Учебная программа прикладного курса «Казахстанское право» для учащихся 9 – 11 классов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование правового государства неотделимо от процесса развития правовой культуры населения. Это, в свою очередь, способствует созданию развитого гражданского общества.
Повышение правовой культуры, развитие правового сознания населения - важные критерии формирования гражданского общества, которые способствуют построению независимого, демократического и правового государства.
Успешное решение экономических, политических и социальных задач невозможно в отсутствие правовой грамотности населения, без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении его положений в повседневную жизнь.
В целях дальнейшего повышения уровня правовой культуры граждан Республики Казахстан, с учетом политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в стране в последние годы, которые вызвали существенные изменения в сфере государственно-конфессиональных отношений, необходимо продолжить реализацию государственной политики в сфере организации праворазъяснительной работы.
Эффективность государственных правозащитных механизмов находится в прямой зависимости от уровня общественного правосознания и правовой культуры населения страны.
Задачей правового образования и воспитания является формирование свободной личности, которая не только осознает свои законные интересы, но и способна потребовать твердых политико-правовых гарантий их реализации. Только в этом случае можно добиться устойчивой восприимчивости правозащитной системы страны к общественным потребностям, оперативности и рационализма в деятельности всех ее звеньев. Активная позиция личности проявляется не столько в период избирательных кампаний, сколько в повседневной жизни, когда в различных ситуациях человек находится перед выбором собственной линии поведения и способов разрешения возникающих вопросов.
В условиях общей низкой правовой культуры сохраняется благоприятная среда для совершения коррупционных правонарушений и преступлений.
В целях повышения уровня правовой культуры, совершенствования форм и методов праворазъяснительной работы, повышения эффективности правового обучения и воспитания была разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2008 года № 1116 «Программа по праворазъяснительной работе, повышению уровня правовой культуры, правовому обучению и воспитанию граждан на 2009-2011 годы», Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020г.г.
      Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач в сфере праворазъяснительной работы:
- проведение работы по разъяснению законодательства Казахстана среди школьников;  повышение уровня правовой грамотности учащихся школы;  взаимодействие со средствами массовой информации;
- использование в праворазъяснительной работе новых информационных технологий, включая всемирную сеть "ИНТЕРНЕТ";
- активизация научных исследований по актуальным проблемам проведения праворазъяснительных работ и правового всеобуча.
Выполнение предусмотренных программой мероприятий позволит существенно повысить уровень правовой грамотности выпускников казахстанских школ.
Основной задачей модернизации образования в Казахстане является обновление качества образования. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования, позволяющая воспитывать и обучать учащихся школ как компетентных, функционально-грамотных выпускников.
При составлении программы автором учитывались ориентиры по модернизации политической и социальной жизни, вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, содержащиеся в Посланиях Президента Республики Н.А. Назарбаева народу Казахстана.
Программа отвечает требованиям Закона «Об образовании в РК» и основывается на положениях Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.
В соответствии с ГОСО 2013г. учебная нагрузка по предмету «Основы правоведения» в профильных классах является явно недостаточной, так как дает только поверхностные правовые теоретические знания и не предусматривает обучение навыкам практического применения полученных знаний в различных социальных ситуациях, к которым выпускники школ должны быть готовыми по окончании школы, т.е. не создает условий для достижения успешной социализации учащихся.
Объектами изучения программы «Казахстанское право» являются: Конституционный строй Республики Казахстан, правовая система казахстанского общества, основы отраслей права, права человека, деятельность суда, прокуратуры и других правоохранительных органов, проблемы построения правового государства, правовая культура, правовые отношения между гражданином и государством.
Особенности курса: «Казахстанское право» закладывает фундамент политико-правового образования как системы, изучающей сложный и специфический аспект функционирования и развития общества и цивилизации, выражающейся в правовых взаимоотношениях и взаимодействии субъектов права в контексте познания животворного родника правового наследия своего народа.
Автор данной учебной программы предлагает собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных государственной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Цели данной программы:
- создание условий для освоения учащимися опыта гражданской активности и
формирование навыков грамотных действий в социально-политической сфере;
- оказание практической помощи для реализации индивидуальной «Я – концепции»,
способствующей развитию компетентного, функционально грамотного ученика;
- создание условий для профессионального самоопределения учащихся, формирования личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- создание условий для усвоения совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентира на уважение прав и свобод других граждан.
Задачи программы:
- развитие коммуникативных, социализирующих способностей учащихся;
- выработка умений работы с законодательными актами РК;
- развитие навыков принятия самостоятельных ответственных решений;
- формирование навыков конструктивного общения;
- овладение технологиями социального лидерства;
- поиск и освоение новых путей организации коммуникации и самовоспитания в
учебно-воспитательном процессе;
- воспитание информационной культуры;
- воспитание активной гражданской позиции.
Содержательная часть программы состоит из двух смысловых частей:
первой - интегрированной теоретической части, в которой изучаются законодательные акты РК, раскрываются теоретические основы законодательства Республики Казахстан, и
второй - практической части, предполагающей организацию и проведение социальных практикумов, применение элементов дебатных технологий во внеклассных мероприятиях, уроках-судах, ролевых, деловых играх и т.п.
Построение программы позволяет организовать развивающую деятельность школьников таким образом, чтобы учащиеся, во-первых, полученные теоретические знания применяли на практике, а во-вторых, на завершающем этапе обучения совершенно самостоятельно и творчески налаживали опыт саморазвития и полноценного общения, что является стимулом личностной самоактуализации, способствует решению поставленных задач и достижению целей данной программы.
Организация деятельности осуществляется с использованием активных групповых и индивидуальных форм обучения: тренингов, диспутов, ролевых игр, организации и проведения дебатных турниров, выполнением разноуровневых творческих заданий, разработки социальных проектов.
Реализация данной Программы изучения Казахстанского права позволяет в рамках школьного образования подготовить старшеклассников ко взрослой жизни, накопить социальный опыт в различных жизненных ситуациях, приобрести навыки и умения работы с различными нормативно-правовыми источниками, создать условия для выработки ответственного решения, отстаивания собственной позиции, достижения поставленных целей, то есть способствует воспитанию всесторонне развитой личности с активной гражданской позицией, обладающей функциональными компетентностями.
Ожидаемые результаты:
В конце курса ученики должны владеть:
- четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;
- владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
- владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
- владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентироваться на уважение прав и свобод других граждан.
Программа рассчитана на системное изучение Казахстанского права учащимися с 9 по 11 класс в общей сложности на 170 часов, в том числе:
9 класс – 34 часа;
10 класс – 68 часов;
11 класс – 68 часов.
Система оценивания: по 5 бальной системе.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
9 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ: Необходимость правового обучения и воспитания, задачи курса – 1 час.
РАЗДЕЛ 1. ГОСУДАРСТВО КАК ТИП ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА - 8 часов
Тема 1. Догосударственные формы организации общества.
Особенности данного периода жизни человека. Мыслители прошлого об обществе. Типы общества. Когда и как возникает государство. – 1 час
Тема 2. Необходимость и значение государства для общества.
Причины разложения родового строя. Признаки государства. Функции государства. Политическая народная власть. - 1 час
Тема 3. Формы и типы государства.
Монархия – абсолютная, конституционная. Демократия. Республика – парламентская, президентская, смешанная. Их сущность и различия. Федерация, конфедерация, унитарное государство. – 1 час
Тема 4. Политические режимы.
Понятие политического режима. Тоталитарный. Авторитарный. Демократический политические режимы. Их сущность, основные признаки, различия. Признаки демократического политического режима, закрепленного в Конституции РК. – 1 час
Тема 5. Становление казахской государственности.
Из истории государства казахского народа. Возникновение и формирование советской системы государства и права. Провозглашение независимости РК. Декларация « О гос. суверенитете Каз.ССР» от 25.10.1990г., Закон РК «О гос. независимости РК» от 16.12.1991г., Конституция РК от 28.01.1993г.,от 30.08.1995г. – 2 часа
Тема 6. Современные институты государственного управления.
Парламентская система управления. Президентская система управления. Их слабые и сильные стороны. - 1 час
ОБОБЩЕНИЕ по 1 разделу. Сущность государства – 1 час.
Основные понятия: власть, государство, унитарное государство, федерация, конфедерация, монархия, аристократия, демократия, тоталитаризм, парламентская, президентская форма правления, политический режим, Эль,каган.
РАЗДЕД 2. ПРАВО - ПОНЯТИЕ, НОРМЫ. - 11 часов
Тема 1. Что такое право.
Понятие права. Источники права. Законные и подзаконные нормативно-правовые акты как источники права. Конституция -основной закон государства. Отрасли права. - 1 час.
Тема 2. Происхождение права.
Основные типы развития обычного права казахского народа. Право в Древнем Риме. Право в феодальном обществе. Правда Касым-хана, Жете жаргы, Законы Тауке-хана. Право в буржуазном государстве. – 1 час.
Тема 3. Возникновение советского права.
Кризис обычного права казахов. Мероприятия советской власти, направленные на окончательную ликвидацию обычного права. Грубейшие нарушения законности. Внесудебные репрессии. Фиктивность прав и свобод граждан, провозглашенных в Конституциях СССР 1936, и Каз.ССР 1937г. Главные причины нарушения законности. - 2 часа.
Тема 4. Мораль и право.
Соотношение права и нравственности. Нравы, традиции, обычаи, нормы права. - 1 час.
Тема 5. Норма права.
Понятие нормы права. Структура нормы права, характеристика ее структуры – гипотеза, диспозиция, санкция. Их соотношение. – 1 час.
Тема 6. Классификация государств по их отношению к праву.
Классификация государств по отношению к месту права в системе используемых форм и методов госуправления обществом. Этатические, правовые, промежуточные государства. Их характеристика и различия. - 1 час.
Тема 7. Особенности и основные принципы правового государства.
Понятие правового государства. Принципиальные отличия от других типов государств. Основные признаки и принципы правового государства. - 1 час
Тема 8. Правовое государство и гражданское общество.
Взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Понятие гражданского общества. Основные признаки гражданского общества. – 1 час.
Тема 9. Построение правового государства в Казахстане.
Закрепление курса на построение правового государства в Конституции РК. Приоритет гуманистических правовых ценностей, соблюдение прав и свобод граждан. Изменение политико-правового содержания основных институтов государственности за прошедшие годы. – 1 час.
ОБОБЩЕНИЕ по 2 разделу – 1 час
Государство. Право. Нравственность. Правовое государство.
Основные понятия: право, мораль, правовые нормы, закон, подзаконные акты. Конституция. Правовое государство. Гражданское общество.
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Республики Казахстан – 12 часов
Тема 1. Конституционное право – как самостоятельная отрасль права.
Понятие конституционного права. Источники конституционного права. Его отличительные особенности от других отраслей права. – 1 час.
Тема 2. Принципы конституционного строя РК.
Источник власти – народ. Примат прав и свобод граждан. Разделение власти на 3 ветви – законодательную, исполнительную, судебную. Верховенство закона. Многообразие форм собственности. Политический плюрализм. Закрепление казахского языка государственным языком. Равенство всех перед законом. – 1 час.
Тема 3. РК – суверенное, независимое государство.
Декларация «О государственном суверенитете КазССР». Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Признаки суверенитета. – 1 час
Тема 4. РК – демократическое, светское, правовое, социальное государство.
Народ Казахстана – как единственный источник гос.власти. Формы осуществления демократии. Понятие и основные признаки светского и социального государства. – 1 час.
Тема 5. Казахстан – Президентская республика.
Признаки, сущность президентской формы правления в РК. Ее сильные и слабые стороны, отличия от других форм правления – 1 час.
Тема 6. Органы государственной власти. Законодательная власть.
Построение гос.механизма в РК по принципу разделения властей. Парламент – высший представительный орган власти, его состав, сроки полномочий палат Парламента, порядок избрания Мажилиса и Сената, вопросы, рассматриваемые обеими палатами. Право законодательной инициативы. Роспуск Парламента – 1 час.
Тема 7. Институт Президента.
Президент РК – глава государства. Избрание Президента РК, срок его полномочий, вступление в должность. Присяга народу Казахстана. Полномочия Президента. Прекращение его полномочий. – 1 час.
Тема 8. Конституционные основы судебной системы.
Система судебных органов РК. Верховный суд – высший судебный орган РК. Принципы правосудия. Основные задачи судов. – 1 час.
Тема 9. Конституционный Совет РК.
Состав, структура, полномочия Конституционного Совета РК. – 1 час.
Тема 10. Избирательная система РК и избирательное право как институт конституционного права.
Понятие активного и пассивного избирательного права. Мажоритарная система абсолютного большинства. Пропорциональная избирательная система. Мажоритарно-пропорциональная система. Избирательные органы, избирательные права граждан. Конституционный Закон «О выборах в РК» - 2 часа.
ОБОБЩЕНИЕ по 3 разделу: Сущность и значение разделения властей на 3 ветви. – 1 час.
Основные понятия: Политическая власть. Демократия. Правовое государство. Суверенитет. Парламент. Президент. Правосудие. Избирательное право.
РАЗДЕЛ 4. ПРАКТИКУМ ПО ИЗУЧАЕМОМУ КУРСУ. – 2 ЧАСА.
1. Раздел 3.
Тема. Организация экскурсии на заседание городского суда. Практическое ознакомление с принципами дельности судов РК, с ходом проведения судебного заседания. Обсуждение увиденного. – 2 часа.
Итого: 34 часа.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
1. Рассматривать и характеризовать юридические явления в развитии и конкретно-исторических условиях;
2. Анализировать и обобщать в определенной системе, сравнивать, объяснять юридические факты на основе разностороннего изучения источников и применения юридических знаний, делать оценку значения юридических событий и деятельности людей в обществе;
3. Объяснять отдельные закономерности юридического развития, конкретизировать их на примерах изучения курса;
4. Работать с различными источниками юридических знаний: юридическими документами, общественно- политической литературой, с периодической печатью, сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников, обосновывать свое отношение к изложенным в них оценкам;
5. Составлять конспекты, тезисы, готовить рефераты и доклады, самостоятельно подбирать литературу, участвовать в школьной дискуссии;
10 класс
Введение.
Задачи курса. Понятие отрасли и института права. Значение правового воспитания и обучения в современных условиях. – 1 час.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. - 9ч.
Тема 1. Общее понятие прав и свобод граждан.
Понятие правового статуса человека и гражданина. Всеобщая Декларация прав человека 1948г. Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах 1966г. Понятие о правах человека. – 1 час.
Тема 2. Гражданство в РК. Личные права и свободы граждан.
Гражданин. Гражданство. Закон РК « О гражданстве в РК». Личные права и свободы граждан. О личной свободе и достоинстве человека. Право на жизнь. О свободе совести. Защита человека – признак правового государства. Свободное передвижение и право выбора постоянного места жительства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Двойное гражданство. – 2 часа.
Тема 3. Экономические и социальные права и свободы граждан.
Понятие экономических и социальных прав граждан, их содержание. Право на частную собственность, на предпринимательскую деятельность – условие перехода к рынку. Рынок труда и рынок рабочей силы. Право человека на свободу труда, трудовой контракт. Запрещение принудительного труда. Право на забастовку. Меры государства по защите безработных. Право на жилище, на образование. Право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, потери трудоспособности, кормильца. Свобода художественного, научного и технического творчества -2 часа.
Тема 4. Политические права и свободы граждан.
Понятие политических прав, их необходимость, содержание, взаимосвязь с демократией, свобода слова.
Право на получение информации и распространение ее законным способом. Право граждан на участие в управлении делами государства. Свобода проведения мирных собраний, демонстраций митингов. Прав граждан на создание общественных объединений. Равенство прав граждан независимо от их национальности, социального положения, пола при поступлении на государственную службу.- 1 час.
Тема 5. Конституционные обязанности граждан.
Единство прав и обязанностей граждан. Основные обязанности, предусмотренные Конституцией, ответственность граждан за невыполнение своих правовых обязанностей. – 1 час.
Тема 6. О гарантиях прав и свобод.
Фиктивное провозглашение прав и свобод граждан в период советской власти. Нарушение прав человека в советский период. Гарантии государства – как способа реализации предоставленных прав и свобод граждан, их взаимосвязь и значение. – 1 час.
Обобщение. Единство прав, свобод и обязанностей граждан. Гарантии их реализации. – 1 час.
Основные понятия: права, свободы, обязанности, гарантии, гражданин, гражданство, бипатрид, иностранные граждане, лица без гражданства, рынок рабочей силы, приватизация, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, охрана труда, зарплата, государственная служба.
РАЗДЕЛ 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. - 11 часов.
Тема 1. Понятие административного права.
Административное право - как одна из наиболее фундаментальных отраслей права. Предмет адм. права. Функции адм. права. Источники адм. права. Административные правовые нормы, отношения. – 1 час.
Тема 2. Исполнительная власть.
Государственная служба - как способ осуществления исполнительной власти. Правительство РК, его образование. Полномочия Правительства. Премьер-Министр, его назначение, круг полномочий. Отставка Правительства, Премьер-министра. Центральные исполнительные органы гос. власти, их структура, полномочия. – 2 часа.
Тема 3. Административное принуждение.
Понятие, функции административного принуждения. Административно-принудительные меры. Меры адм. пресечения. Административно –восстановительные меры. Меры адм. ответственности. Адм. взыскания. – 1 час.
Тема 4. Местные представительные органы власти.
Маслихат – местный представительный орган, структура, система, задачи, порядок избрания, круг полномочий, основные формы реализации компетенции местных представительных органов, принимаемые ими акты. – 1 час.
Тема 5. Деятельность депутатов.
Правовые основы статуса депутатов. Депутатский запрос. Основные направления депутатской деятельности в избирательном округе.
Тема 6. Местные органы исполнительной власти.
Система местных органов исполнительной власти, их структура, порядок формирования, компетенция, принимаемые акты. Местное самоуправление. – 2 часа.
Тема 7. Объективные причины необходимости реформирования местных представительных и исполнительных органов власти.
Причины необходимости кардинальной реформы системы представительных и исполнительных органов: экономические, социальные, политические, идеологические. – 1 час.
Обобщение. Сущность система, значение исполнительных органов власти. – 1 час.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. – 6 часов.
Тема 1. Министерство юстиции РК.
Место Министерства юстиции в системе государственных органов власти. Структура Минюста.
Тема 2. Прокуратура РК.
Правой статус прокуратуры РК. Цели, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры. Основные направления деятельности. Отрасли прокурорского надзора. Система органов прокуратуры. Срок полномочий. – 1час.
Тема 3. Органы внутренних дел РК.
Задачи, принципы, система органов внутренних дел. Взаимодействие органов внутренних дел с другими органами гос. власти, организациями, должностными лицами и гражданами. – 1 час.
Тема 4. Адвокатура РК
Правовой статус адвокатуры, задачи и основные направления деятельности адвокатуры. Система, порядок приема, компетенция. – 1 час.
Тема 5. Нотариат РК.
Основные задачи нотариата. Классификация нотариальных действий, принципы деятельности. Система нотариальных органов. – 1 час.
Обобщение. Основные принципы деятельности, цели и задачи правоохранительных органов. – 1 час.
Основные понятия: Министерство юстиции, прокуратура, органы внутренних дел, адвокатура, нотариат.
РАЗДЕЛ 4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. – 12 ЧАСОВ.
Тема 1. Понятие гражданского права.
Понятие, источники гражданского права. Правовые отношения, регулируемые ГП, их виды. Метод правового регулирования. – 1час.
Тема 2. Субъекты гражданского права.
Физические лица, юридические лица. Гражданская право/дееспособность. Безвестно отсутствующие граждане. Объявление человека умершим. Возникновение прекращение, виды юридических лиц. – 2 часа.
Тема 3. Право собственности.
Формы собственности. Приватизация гос. собственности. Владение, пользование, распоряжение собственностью. Регулирование имущественных отношений. – 1 час.
Тема 4. Объекты гражданского права.
Имущественные и личные неимущественные блага и права как объекты ГП. Имущество. Вещи. Ценные бумаги. Деньги. Услуги. Творческая деятельность. Защита чести и достоинства, деловой репутации. Право на охрану тайны личной жизни. – 1 час.
Тема 5. Основания возникновения и прекращения гражданских правоотношений.
Действия правомерные и неправомерные, события абсолютные и относительные. – 1 час.
Тема 6. Понятие обязательства.
Договора, сделки, контракт, выполнение, срок. Обязательства, возникающие из причинения вреда. Особенности частичной дееспособности несовершеннолетних. – 1 час. Гражданско – правовая ответственность. – 1 час.
Тема 7. Сделки.
Понятие сделки. Виды сделок. Сроки действия сделки. – 1 час.
Тема 8. Условия действительности сделки, законность сделки.
Дееспособность участников сделки. Соответствие воли и волеизъявления сделки. Форма сделки. – 2 часа.
Тема 9. Недействительные сделки.
Абсолютные, относительные сделки. Притворные сделки. Последствия признания сделки недействительной. – 1 час.
Тема 10. Наследственное право.
Наследование по закону и по завещанию. Время и место открытия наследства. Сроки принятия наследств. – 1 час.
Обобщение. Гражданское законодательство РК и его система.–1 час.
Основные понятия: физические, юридические лица, договора, сделки. Право собственности, приватизация. Ценные бумаги, деньги. Услуги, действия. События, наследство. Правосубъектность.
РАЗДЕЛ 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. – 10 часов.
Тема 1. Брак.
Право на образование семьи. Понятие брака и семьи. Условия и порядок заключения брака. Защита государством материнства, отцовства, детства. – 1 час.
Тема 2. Семейное право – как отрасль права.
Предмет семейного права. Общественные отношения, регулируемые семейным правом. Метод правового регулирования. Принципы семейного права. – 1 час.
Тема 3. Права и обязанности супругов.
Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Обязанности супругов по взаимному содержанию Брачный договор. Договорной режим имущества.
Тема 4. Права и обязанности родителей.
Основания возникновения прав и обязанностей родителей. Содержание прав и обязанностей родителей. Ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Основания лишения родительских прав. – 1 час.
Тема 5. Права и обязанности детей.
Международная конвенция о правах ребенка, о детских фондах в РК, их роль в защите детей. Обязанность трудоспособных совершеннолетних детей опекать и оказывать помощь родителям. Ответственность детей перед родителями. – 1 час.
Тема 6. Алиментные отношения между родителями, детьми и другими членами семьи.
Понятие алиментных отношений. Основания возникновения и прекращения алиментных отношений. Размер алиментов. Алиментные обязанности других членов семьи. – 1 час.
Тема 7. Усыновление (удочерение).
Понятие, цель, порядок усыновления. Отмена, признание усыновления недействительным. – 1 час.
Тема 8. Опека и попечительство.
Понятие, цель, порядок учреждения и отмены опеки и попечительства. Различие правового режима опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства. Обязанности опекунов и попечителей. Патронат. – 1 час.
Обобщение. Брачно– семейное законодательство РК. – 1 час.
Основные понятия: брак, семья, брачный договор, договорный режим имущества. Суррогатное материнство. Алиментные отношения. Усыновление. Опека и попечительство. Патронат.
РАЗДЕЛ 6. ТРУДОВОЕ ПРАВО. – 8 часов.
Тема 1. Право на труд.
Общие положения. Предмет трудового права. Система отношений, регулируемых трудовым правом. Источники трудового права. – 1 час.
Тема 2. Индивидуальный трудовой договор.
Понятие, содержание индивидуального трудового договора. Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетними. Виды трудовых договоров. Коллективный договор. Основания прекращения, расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Порядок заключения и расторжения трудового договора. – 2 часа.
Тема 3. Рабочее время и время отдыха.
Понятие рабочего времени и времени отдыха. Продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних. Виды времени отдыха. – 1 час.
Тема 4. Оплата труда.
Минимальный размер оплаты труда. Гарантии и компенсации. Охрана труда. – 1 час.
Тема 5. Трудовая дисциплина и материальная ответственность рабочих и служащих.
Основные обязанности рабочих и служащих. Меры поощрения за успехи в работе. Виды дисциплинарных взысканий за нарушении трудовой дисциплины. Полная материальная ответственность. – 1 час.
Тема 6. Трудовые споры.
Понятие трудового спора. Классификация трудовых споров. Субъекты трудовых споров. Общий порядок разбирательства трудовых споров. Судебный порядок рассмотрения трудовых споров. – 1 час.
Обобщение. Общие положения трудового права. - 1 час.
Основные понятия: индивидуальный трудовой договор, рабочее время, время отдыха. Заработная плата, безработица. Рынок труда. Забастовка. Материальная ответственность.
РАЗДЕЛ 7. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО. – 2 часа.
Тема 1. Понятие жилищного права.
Конституционное право на жилище. Жилищный фонд, его виды. Приватизация жилища. – 1 час.
Тема 2. Договор найма жилища.
Субъекты, содержание договора. Основания для выселения из гос. жилищного фонда. – 1 час.
Основные понятия. Жилищный фонд, жилище, жилой дом, жилое и нежилое помещение. Кондоминиум. Жилищный кооператив. Приватизация жилища.
РАЗДЕЛ 8. ПРАКТИКУМ ПО ИЗУЧАЕМОМУ КУРСУ. – 9 ЧАСОВ.
1.Раздел 1.
Тема. Ролевые ситуации по защите прав и свобод граждан.
Урок деловой игры. Взаимосвязь понятийного уровня осознания с поведенческим. Проблема, поиск е решения – найденный выход. – 2 часа.
2. Раздел 2.
Тема. Встреча с депутатом обл(гор) маслихата.
Познавательный урок, направленный на формирование образных представлений учащихся о деятельности депутатов. Беседа. – 1 час.
3. Раздел 3.
Тема. Обеспечение правопорядка в школе. Урок - суд.
Пресечение правонарушений в школе. Применение теоретических знаний на практических школьных ситуациях. Выступление в роли судей, прокуроров, адвокатов, работников внутренних дел. – 1 час.
4. Раздел 5:
Тема. Урок-суд «Дела семейные….развод», деловая игра. – 2 часа.
5. Раздел 6.
Тема. Незаконное увольнение. Трудовой спор. Ролевые ситуации. – 1 час.
6. Обобщение по пройденному курсу в целом: 2 часа
1. Составление деловых бумаг: заявлений жалоб, исковых заявлений, доверенностей. Приобретение и закрепление практических навыков при составлении деловых бумаг. – 1 час.
2. Контрольное тестирование. Проверка освоенности пройденного материала. Анализ. – 1 час.
Итого: 68 часов.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
1. Рассматривать и характеризовать юридические явления в развитии и конкретно-исторических условиях;
2. Анализировать и обобщать в определенной системе, сравнивать, объяснять юридические факты на основе разностороннего изучения источников и применения юридических знаний, делать оценку значения юридических событий и деятельности людей в обществе;
3. Объяснять отдельные закономерности юридического развития, конкретизировать их на примерах изучения курса;
4. Работать с различными источниками юридических знаний: юридическими документами, общественно- политической литературой, с периодической печатью, сопоставлять и критически анализировать информацию разных источников, обосновывать свое отношение к изложенным в них оценкам;
5. Составлять конспекты, тезисы, готовить рефераты и доклады, самостоятельно подбирать литературу, участвовать в школьной дискуссии;
6. Применять полученные знания на практике.
11 КЛАСС
Введение.
Задачи курса. Основные тенденции развития Казахстанского права на современном этапе.– 1 час.
РАЗДЕЛ 1. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО. – 5 часов.
Тема 1. Финансовая деятельность государства.
Понятие, формы финансов. Понятие и главные цели финансовой деятельности. Денежный фонд. Финансовая система. – 1 час.
Тема 2. Финансовое право – как отрасль права.
Понятие, предмет, метод правового регулирования финансового права. Система финансового права. – 1 час.
Тема 3. Финансово – правовые нормы и отношения.
Понятия, виды финансовых норм. Признаки финансовых правоотношений. – 1 час.
Тема 4. Общая характеристика институтов и разделов финансового права.
Денежная система. Финансовое планирование. Финансовый контроль. Бюджетное право. – 1 час.
Обобщение. Значение финансового права в деятельности государства. – 1 час.
Основные понятия: финансы, финансовое право, финансовая система. Денежная единица. Валютный курс. Девальвация. Ревизия. Бюджет.
РАЗДЕЛ 2. НАЛОГОВОЕ ПРАВО. – 8 часов.
Тема 1. Понятие налогового права.
Понятие, предмет, метод и система налогового права. Признаки налоговых правоотношений. - 1 час.
Тема 2 . Понятие налога.
Понятие, признаки налога. Главная цель (функция) налога. – 1 час.
Тема 3. Понятие налогового обязательства.
Понятие, признаки налогового обязательства. Субъекты налогового обязательства. Объект налогового обязательства. Место, время, способ исполнения налогового обязательства. Предмет налогообложения. – 2 часа.
Тема 4. Налоговое законодательство РК.
Источники налогового права. Система налогов в РК. Отдельные виды налогов, порядок их исчисления и взимания. – 1 час.
Тема 5. Налоговая служба государства.
Понятие налоговой службы, ее состав, структура и задачи. Права и обязанности налоговой службы. – 1 час.
Тема 6. Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства.
Финансово-правовая ответственность, административная, уголовно-правовая ответственность. Виды налоговых преступлений. – 1 час.
Обобщение. Налог - активное средство формирования доходов гос. бюджета, целенаправленное воздействие на экономику и социальную сферу. – 1 час.
Основные понятия: налог, налоговое обязательство, подоходный налог. Налог на добавленную стоимость. Налог с имущества. Налоговая служба. – 1 час.
РАЗДЕЛ 3. СТРАХОВОЕ ПРАВО. – 6 часов.
Тема 1. Понятие «страхование» и его виды.
Понятие сущность страхования. Обязательное страхование. Добровольное страхование. Сложные формы страхования. – 1 час.
Тема 2. Понятие страхового права.
Понятие, предмет страхового права. Признаки страховых отношений.
Тема 3. Договор страхования.
Понятие, стороны договора страхования. Форма, содержание договора страхования. Страховая защита. Обязанности страховщика и страхователя. Основания прекращения договора. – 2 часа.
Тема 4. Государственное регулирование страховой деятельности. Способы госрегулирования страхования: нормативно-правовое регулирование. – 1 час.
Обобщение. Роль страхового дела по мере перехода Республики к рыночным отношениям. – 1 час.
Основные понятия: страхование, страхователь, страховщик. Застрахованный. Страховой платеж. Страховая сумма. Страховое возмещение. Страховой случай. Добровольное, обязательное страхование. Лицензия.
РАЗДЕЛ 4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО. – 7 часов.
Тема 1. Понятие экологического права.
Понятие, признаки, особенности экологического права. – 1 час.
Тема 2. Экологические правоотношения.
Состав, признаки, объекты, субъекты содержание экологического правоотношения. Юридическая ответственность за нарушение норм экологического права. – 1 час.
Тема 3. Источники экологического права.
Источники экологического права - как средство обеспечения правового регулирования экологических и природоохранных отношений. Конституция РК о праве собственности на землю и другие природные ресурсы. Новая эколого-правовая концепция, провозглашенная Конституцией РК. Закон «Об охране окружающей природной среды.
Экологическая безопасность Земельного законодательства. Концепция рационального использования охраны земельных ресурсов РК на период до 2020 года. «О недрах и недропользовании», Водный кодекс РК, Лесной кодекс. Закон «Об охране атмосферного воздуха». Закон о социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» от 30.06.1992г. и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от 18.12.1992г. Гражданский Кодекс РК - важнейший источник экологического права РК. – 3 часа.
Обобщение. Проблема приоритета охраны жизни и здоровья человека над другими видами деятельности, обеспечения реальных гарантий прав граждан на благоприятную для труда и отдыха окружающую среду. -2 часа. Значение экологического права. – 2 часа.
Основные понятия: экология, экологическое право, экологические правоотношения. Право собственности на землю и другие природные ресурсы.
РАЗДЕЛ 5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. – 19 часов.
Тема 1. Уголовное право – самостоятельная отрасль права.
Предмет, метод правового регулирования, понятие уголовного права. Задачи уголовного законодательства. Источники права. - 1 час.
Тема 2. Уголовный закон и его структура.
Общая и особенные части УК РК. Нормы УК, их структура. Действие уголовного закона в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Тема 3. Аморальный поступок. Правонарушение.
Понятие проступка аморального, правового правонарушения. Виды правонарушений: дисциплинарные, административные, гражданско-правовые проступки, преступления. Отличие преступления от других правонарушений. – 2 часа.
Тема 4. Состав правонарушения.
Понятие, элементы состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Необходимые и факультативные признаки состава преступления. Простые и сложные составы преступления. – 1 час.
Тема 5. Уголовная ответственность и ее основания.
Понятие. Уголовная ответственность и уголовное наказание. Основания привлечения к уголовной ответственности. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. – 1 час.
Тема 6. Стадии совершения умышленного преступления.
Понятие. Приготовление к преступлению. Покушение на преступление. Оконченное преступление, соучастие в преступлении, его виды. – 1 час.
Тема 7. Уголовное наказание.
Понятие, цели, система уголовного наказания. Виды наказаний: основные и дополнительные. Ответственность и наказание несовершеннолетних. – 2 часа.
Тема 8. Освобождение от уголовной ответственности.
Понятие. Случаи обязательного и факультативного освобождения от уголовной ответственности виновных в совершении преступления лиц. Виды освобождения от наказания. Амнистия, помилование, снятие судимости. – 1 час.
Тема 9. Обстоятельства смягчающие и отягчающие уголовную ответственность.
Понятие, значение, виды обстоятельств смягчающих и отягчающих уголовную ответственность. Явка с повинной, чистосердечное раскаяние. Предварительный оговор лиц. Организованная группа, преступное сообщество. – 2 часа.
Тема 10. Преступления против личности, против социальных и политических прав граждан.
Убийство, доведение до самоубийства. Телесный вред. Побои, Изнасилование. Защита чести и достоинства, Невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Нарушение равноправия граждан. Вторжение в частную жизнь человека. Вторжение в чужое жилище. Нарушение избирательного права. Свобода вероисповедания.- 1 час.
Тема 11. Преступления против собственности.
Кража. Грабеж. Разбой. Мошенничество. Основные признаки и отличия. – 1 час.
Тема 12. Преступления протии основ конституционного строя и безопасности государства.
Государственная измена. Посягательство на жизнь Президента. Призывы к насильственному захвату власти, подрыву безопасности государства, насильственному изменению конституционного строя, к насильственному нарушению целостности Казахстана, единства его территории. – 1 час.
Тема 13. Преступления в сфере экономической деятельности.
Воспрепятствование занятию предпринимательской деятельности. Незаконное предпринимательство. Лжепредпринимательство. Уклонение от уплаты налогов. – 1 час.
Тема 14. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
Хулиганство. Злостное хулиганство. Бандитизм. Захват заложника. Вандализм. Терроризм. – 1 час.
Тема 15. Воинские преступления.
Признаки, виды воинских преступлений. Неповиновение, сопротивление начальнику. Оскорбление. Самовольная отлучка. Дезертирство. Членовредительство. Симуляция. – 1 час.
ОБОБЩЕНИЕ. Незнание законов, непонимание экономического, социального и политического значения законов – причина их нарушения. Безнаказанность и ее отрицательные последствия. Принцип неотвратимости наказания, его значение в укреплении – законности. Защита прав человека. Борьба с правонарушениями – условие обеспечения нормальной жизни людей. – 1 час.
Основные понятия: проступок, правонарушение, преступление. Соучастие в преступлении. Вина, уголовное наказание. Законность, правопорядок. Принцип неотвратимости наказания. Приготовление к преступлению. Покушение на преступление. Оконченное преступление. Организатор, заказчик, подстрекатель, исполнитель, пособник. Организованная преступная группа. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Явка с повинной, чистосердечное раскаяние. Бандитизм, вандализм, терроризм, киднепинг, хулиганство, кража, грабеж, разбой.
РАЗДЕЛ 6. УГОЛОВНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. – 5 часов.
Тема 1. Понятие уголовно-процессуального права.
Понятие, предмет, метод УПП. Участники процесса: обвиняемый, потерпевший, защитник, прокурор, свидетель. – 1 час.
Тема 2. Стадии уголовного процесса.
Понятие. Предварительное следствие. Судебное разбирательство. Рассмотрение дела судом. Производство в судах апелляционной и надзорной инстанциях. – 2 часа.
Тема 3. Процессуальные принципы.
Понятие и содержание. Право на рассмотрение уголовного обвинения судом. Презумпция невиновности. Право на защиту. Недопустимость повторного осуждения и уголовного преследования. – 1 час.
ОБОБЩЕНИЕ. Принцип единства судебной системы и другие принципы организации и деятельности суда, закрепленные в уголовно – процессуальном кодексе. – 1 час.
Основные понятия: предварительное следствие, судебное разбирательство, апелляционная и надзорная инстанции, обвиняемый, потерпевший, защитник, прокурор, презумпция невиновности.
РАЗДЕЛ 7. ГРАЖДАНСКО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. – 3 часа.
Тема 1.Понятие гражданско-процессуального права. – 1 час.
Понятие, предмет, метод правового регулирования. Участники процесса: истец, ответчик.
Тема 2. Задачи и принципы гражданского судопроизводства. – 1 час.
Понятие и содержание. Сходства и отличия от уголовного судопроизводства. Состязательность и равноправие сторон. Гласность судебного разбирательства. Язык судопроизводства. Презумпция виновности. Полное возмещение ущерба и упущенной выгоды.
ОБОБЩЕНИЕ. Значение и роль гражданского судопроизводства в современных условиях. – 1 час.
Основные понятия: гражданское судопроизводство, истец, ответчик, презумпция виновности, возмещение ущерба, упущенная выгода.
РАЗДЕЛ 8. КАЗАХСТАН – СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. – 2 часа.
Тема 1. Общие вопросы. Международная правосубъектность.
Субъект международного права. Дружественные отношения с определенными государствами – Россией, Китаем, Ираном и Афганистаном. Сотрудничество Казахстана с азиатскими государствами. Принципы международного права, Совет северо-атлантического сотрудничества (ССАС). Казахстан – член ООН. Цели и стратегия внешнеэкономических связей. РК – равноправный член мирового сообщества. Субъект международного права.
РАЗДЕЛ 9 . ПРАКТИКУМ ПО ИЗУЧАЕМОМУ КУРСУ – 12 часов:
По разделу 1 - 2.
Тема. «К нам едет…налоговый инспектор». Урок деловой игры. – 2 час.
По разделу 3.
Деловая игра, составление договора страхования – 2 часа
По разделу 4.
Тема. Состояние окружающей среды поселка. – 2 часа.
Организация экскурсии по загрязненным местам поселка: на шурфы, в зелентрест. Беседа, обсуждение, обмен мнениями. Разработка заключения эксперта «О состоянии охраны окружающей среды и мерах по ее улучшению». Публичное выступление с заключением в суде.
По разделу 5.
Тема. Встреча с работниками правоохранительных органов – 1 час.
Расширение кругозора учащихся. Развитие профессиональной направленности, самоопределения. Беседа.
По разделам 6-7.
Тема. Казахстанское судопроизводство. – 2 часа.
«Если бы я знал закон» - урок деловой игры, обыгрывание уголовного и гражданского дела.
По всему курсу.
Контрольное тестирование. – 1 час.
Резерв, предэкзаменационная подготовка. – 2 часа.
Итого: 68 часов
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Анализировать статьи законов и других нормативных актов, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, применять полученные знания на практике.
2. Давать морально-правовую оценку своим поступкам, действиям других.
3. Применять знания о своих правах и свободах, путей и методов их осуществления в интересах общества, ясно понимать неразрывную связь реализации прав и свобод с добросовестным выполнением гражданских обязанностей, своего общественного долга.
4. Уметь самостоятельно пополнять юридические знания.
Учебно – тематичиский план курса.
9 класс
№ п.п
Раздел. Тема занятий К-во часов Форма проведения Образовательный продукт
1. Введение. 1 Беседа Раздел 1. Государство как тип политической организации общества.
2. Догосударственные формы организации общества. 1 Лекция Конспект
3.
Необходимость и значение государства для общества. 1
Работа с учебником Таблица, схемы
4.
Формы и типы государства.
1 Работа в малых группах Опорный конспект, схема
5.
Политические режимы.
1 Лекция, урок-дебаты Конспект, схемы
6-7. Становление казахской государственности. 2 Семинар Доклады
8. Современные институты государственного управления. 1 Работа с учебником Схемы
9. Повторительно-обобщающий урок. 1 Зачет Тесты
Раздел 2. Понятие, сущность, особенности права.
10. Понятие, источники права. 1 Лекция Конспект
11. Происхождение права, связь с государством.
1 Доклады Опорный конспект
12-13 Возникновение советского права 2 Семинар Таблица
14.
Мораль и право. 1 Работа в группах Конспект
15.
Норма права. 1 Работа с документами Опорный конспект
16.
Классификация государств по их отношению к праву. 1 «Мозговой штурм» Таблица
17.
Основные принципы правового государства. 1 Работа с учебником Кластер
18. Правовое государство и гражданское общество. 1 Лекция, беседа Сравнительная таблица
19. Построение правового государства в РК. 1 Работа с документами Опорный конспект
20. Повторительно-обобщающий урок: «В каком государстве мы живем?». 1 Дебаты Раздел 3. Основы конституционного строя Республики Казахстан
21. Конституционное право как самостоятельная отрасль права. 1 Работа с учебником Конспект
22. Принципы конституционного строя. 1 Работа в малых группах Кластер
23. РК - суверенное, независимое государство. 1 Сообщения, беседа Конспект
24. РК – демократическое, светское, правовое государство 1 «Мозговой штурм» Кластер
25. Казахстан – Президентская республика. 1 Беседа Опорный конспект
26. Органы государственной власти. Законодательная власть 1 Работа с Конституцией РК Опорный конспект, схема
27. Институт Президента. 1 Работа с Конституцией РК, Конспект,
дискуссия
28. Конституционные основы судебной системы РК. 1 Работа с Конституцией РК Конспект, схема
29-30. Практическое ознакомление с деятельностью суда. 2 Деловая экскурсия Обмен мнениями
31. Конституционный Совет РК. 1 Работа с Конституцией РК Кластер
32. Избирательная система РК.
1 Беседа, работа с учебником Схема
33.
Избирательное право РК. 1 Беседа, работа с учебником Схема
34. Повторительно-обобщающий урок: «Сущность разделения власти на 3 ветви». 1 Деловая игра Выборы Президента школы
ИТОГО: 34 часа
10 класс
1. Введение. 1 Беседа Раздел 1. Основы правового статуса человека и гражданина.
2. Общее понятие прав и свобод. 1 «Мозговой штурм» Кластер
3. Гражданство в РК. 1 Работа с документами Конспект
4. Личные права и свободы граждан. 1 Работа с Конституцией, беседа Таблица
5. Экономические права и свободы. 1 Работа с Конституцией, беседа Таблица
6. Социальные права и свободы. 1 Работа с Конституцией, беседа Таблица
7. Политические права и свободы. 1 Работа с Конституцией, беседа Таблица
8. Конституционные обязанности. 1 Дискуссия Таблица
9. О гарантиях прав и свобод граждан. 1 Ролевые ситуации Обмен мнениями
10. Повторительно-обобщающий урок «Единство прав и обязанностей». 1 Зачет Тесты
11. Социальный практикум: «Защита прав и свобод граждан». 2 Деловая игра Обсуждение
Раздел 2. Административное право.
12. Понятие административного права. 1 Лекция Конспект
13. Система исполнительной власти. 1 Работа в группах Схема
14. Административное принуждение 1 Работа с Кодексом «Об административных правонарушениях» Кластер
15. Местные представительные органы государственной власти.
1 Работа с учебником, Конституцией РК Конспект, схема
16. Деятельность депутатов. 1 Работа с учебником, Конституцией РК Конспект, схема
17-18. Местные исполнительные органы государственной власти. 2 Работа с учебником, Конституцией РК Конспект, схема
19. Социальный практикум:
Встреча с депутатами гормаслихата. 1 Беседа Познов. урок
20. Необходимость реформирования местных органов власти. 1 Игра «Займи позицию» Обмен мнениями
21. Повторительно-обобщающий урок «Сущность исполнительной власти». 1 Деловая игра «День Акима» Обмен мнениями
Раздел 3. Организация и деятельность правоохранительных органов.
22. Министерство юстиции РК в системе органов государственной власти. 1 Работа с учебником Конспект
23. Прокуратура РК. 1 Работа с учебником Схема конспект
24. Органы внутренних дел РК. 1 Работа с учебником Схема конспект
25. Адвокатура РК. 1 Работа с учебником Схема конспект
26. Нотариат РК. 1 Работа с учебником Схема конспект
27. Повторение: обобщающий урок «Основные принципы деятельности правоохранительных органов». 1 Деловая игра «На приеме у …» Ролевые ситуации
28. Социальный практикум:
Обеспечение правопорядка в школе. 1 Урок - суд Обмен мнениями
29. Встреча с работниками правоохранительных органов. 1 Беседа Познавательный урок
Раздел 4. Гражданское право.
30. Понятие гражданского права. 1 Лекция Конспект
31. Субъекты ГП РК. Физические лица. 1 Работы в группах с ГК РК Кластер
32. Юридические лица. 1 Работа с учебником Конспект
33. Право собственности. 1 Лекция, практическая работа Конспект
34. Объекты ГП РК. 1 Лекция, практическая работа Конспект
35. Основания возникновения, прекращения гражданских правоотношений. 1 Лекция Схема
36. Понятие обязательств. 1 «Мозговой штурм», работа с ГК РК Опорные схемы
37. Гражданско-правовая ответственность. 1 Работа с ГК РК Конспект
38. Сделки 1. Работа с ГК РК Опорные схемы
39. Условия действительности сделок. 1 Работа с учебником и ГК РК Конспект
40. Недействительные сделки. 1 Работа с учебником и ГК РК Конспект
41. Наследственное право. 1 «Мозговой штурм» Кластер
42. Повторительно-обобщающий урок по 4 разделу. 1 Тесты Зачет
Раздел 5. Семейное право.
43. Брак. Условия и порядок заключения брака. 1 Беседа Конспект
44. Семейное право - как отрасль права. 1 Работа с Кодексом «О браке (супружестве) и семье» от 26.11.2011г. Конспект
45. Права и обязанности супругов. 1 Работа с Кодексом «О браке (супружестве) и семье» от 26.11.2011г. Таблица
Дискуссия
46. Права и обязанности родителей. 1 Работа с Кодексом «О браке (супружестве) и семье» от 26.11.2011г. Ролевые ситуации
47. Прав и обязанности детей. 1. Работа с Конвенцией о правах ребенка Таблица
48. Алиментные отношения. 1 Работа с Кодексом «О браке (супружестве) и семье» от 26.11.2011г. Кластер
49. Усыновление (удочерение). 1 Работа с Кодексом «О браке (супружестве) и семье» от 26.11.2011г. Конспект
50. Опека. Попечительство. Патронат. 1 Работа с Кодексом «О браке (супружестве) и семье» от 26.11.2011г. Конспект
51. Повторительно-обобщающий урок по 5 разделу. 1 Зачет 52-53. Социальный практикум:
«Дела семейные …». 2 Урок - суд Обмен мнениями
Раздел 6. Трудовое право.
54. Право на труд. 1 Работа с Конституцией РК Конспект
55. Трудовой договор. 1 Работа в группах с Кодексом «О труде» от 27.05.2010г. Кластер
56. Порядок заключения и расторжения ИТД. 1 Работа в группах с Кодексом «О труде» Практическая работа
57. Рабочее время и время отдыха. 1 Работа в группах с Кодексом «О труде» Схема
58. Оплата труда. 1 Работа в группах с Кодексом «О труде» Конспект
59. Трудовая дисциплина 1 Дискуссия Обмен мнениями
60. Трудовые споры. 1 Работа с Трудовым Кодексом РК 61. Повторительно - обобщающий урок по 6 разделу. 1 Тесты Зачет
62. Социальный практикум: «Трудовые споры». 1 Ролевые ситуации, урок – суд Раздел 7. Жилищное право.
63. Понятие жилищного права 1 Беседа по Конституции РК 64. Договор найма жилища 1 Практическая работа 65-66. Социальный практикум: составление исковых заявлений, доверенностей, жалоб. 2 Ролевые ситуации 67. Обобщение по пройденному курсу:
Закрепление практических навыков по пройденному материалу. 1 Деловая игра Обмен мнениями
68. Контрольное тестирование 1 Тесты ИТОГО: 68 часов
11 класс
1. Введение. 1 Беседа Раздел 1. Финансовое право.
2. Финансовая деятельность государства. 1 Работа с учебником Конспект
3. Финансовое право – как отрасль права. 1 Работа с учебником Конспект
4. Финансово-правовые нормы и отношения. 1 Лекция Конспект
5. Общая характеристика институтов и разделов финансового права.
Бюджетное право. 1 Самостоятельная работа
Конспект
6. Повторительно-обобщающий урок «Значение финансовой деятельности государства». 1 Зачет Конспект
Раздел 2. Налоговое право.
7. Понятие налогового права. 1 Лекция 8. Понятие налога. 1 Работа с учебником Конспект
9. Понятие налогового обязательства. 1 Работа с учебником Конспект
10. Субъекты и объекты налогового обязательства. 1 Работа в группах Кластер
11. Налоговое законодательство РК. 1 Рефераты Обмен мнениями
12. Налоговая служба государства. 1 Работа с учебником Схема
13. Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства. 1 Лекция Конспект
14. Повторительно-обобщающий урок : «Налоги – активное средство формирования госбюджета». 1 Дебаты Обмен мнениями
15-16. Социальный практикум : «К нам едет налоговый инспектор…». 2 Деловая игра Практическая работа
Раздел 3. Страховое право.
17. Понятие страхования, его виды. 1 Мозговой штурм Кластер
18. Понятие и предмет страхового права. 1 Работа с учебником Конспект
19. Договор страхования. 1 Работа с учебником Конспект
20. Содержание договора страхования. 1 Работа с учебником Практическая работа
21. Государственное регулирование
страховой деятельности. 1 Лекция Конспект
22-23. Социальный практикум:
«Роль страхового дела по мере перехода РК к рыночным отношениям». 2 Деловая игра Обмен мнениями
Раздел 4. Экологическое право
24. Понятие экологического права. 1 Лекция Конспект
25. Экологические правоотношения. 1 Работа с учебником Опорный конспект
26-28. Источники экологического права: Закон «Об охране окружающей среды», «О недрах и недропользовании», «Об охране атмосферного воздуха», «О земле» и др. 3 Семинар Доклады, сообщения
29-30. Повторительно-обощающий урок:
«Значение экологического права»; 2 Зачет
Дебаты Обмен мнениями
31-32. Социальный практикум: «О состоянии окружающей среды» 2 Урок-суд, ролевые ситуации Обмен мнениями
Раздел 5. Уголовное право.
33. Уголовное право - как самостоятельная отрасль права. 1 Лекция Конспект
34. Уголовный Кодекс и его структура. 1 Работа с УК РК Схема
35. Понятие и виды правонарушений.
2 Повторение за 9 класс Практические задания
36. Отличие преступлений от других правонарушений. 1 Работа с ситуациями Обмен мнениями
37. Состав преступления. 1 Работа с УК РК Схемы
38. Основание уголовной ответственности. 1 «Мозговой штурм» Кластер
39. Стадии совершения умышленного преступления. 1 Лекция Конспект
40. Уголовное наказание. 1 Работа с УК РК Конспект
41. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 1 Работа с УК РК Таблица
42. Основания освобождения от уголовной ответственности. 1 Работа с УК РК Схема
43. Обстоятельства смягчающие и отягчающие уголовную ответственность. 1 Работа в группах с УК РК Кластер
44. Преступное сообщество. 1 Работа с учебником Схема
45. Преступления против личности, социальных и политических прав граждан. 1 Работа с УК РК и ситуациями Схема
46. Преступления против собственности. 1 Работа с УК РК и ситуациями Схема
47. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства. 1 Работа с УК РК и ситуациями Схема
48. Преступления в сфере экономической деятельности. 1 Работа с УК РК и ситуациями Схема
49. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. 1 Работа с УК РК и ситуациями Схема
50. Воинские преступления. 1 Работа с УК РК и ситуациями 51. Повторительно-обобщающий урок:
«Борьба с правонарушениями – условие обеспечения жизнедеятельности людей». 1 Зачет Тесты
52. Встреча с работниками правоохранительных органов. 1 Беседа Раздел 6. Уголовно-процессуальное право.
53. Понятие уголовно-процессуального права. 1 Лекция Конспект
54-55. Стадии уголовного процесса 2 Работа с УПК РК Схема
56. Принципы уголовно-процессуального права. 1 Работа с УПК РК Опорный конспект
57. Повторительно-обобщающий урок: «Единство судебной системы». 1 Зачет Тесты
58-59. Социальный практикум: «Если бы я знал закон…». 2 Урок - суд Обмен мнениями
Раздел 7. Гражданское процессуальное право.
60. Понятие гражданско-процессуального права. 1 Лекция Конспект
61. Задачи и принципы гражданского судопроизводства. 1 Работа с ГПК РК Опорный конспект
62. Значение гражданского судопроизводства в современных условиях. 1 Зачет Тесты
63. Социальный практикум: «Истцы и ответчики». Обобщающий урок. 1 Урок - суд Обмен мнениями
Раздел 8. Казахстан – субъект международного права.
64. Международная правосубъектность. 1 Лекция Конспект
65. РК – равноправный член мирового сообщества. 1 Рефераты,
Презентации Обмен мнениями
66. Контрольное тестирование по всему курсу. 1 Тесты 67-68. Предэкзаменационное повторение
2
Тесты ИТОГО: 68 часов.
Глоссарий:
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления, в ходе формирования структур исполнительной власти, установления их компетенции, определения обязанностей, прав и ответственности государственных служащих, а также при осуществлении охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан.
Апатрид – лицо без гражданства.
Арест - мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого.
Бипатрид – человек, имеющий двойное гражданство.
Выборы - способ формирования с помощью голосования органов государства, общественных объединений и других форм организаций граждан.
Гарантии - условия, обеспечивающие успех чего-либо.
Голосование - стадия избирательного процесса, которая состоит из подачи голоса и подсчета голосов.
Гражданство – устойчивая политико-правовая связь человека с государством.
Гражданское право – это отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих товарно-денежные и иные, основанные на равенстве участников имущественные отношения, а так же связанные с имущественными , личные неимущественные отношения.
Дееспособность – способность лица своими действиями практически осуществлять права и нести обязанности.
Деликтоспособность - способность лица нести ответственность за совершенные правонарушения.
Демократия – политический строй, при котором власть официально принадлежит народу.
Дисциплина - обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
Достоинство - уважение к себе, осознание своих прав, своей ценности.
Защита прав человека - деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными организациями и отдельными лицами, имеющая целью охрану прав и свобод человека, обеспечения их соблюдения.
Иностранный гражданин – человек, постоянно или временно проживающий на территории одного государства, имеющий доказательства своей принадлежности другому государству.
Иск - юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права.
Конституционный строй – способ организации государства, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующее его как конституционное государство.
Лишение свободы - изоляция осужденного от общества путем направления его в колонии-поселения или исправительные колонии.
Международное частное право – это отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц.
Необходимая оборона - законная защита личности от опсных посягательств.
Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное и охраняемое государством.
Образование – непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития членов общества.
Отрасль права – это совокупность правовых норм регулирующих однородные общественные отношения, отличающиеся друг от друга предметом и методом правового регулирования.
Пикетирование - собрания, которые проводятся возле зданий, в которых находятся представители власти с целью приостановить их работу и обратить внимание на требования пикетчиков.
Плюрализм мнений - это множество или несколько мнений, высказываемых по одному вопросу.
Потребитель - это гражданин, который покупает товар и пользуется работами и услугами в целях личного потребления или использования в личном хозяйстве.
Права человека – правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
Право – это система общеобязательных правил поведения, установленных и защищаемых государством.
Правовой статус гражданина – признаваемая государством совокупность прав, свобод и обязанностей граждан.
Правонарушение – это противоправное, общественное, опасное и вредное для субъектов права, виновное деяние субъекта права.
Правоспособность - признаваемая законом способность лица иметь права и обязанности, возникает с рождения и принадлежит человеку всю жизнь.
Преступление – это общественно опасное виновное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.
Профсоюзы – это общественная организация трудящихся какой-либо профессии, которая защищает их законные права и интересы.
Равенство - равенство прав, свобод и обязанностей, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного и социального положения.
Светское государство - это государство, в котором церковь отделена от государства.
Свобода слова – возможность публично (устно, письменно, с использованием СМИ) выражать свое мнение, мысли.
Свобода совести - право исповедовать любую религию и право не исповедовать никакой религии (атеизм).
Свобода информации - право иметь, распространять, требовать необходимую информацию
Сделка - это действие, в результате которого возникают определенные права и обязанности.
Семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.
Собственность - форма присвоения благ, отношение людей к предметам как к своим, то есть к состоянию, которым они вправе распоряжаться, принимать важнейшие решения, отношения между людьми по поводу принадлежности благ.
Состав преступления – совокупность установленных уголовным законом признаков, характеризующих конкретное общественно-опасное деяние как преступление.
Стандарт - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними подобных объектов.
Суверенитет – независимость государства во внешней и внутренней политике.
Суд - это орган государства, который осуществляет справедливость путем рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских и других дел в законном порядке.
Трудовой договор (контракт) - соглашение между трудящимися и предприятием, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, а предприятие обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде и соглашением сторон.
Трудовое право – это отрасль права, регулирующая трудовые отношения, возникающие в процессе реализации гражданами конституционного права на свободу труда, между работодателем и работником по поводу осуществления сторонами определенной трудовой деятельности на основе индивидуальных, коллективных и других договоров.
Уголовное право - это отрасль права, представляющая собой совокупность норм установленных законодательно, которое определяет преступные деяния и их наказуемость, а также основания уголовной ответственности и освобождения от нее.
Условия труда - важнейшая сторона жизнедеятельности людей, включающая в себя оплату труда, режим труда, технику безопасности.
Цензура - контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной информации.
Юридическая ответственность – обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за нарушение норм права.
Тематика творческих, проектных и исследовательских работ:
№ Тема Раздел Форма работы
9 класс
1. Становление казахской государственности раздел 1
тема 5 исследовательская работа
2. Слабые и сильные стороны Президентской формы правления раздел 1
тема 6 дебаты
3. Развитие обычного права казахского народа раздел 2
тема 2 конференция
4. Республика Казахстан – правовое государство раздел 2
тема 7-9 дебаты
5. Механизмы совершенствования системы органов государственной власти в РК раздел 3
тема 5-7 проектная
деятельность
6. Выборы Президента школы раздел 3
тема 10 деловая игра
7. Организация экскурсии на заседание городского суда раздел 3
тема 8 социальный практикум
10 класс
8. Единство прав, свобод и обязанностей граждан раздел 1
обобщение ролевые ситуации
9. Встреча с депутатом обл(гор) маслихата раздел 2
тема 5 социальный практикум
10. Реформирование местных представительных и исполнительных органов власти раздел 2
тема 7 проектная
деятельность
11. «День Акима» раздел 3
тема 6 деловая игра
12. Обеспечение правопорядка в школе раздел 3
обобщение урок-суд
13. «Дела семейные….» раздел 5
обобщение ролевые ситуации
14. Трудовые споры раздел 6
тема 6 деловая игра
15. Составление деловых бумаг Обобщение
по курсу социальный практикум
11 класс
16. «К нам едет…налоговый инспектор» раздел 1-2
обобщение деловая игра
17. Составление договора страхования раздел 3
обобщение социальный практикум
18. Меры улучшения состояния окружающей среды поселка раздел 4
обобщение проектная
деятельность
19. Встреча с работниками правоохранительных органов раздел 5
обобщение социальный практикум
20. «Если бы я знал закон…» раздел 6
обобщение урок-суд,
ролевые ситуации
21. «Истцы и ответчики» раздел 7
обобщение урок-суд,
ролевые ситуации
22. Казахстан - равноправный член мирового сообщества раздел 8
обобщение презентации, рефераты
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента РК « Об утверждении государственной программы развития образования на
2011-2020г.г.».//Казахстанская правда.-2010.-14 декабря;
2. Конституция Республики Казахстан;
3. Мухтарова А.К. Конституция для всех. Учебное пособие. –Алматы, 2002г.;
4. Мухтарова А.К. Права человека для всех, пособие для учителя, Алматы, 2003г;.
5. Егоров Н.Д. Гражданское право. Учебник, 6-е издание, 3 томаАлматы, Проспект, 2007г.;
6. Хамзин У.М. Практикум по гражданскому праву, Караганды, Болашак-Баспа, 2008г.;
7. Кабжанов А.Т. Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран,
Караганды, Болашак-Баспа, 2009г.;
8. Абдыкадыров Б.К.Гражданское право. Учебное пособие в схемах.Алматы, 2009г.;
9. Дулатбеков И.О. Основы государства и права современного Казахстана. Учебное пособие.
Астана: ИКФ «Фолиант», 2000г.;
10. Гражданский Кодекс РК: Общая и Особенная часть, Алматы, 2009г;
11. Уголовный кодекс РК с комментариями, Караганда, 1999г;
12. Кодекс об административных правонарушениях, Алматы, 2008г.;
13. Кодекс «О браке (супружестве) и семье», 2011г.
14. Закон «О правах ребенка», 2002г.
15. Кодекс РК « О труде в РК », 2010г.
16. Сулейменов М.К. Гражданский Кодекс с комментариями, общая и особенная часть, Алматы,
Жеты Жаргы,2003г.
17. Конституционный Закон «О выборах в РК», Астана, 2007г.
18. Послание Президента РК народу Казахстана «Построим будущее вместе», Астана, 2011г.
19. Программное Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый
политический курс состоявшегося государства», Астана, 2013г.
Список литературы для учителя:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Мухтарова А.К. Конституция для всех. Учебное пособие. –Алматы, 2002г.;
3. Мухтарова А.К. Права человека для всех, пособие для учителя, Алматы, 2003г;.
4. Егоров Н.Д. Гражданское право. Учебник, 6-е издание, 3 томаАлматы, Проспект, 2007г.;
5. Хамзин У.М. Практикум по гражданскому праву, Караганды, Болашак-Баспа, 2008г.;
6. Кабжанов А.Т. Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран,
Караганды, Болашак-Баспа, 2009г.;
7. Абдыкадыров Б.К.Гражданское право. Учебное пособие в схемах, Алматы, 2009г.;
8. Дулатбеков И.О. Основы государства и права современного Казахстана. Учебное пособие.
Астана: ИКФ «Фолиант», 2000г.;
9. Гражданский Кодекс РК: Общая и Особенная часть, Алматы, 2009г;
10. Уголовный кодекс РК с комментариями, Караганда, 1999г;
11. Кодекс об административных правонарушениях, Алматы, 2008г.;
12. Кодекс «О браке (супружестве) и семье», 2011г.
13. Закон «О правах ребенка», 2002г.
14. Кодекс РК « О труде в РК », 2010г.
15. Программное Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»:
новый политический курс состоявшегося государства»
Список литературы для учащихся:
1. Конституция Республики Казахстан;
2. Мухтарова А.К. Конституция для всех. Учебное пособие. –Алматы, 2002г.;
3. Мухтарова А.К. Права человека для всех, пособие для учащихся, Алматы, 2003г;
4. Дулатбеков И.О. Основы государства и права современного Казахстана. Учебное пособие.
Астана: ИКФ «Фолиант», 2000г.
Рецензия
на учебную программу прикладного курса
«Казахстанское право» для учащихся 9 – 11 классов
Ченцовой Веры Георгиевны
Организация образования: КГУ«ОШ № 11 акимата г. Шахтинска»
1. Актуальность работы. В условиях реформирования системы образования в Республике Казахстан школа должна стать важнейшим фактором становления новой системы ценностей. Повышение правовой культуры, развитие правового сознания населения - важные критерии формирования гражданского общества, которые способствуют построению независимого, демократического и правового государства. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования, позволяющая воспитывать и обучать учащихся школ как компетентных, функционально-грамотных выпускников.
2. Научно-методический уровень работы. Программа имеет комплексный характер. Автор предлагает для изучения не только теоретические основы казахстанского законодательства, но и рассматривает систему развития казахстанского права в ходе закономерностей исторического развития Казахстана, а также предлагает комплексную разработку социальных практикумов с целью выработки ученических компетентностей решения проблем и социализации учащихся.
3. Степень новизны системы работы. Учебная программа не имеет аналогов в школьной системе образования города. Автор обобщил свой опыт работы по данному предмету в качестве учителя общество ведческих дисциплин.
4. Научность системы работы.Содержание и целевые установки ориентированы на формирование ключевых компетентностей учащихся. Учебная программа разработана в соответствии с методологией и возрастной психологией.
5. Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы системы работы. В представленной учебной программе четко определено содержание работы; в пояснительной записке определены цели и задачи использования данной программы, основные умения, позволяющих активизировать деятельность учеников на уроках, ожидаемые результаты.
6. Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений. Формы и методы работы, предложенные автором, разработаны с опорой на целевые установки обучения Казахстанскому праву госстандартов образования Республики Казахстан, ориентированы на формирование функционально грамотного ученика, опробированы автором в своей практической деятельности, подтверждены достижениями его учащихся на различного уровня правовых конкурсах и олимпиадах.
7. Практическая значимость работы.Данная программа способствует воспитанию всесторонне развитой личности с активной гражданской позицией, обладающей функциональными компетентностями.
8.Формы и способы представления промежуточных и итоговых результатов работы. Большой интерес преставляют материалы по практическому применению изученного теоретического материала в виде социальных практикумов с применением разнообразных интерактивных методов обучения.
9. Соответствие требованиям к оформлению. Оформление программы соответствует предъявленным требованиям.
10. Рекомендации по использованию программы.
Учебная программа Ченцовой В.Г. изучению Казахстанского права для 9-11 классов рекомендована к внедрению в практическую деятельность учителей истории и обществознания города Шахтинска.
Руководитель городской методической
комиссии учителей истории: Никоненко Н.В.
03.09. 2013г.