Название групп:
1 — командование армией;
2 — командиры переднего края;
3 — окружение императора;
4 — солдаты — фронтовики;
5 — общество.
Рассматриваются позиции.
Командование: цели, задачи фронтов, направления и результаты военных операций, отношение к войне и действия Антанты, Тройственного Союза.
Командиры переднего края: средства и методы ведения боевых действий, настроение в армии (у офицеров, в солдатской массе).
Окружение императора: с точки зрения консерваторов, либералов, высшего офицерства.
Солдаты - фронтовики: настроения, вести из дома солдат, работа в солдатской массе различных политических партий, роль большевиков .Общество: с точки зрения рабочих, горожан, крестьян, студентов, интеллигенции, предпринимателей. (При подготовке итогов работы в группах, используется опережающее домашнее задание).
Подведение итогов игровой деятельности.
Преподаватель рассказывает о том, что начавшаяся война способствовала сплочению российского общества на некоторое время. Столица переименована в Петроград, прекратились забастовки, создавались общественные организации в поддержку армии, началось перевооружение армии. Но чем глубже Россия втягивалась в войну, возрастали затраты на ведение войны, настроение в обществе резко изменилась... Страна утратила единство, раскол в общество, резкое снижение заработной платы рабочих и как ответ — антивоенные настроения, стычки с полицией, политические демонстрации, забастовки. Народ не хотел жить по - старому, а власть не могла найти пути выхода из сложнейший социально - политической обстановки.Демонстрация видеофрагмента о российско — германском фронте, о положении населения России.
Вся страна ждала неминуемых перемен, кроме, пожалуй Николай 2 и революционеров.
Индивидуальная работа с заданием:
1. Государственное регулирование экономики в России.
2. В чём заключается кризис власти в России в 1916 году?
Преподаватель совместно с обучающимися подводит итог работы над заданием, который записывается в рабочую тетрадь.
1. Либерально — буржуазные круги были глубоко уверены, что царское окружение и бюрократия своим неумелым управлением толкают страну к революции, но они сами толкали страну к рэволюции.
2. Некоторые генералы разрабатывали план государственного переворота и хотели принудить Николая 2 подписать отречение.
3. Чаще происходили стычки и волнение в деревне, были случаи неповиновения, усилилась антивоенная пропаганда большевиков.
4. Почему в России начался голод?
Задание в парах
Изучите и обсудите документ параграфа 70, стр.128 "Речь П.Н. Милюкова на заседании Государственной Думы 1 ноября 1916 г."
Вопросы к документу:
Почему речь П.Н. Милюкова в России позже назвали «штормовым сигналом революции».
Преподаватель выслушивает ответы.
В России в феврале 1917 года произойдет буржуазно-демократическая революция, уничтожившая монархию, а в октябре 1917 года произойдет вторая революция, которая «разломает» все социально-экономические и политические устои России. Россия революционным путем выходит из мировой войны, это абсолютно не устраивало как союзников, так и противников России. Тогда европейские страны, быстрее закончив мировую войну, будут «заниматься» (как они говорили) внутренними делами России, которая будет переживать новые потрясения. Но это уже будущий урок.
Демонстрация конца видеофильма «Окончание войны, итоги войны.»Вопросы для закрепления вопросов изученной новой темы.
Годы первой мировой войны.
Почему эта война велась за передел уже поделенного мира?
Можно ли сказать, что война являлась катализатором революционного процесса в России?
Назовите причины «полевения» общества стран- участников войны.
Перечислить истоки первой мировой войны.
Какие причины преобладали в первой мировой войне: политические или экономические?
Итак: Первая мировая война только усугубила противоречия в воюющих странах, как показали дальнейшие события.
Подводится общий итог учебного занятия. Комментируются выставленные оценки.
Рефлексия.
Благодарим всех за активную и плодотворную работу на уроке. Особенно активны были сегодня…
Запись домашнего задания:
Прочитать и проанализировать параграф 69, 70.
Разработать проект в группе «Крестьянство в России в годы гражданской войны».
Разработать проект в группе «Создание Красной Армии».
Разработать проект в группе «Противники и герои Гражданской войны в России».