Статья на тему Проблемы преподавания истории в современной социальной и культурной ситуации в России


Проблемы преподавания истории в современной социальной и культурной ситуации в России
История как предмет школьной программы, всегда являлась наиболее важной для общества. Она выполняет две необходимые функции. Прежде всего, история помогает обеспечивать преемственность в обществе, являясь тем звеном, мостиком, что осуществляет связь подрастающего поколения с традициями, существующими в этом обществе. А также является главным средством создания национальной идентичности.
Настоящая культурная и социальная ситуация в Российской Федерации – сложная и противоречивая. За последние сто лет общество, в котором мы живем, переживало разрыв с историческими традициями. Мы говорим о 1917 и 1991 годах, когда произошли резкие смены политической, экономической и культурной направленности курса страны.
Стоит отметить, что в это время множество традиций были изменены или утрачены, а новые только проходят стадию формирования и становления. В социуме на данный момент отсутствует общая точка зрения на свое прошлое, т.к. в нем не появилось четкое направление развития социальных ориентаций.
Перестройка преподавания истории, несомненно, одна из наиболее важных реформ образования. Однако, сейчас, основная работа проводится в рамках школы, тогда как подобные вопросы необходимо решать более глобально. Надо учитывать все уровни в образовательной сфере, а также состояние всей исторической науки, исторического сознания социума. В данной статье мы попытаемся обозначить основные проблемы, которые появляются при подобном многостороннем и целостном подходе к преподаванию предмета история, а также предложить некоторые варианты их решения в контексте настоящих реформ в образовании.
На сегодняшний день история, как и многие другие дисциплины, функционирует в самовоспроизводстве. Проблема преподавания истории вытекает, прежде всего, из ее развития. Также стоит отметить, что сама профессиональная подготовка учителей истории носит узкопрофессиональную направленность, общеобразовательная программа зачастую если не игнорируется, то сводится к минимуму. Такой подход к преподаванию данного предмета, как в школе, так и в ВУЗах (в случае преподавания истории как общеобразовательной дисциплины) делает задачу побочной, субъективной, необязательной и отдается на откуп преподавателя или учителя. Преподавание в школах часто является лишь переложением учебного курса истории ВУЗа.
Педагоги, обучая, не придают значения или не задумываются о том, что история – это важнейший элемент культуры. А, следовательно, это приводит к тому, что история и другие дисциплины отрываются от культуры, и, потому образование не в состоянии эффективно решать подобные задачи.
Именно такое положение вещей является довольно опасным, т.к. позволяет манипулировать историей, используя ее в качестве инструмента идеологии.
Замкнутость только на механическом знании истории не дает развиваться критическому мышлению. Школьникам и студентам необходимо научиться анализировать полученную информацию, критически подходить к полученному материалу, а не просто транслировать его. Особенно это актуально в настоящее время, когда возник кризис идентичности, в процессе мирового кризиса.
Для устранения вышеописанных опасностей необходимо перестроить подготовку профессиональных кадров. Будущие учителя и преподаватели должны понимать место истории в мировой и национальной культуре, стать ее трансляторами. Эти задачи должны быть основными при реформировании системы образования.
В рамках обучения истории в школе необходимо пересмотреть программу по истории: сократить и добавить некоторые из разделов, сделать программу средней школы более гармоничной.
Также необходимо понять соотношение между традиционной политической истории и историей культуры. Возможность передачи культуры через школу.
В последние годы в преподавании истории наметились некоторые положительные сдвиги. Например, курсы освободились от марксизма и социологизирования; больше внимания на уроках уделяется больше внимания истории культуры и быта. Однако множество упущений и недостатков продолжают существовать в школьной системе обучения истории. Назовем эти недостатки:
преобладание политической истории;
недостаточная представленность изучения истории культуры (как в учебниках, так и курсах по истории);
перегруженность материалами, содержащими множество фактов, тогда как материал о культуре выдается как справочный;
почти полное отсутствие материала для развития критического мышления;
разделение истории на мировую и отечественную;
ориентация на заучивание и воспроизводство фактов.
Необходимо сократить преподавание экономической и политической части истории и расширить учебную программу в пользу изучения истории искусств, культуры, мифологии и быта, а также включить антропологию.
Сейчас мы видим преподавание истории как истории разрозненных государств, мало связанную друг с другом, тогда как на наш взгляд стоит включить проблемное изложение, связывающие события и явления в мировой истории.
Целесообразным является включение в изучение истории стран Азии, Африки, небольших государств Европы, а также Латинской Америки. Это позволит увидеть мировую историю более целостно и взаимосвязано.
Отдельно стоит отметить, что введение ЕГЭ усугубило проблему механического заучивания фактов и событий.
Соответственно, вышеназванные введения требуют должных компетенций от учителей и преподавателей истории. Учитель должен уметь целостно воспринимать и анализировать исторические события, проблемы, факты, отдалиться от политизирования исторического континуума.
Важно отметить, что преподавательская деятельность современного учителя должна претерпевать изменения, как в содержательном, так и организационном аспектах. Именно от них и будет зависеть не только статус истории в социуме, но и направленность развития социальной и культурной среды.
Таким образом, мы хотим привлечь внимание к процессу преподавания истории. Ее содержательному, методологическому, организационному основаниям. Перестраивая систему образования необходимо задуматься о наличии соответствующих профессиональных кадров, необходимых для подготовки нового поколения с помощью новых методик и методов. Только так можно достичь настоящего реформирования системы. Эта тема является актуальной и требует дальнейших разработок и предложений, которые будут основываться на научных фактах и исследованиях.