РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ДЖОРДЖА ГОРДОНА БАЙРОНА


РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ДЖОРДЖА ГОРДОНА БАЙРОНА
Высочина Д.А.,
Стахановский факультет
Луганского национального университета им.Т.Шевченко
Романтизм – это направление в литературе с конца 18 века - до первой половины 19 века. Эта литература создавалась на романских языках, и описывала сюжеты, которые имели героический характер. Для романтизма характерно обращение к прошедшим годам, к фантастике, народным сказаниям, и, конечно же, к описанию великолепия природы. Романтическая литература – это описание особого мира обстоятельств, которые окружают героев, а также страстей, которые кипят во всех произведениях этого направления.
Как нам известно, романтический герой – это страстная и сложная натура, мир этого человека необычайно глубокий и бесконечный, это целый мир, который полон противоречий. Писателей этого направления интересовали все страсти, которые постоянно противопоставлялись друг другу – это любовь и страсть, дружба и привязанность, а также жадность, честолюбие и зависть. Романтический герой постоянно находится в конфликте с окружающим его миром. Он – странник, одинокий, иногда разочарованный, постоянно бросает вызов судьбе. Но мы не должны забывать, что существует и другой вид романтического героя – это чудаки, фантазеры, мечтатели. Это люди, которые преданы искусству, непонятные и отвергнутые обществом.
Цель моей статьи - рассмотреть становление романтизма и романтического героя в творчестве Байрона.
Задачи:
- охарактеризовать сущность романтизма в литературе;
- проанализировать поэму «Корсар»;
- проанализировать поэму «Шильонский узник»;
- проанализировать поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда»;
- обобщить результаты и сделать выводы.
Предметом исследования данной статьи является изображение Байроном лирического героя как борца, который восстает против душевного и физического рабства человека.
Значение  статьи состоит в том, что она является определенным вкладом в разработку проблемы исследования творчества Д.Г. Байрона.
Необходимо отметить, что романтизм – это не просто метод изображения действительности, а также не просто одно из направлений в литературе, он представляет собой всю мировую культуру, которая охватывает все стороны человеческой жизни.
«Романтизм Байрона заостряет внимание на проблемах человеческого общества, противоречивости и  трагического  одиночества человеческой личности» [2].
Образцом такого направления литературы может служить байроновская поэма «Корсар», в котором он опирается на свое путешествие по странам Средиземноморья. В этой поэме Байрон развивает мотивы, которые вполне
1
свойственны романтизму в целом.
Естественно, в основе этого произведения лежит конфликт героя с окружающим его миром, вся поэма сведена к одной драматической ситуации – борьбе за любовь. Романтическим героем здесь выступает предводитель пиратов Конрад, а его возлюбленной является Медора. Действие поэмы начинается с того, что Конрад вынужден расстаться со своей возлюбленной из-за известия, которое он получил на пиратском острове. Герой отдает приказ поднять паруса и отправляется в путь. О том, какой у него план и куда он отправился, мы узнаем только со второй песни поэмы.
Мы видим главного героя, Конрада, как сильную, мужественную натуру, он правит пиратами, некоторые его боятся, некоторые уважают за его отважность и храбрость. Первое появление Конрада свойственно романтическому герою. Он стоит на вершине скалы, опирается на свой меч и смотрит на волны. Его положение на скале уже превозносит его над остальными героями. Исключительность Конрада приводится в его портрете [девятая строфа первой песни]. Детальное описание каждой черты его портрета, помогает понять характер героя. Это описание становится выражением свойств его характера. Байрон настолько ясно и ярко создает этот образ романтического героя, что некоторые черты его описания войдут в характерный облик романтического литературного персонажа.
Но полнее всего раскрытие характера романтического героя мы можем увидеть в описании его любви. Любовь в романтизме – это высшая страсть и ценность жизни. Романтический герой борется за свою любовь, преодолевая все трудности на своем пути.
В основе «Корсара», как и во всех «Восточных поэмах Байрона» - описание того периода жизни героя, когда он последний раз вступает в схватку за свою любовь. Конрада с Медорой может разлучить только смерть, что мы и видим в поэме. Медора в поэме также представлена как пылкая, преданная девушка, которая ради своей любви готова пойти на преступление. Во многих байроновских поэмах, главным способом создания характера героя становится действие. Конрада мы видим как активную натуру, его идеалом выступает анархическая личная свобода, сюжет поэмы отличается повышенным драматизмом. Перед нами встает череда ярких, волнующих сцен, которые постоянно противопоставляются друг другу по принципу контраста: славящая морской простор и волю песня пиратов открывает поэму, ей противоположна грустная песня одинокой Медоры. Картина пира в роскошном дворце Сеид - паши сменяется картиной кровавого боя; уныние. Байрон не устает поражать нас богатством настроений и красок.
Таким образом «Корсар» выступает перед нами как лиро-эпическая поэма. В ней сливаются воедино лирическое описание главных героев и эпическое повествование событий, и разнообразие действий.
Конрад – один из самых ярких примеров романтического мироощущения во всем творчестве Байрона. А само построение «Корсара» - пример построения романтической поэмы. В основе поэмы мы видим решающий момент жизни героя, который решает всю его судьбу. Не смотря на то, что герой был разбойником, он взят в момент высшего напряжения жизненных сил. В такие моменты характер героя максимально раскрывается.
2
В поэме этому помогает разнообразие художественных средств – описание портрета героя, отношение к нему любимых женщин, а также описание его поступков и действий. Также важно описание в поэме моря. Здесь оно становится символом свободы.
Заслуга Байрона в том, что он сумел создать лирическую поэму, которая широко распространилась по всей европейской литературе 19 века. «Появляется такой термин, как байронизм. Его суть афористично определил А. С. Пушкин: «преждевременная старость души» как драма времени. Лучше всего она была описана в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда. Здесь мы видим новый тип героя, на котором лежит мета времени. Он томим «мировой скорбью», потому что нигде не нашёл пристанища для изверившейся души. Скепсис, эгоистическое своеволие, несчастный жребий человека, неспособного обрести призвание, а от того страдающего глубоко и безысходно, - вот та «болезнь ума и сердца роковая», которую первым распознал Байрон» [5].
Такой же тип человеческой натуры был обрисован во многих других произведениях писателя.
Рассмотрим еще один пример романтического героя Байрона. Этот герой – Бонивар из поэмы «Шильонский узник». В этом произведении приведены реальные факты из жизни швейцарского гуманиста Франсуа Бонивара. Он прославился мужеством во время отстаивания независимости своей родины.
Это произведение повествует нам о том, как мужественно сражался закованный в кандалы герой со своей судьбой. Он пытался не только сам сохранить веру в светлое будущее, но также помогал поддержать надежду и в своим умирающих братьях. Поэтому смерть одного из его братьев, заставила Бонивара отчаяться. Со временем все происходящее заставило героя подчиниться и смириться со своей участью. И хотя его освобождение не обрадовало его, но мы чувствуем, что герой не потерял во время заключения ненависти к врагам, любви к своему народу, а также веры в свободу и справедливость на земле.
Поэма представлена в виде монолога узника Шильонского замка, который повествует нам о своей трагической судьбе. А также о судьбе своих братьев и отца, которые все трагически погибли.
Узник предстает перед нами как пассивный герой, он отказывается бороться со своей судьбой, и смиряется с заключением. Доказательством этому могут послужить такие строчки поэмы: «безнадежность полюбил». Хотя поначалу это трудно ему давалось, так как замок «душит» его. Он считает, что спасти его теперь может только смерть. О том, что свобода для него уже была нежеланной, доказывает такая строчка поэмы: «И равнодушно цепь скидал».
Последний пример романтического героя, которого я бы хотела привести в пример – Чайльд – Гарольд из поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Эта поэма написана в виде лирического дневника путешественника — жанра, который легко вмещает в себя лирическое ноты – это мысли и переживания героя, авторские отступления и обобщения, описание картин природы. Герой восторгается природой, искусством, людьми, историей, но одновременно, как будто и непреднамеренно, оказывается в самых горячих точках Европы — в Испании, Албании, Греции. В начале поэмы мы видим Чайльд-Гарольда с его одиночеством и романтической, неосознанной тоской. Герой отрешен от мира, и внимание автора целиком сосредоточено на постижении глубин внутреннего мира
3
его души.
Гарольд - личность романтическая, рвущаяся в неведомое, кажущееся ему лучшим, он хочет опасных и страшных приключений, его манит не спокойная уединенная жизнь, располагающая к размышлениям, а необычная, полная тревог и битв действительность, которая привлекает своей энергией, необычностью страстей и разнообразием переживаний.Романтический герой рано перенасладился жизнью, его охватила грусть, он постоянно теряет связь с окружающим миром, как и для многих таких героев, страшное чувство одиночества стало для него привычным, обыденным. Он его не боится. Эгоизм приводит к тому, что герой перестает испытывать укоры совести, он совершает глупые поступки, он всегда считает себя правым. Казалось бы свободный от общества герой, но он несчастен. К сожалению, независимость для него гораздо дороже покоя и счастья. Ему чуждо лицемерие. Единственное чувство, которое он признает и которым он дорожит, — это чувство большой любви, впоследствии перерастающее во всепоглощающую страсть.
В великолепной старинной балладе, известной под именем «Прости», вложенной в уста байроновского героя, содержится все, что сродни романтическому образу: тоска по неизведанному идеалу, неуспокоенность, устремленность в прекрасный мир свободных стихий, оторванность от любой почвы, родной среды, неприкаянность и вместе с тем завидная внутренняя свобода, скорбь и разочарование, активность и созерцательность. Однако все эти качества, присущие Гарольду, универсальны и всеобщи. Мрачный и неприкаянный герой, несущий в себе загадку - «не причуда, не подражанье». Это герой мыслящий и потому страдающий.
Романтический герой – это особенный герой, который противопоставленный толпе. Это человек с сильными чувствами, он не хочет подчиняться законам, которым подчиняются другие. Этот герой одинокий, страстный. 
Байроновский герой был первым в романтической литературе, поэтому, он естественно был неподготовленным к пониманию и восприятию этого нового исторического опыта народов.
«Читая Байрона, мы видим в нем поэта глубоко лирического, глубоко субъективного, а в его поэзии - энергическое отрицание английской действительности» [1, с.109].
«Байрон не раз утверждал, что предпочитал поэтам историков. Он не раз перечитывал различные исторические труды и мемуары. Несмотря на бессистемность своих знаний, Байрон, несомненно, был на высоте современной ему образованности. Собственные сочинения он всегда писал, опираясь на литературные и исторические источники, приводя их в подстрочных примечаниях» [3, с. 105].
В байроновских драмах появляется герой, вокруг которого действуют персонификации его различных качеств, либо персонажи служебного назначения. Они созданы для того, чтобы главный герой смог проявить свои чувства и свойства по отношению к ним.
Следует отметить, что соотечественники Байрона уделяют его творчеству недостаточно внимания. Британские исследователи выдвигают на первый план других фигур – романтиков.
4
В своих поэмах Байрон создает ту романтическую личность, которая впоследствии, преимущественно в XIX веке, стала называться "байронической".
Необходимо четко различать понятия «байроновский романтический герой» и «байронический романтический герой». Байроновский романтический герой – это герой, который создан Байроном в его произведениях. В то время как байронический романтический герой – это герой, которого создают писатели в своих произведениях на основе героя, который был создан Байроном.
«Байроновский герой, тот же Гарольд, например, при всей своей «мировой скорби» и разочарованности, бросал гордый вызов «палачам свободы», пророчествовал о «новых битвах». Байрон был свидетелем и участником «второй зари свободы» (национально-освободительного движения). И это придавало Корсару и Гарольду несомненное героическое содержание. Пушкин еще до разгрома 14 декабря почувствовал слабость этого движения и порожденного им романтического героя, а также байроновского индивидуалиста вообще» [6, c.467].
Три слова «свобода, мщенье и любовь» - три исчерпывающие темы, которые характеризуют все поэмы Байрона. В восточных поэмах Байрона формировался романтический герой. В этом байроническом герое, «человеке одиночества и таинственности», представлена яркая и сильная личность в ее положительных и отрицательных качествах, кипят страсти, призванные заглушить разочарование и страдания, зреет неопределенный гуманизм и ненависть к тирании. Последовательные фазы развития героя поэм усиливают связь его с обществом. Жизнь Конрада из «Корсара» уже неотделима от жизни его товарищей. «Свобода, мщенье и любовь» у Байрона выступали неразрывно». 
Герои поэм, о которых я уже упоминала, отвергают общество, где царит тирания и деспотизм, провозглашают свободу личности, не подчиняющейся условиям, угнетающим ее. И при всем разнообразии сюжетов личность романтического героя от поэмы к поэме развивается Байроном, обогащается новыми чертами характера.
Романтический герой Байрона обладает и большой силой, которая притягивает нас благодаря своему благородству, гордому и неукротимому характеру, способности страстно и самозабвенно любить, мстить за зло, стать на сторону слабого и беззащитного. Этому герою чужды низменные чувства: продажность, трусость, лживость и коварство.
Так же как и в поэме «Корсар», поэт снова воспевает природу: незабываемо описывает море в финале поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», также незабываема картина, передающая красоту водопада Велино. По мысли Байрона, именно природа дает человеку возможность соприкоснуться с вечностью: вот и водопад "как Вечность, страшен для живых", и море - "Лик Вечности, Невидимого трон". 
Проанализировав поэмы Байрона, а также романтизм в целом, можно сделать вывод о том, что романтизм присутствовал в его творчестве. Во многих его произведениях мы видим четкий пример романтического героя, черты характера которого будут в последствии использоваться многими другими писателями романтического направления в литературе. Все творчество Байрона может по праву считаться новаторским, содержащее идеи, которые волновали не только его современников, ну и также многие последующие поколения.
5
Творчество Байрона тревожило умы великих людей, а все, что было им недосказано, рождало новые споры среди литературных критиков и других творческих деятелей. Его творчество оказало огромное влияние на многих писателей. Байроновский романтизм прожили и прочувствовали в своем творчестве такие русские писатели как Пушкин, Лермонтов и многие другие. Байронический романтизм впоследствии перешел к реалистическому романтизму со своими правилами и исключениями.
Для читателей не секрет то, что особенность всякого произведения искусства и литературы состоит в том, что оно не умирает вместе со своим создателем и своей эпохой, а продолжает жить и позднее, причем в процессе этой позднейшей жизни исторически закономерно вступает в новые отношения с историей.
Романтическая поэма строилась на особой постановке центрального персонажа, на особом роде его превосходства над другими персонажами — в отдельности, над фоном, окружением — в целом. И решающими оказывались не какие-либо высокие качества этого персонажа, но его способность пережить определенный духовный процесс — процесс отчуждения, с более или менее повторяющимися типическими стадиями (наивно-гармонические отношения вначале, разрыв с обществом, бегство и т. д.). Этот процесс включает в себя часто преступление, «месть»; во всяком случае, он всегда двузначен в моральном смысле, даже и тогда, когда персонаж избегает излишества мести, когда цели его становятся простыми, мотив отчуждения конкретизируется.
В данной статье был рассмотрен Романтизм, как в целом, так и на примере творчества Байрона. Был также охарактеризован и изучен романтический герой его поэм. Поставленные задачи мною достигнуты.
Литература:
1) Диссертация Лермонтов и Байрон: к вопросу о типологии романтического героя / Семенова М. Л., место защиты диссертации: Москва, Код специальности ВАК: 10.01.01; 2003г., с.207;
2) Реферат: Сравнение романтического героя Байрона и романтического героя Лермонтова., Скобелева А.И., Ижевск, 2008;
3) Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Т. IIОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
4) Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Изд-во «Наука», М., 1978;
5) Елизарова М.Е., "История зарубежной литературы XIX века" М., «Просвещение», 1972 г.;
6) Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. М.Нольман. Лермонтов и Байрон, с.467.
6
АННОТАЦИИ
1) Высочина Д.А.
Романтический герой поэзии Джорджа Гордона Байрона
Статья посвящена одному из направлений в литературе – Романтизму, а также одному из ярчайших его представителей – Дж.Байрону. В статье рассмотрено становление романтического героя в поэзии Дж.Байрона. Лирический герой представлен как борец, который восстает против душевного и физического рабства человека. Рассмотрены несколько работ английского писателя, которые и помогают составить портрет его романтического героя. В статье дается объяснение таким литературным понятиям как «байроновский романтический герой» и «байронический романтический герой». Три главных темы романтической поэмы Байрона - свобода, мщенье и любовь. Для романтической поэмы характерно описание портрета героя, отношения между людьми, а также описание поступков, действий и приключений главного героя. В статье указано, что творчество Байрона может по праву считаться новаторским, так как он был одним из первых, кто ввел романтического героя в свои работы, и который служил образцом подражания для многих последующих писателей.
Ключевые слова: Романтизм, романтический герой, борец против рабства, свобода, месть, любовь, портрет героя, приключения, новаторство.2) Височина Д.О.
Романтичний герой поезії Джорджа Гордона Байрона
Стаття присвячена одному з напрямків в літературі – Романтизму, а також одному з його яскравих представників – Дж.Байрону. В статті розглянуто становлення романтичного героя в поєзії Дж.Байрона. Ліричний герой показується як борець, який повстає проти душевного та фізичного рабства людини. Розглянуті декілька робот англійського письменника, які й допомагають зробити портрет його романтичного героя. В статті дається пояснення таким літературним термінам як «байроновський романтичний герой» та «байронічний романтичний герой». Три основні теми романтичної поеми Байрона – свобода, помста та любов. Для романтичної поеми характерний опис портрета героя, відносини між людьми, а також опис вчинків, дій та пригод головного героя. В статті наголошується. Що творчість Байрона може по праву вважатися новаторською, так як він був одним з перших, хто ввів романтичного героя в свої роботи, та який служив прикладом наслідування для багатьох наступних письменників.
Ключові слова:  Романтизм,  романтичний  герой,  борець проти  рабства, свобода,  помста,  любов, портрет героя, пригоди, новаторство.
3) Daria Vysochina
Romantic hero of George Gordon Byron’s poetry
The article is sanctified to one of  the directions in the literature  – to Romanticism, and also to one of its brightest representatives – G.Byron.  We see in the article the becoming of a romantic hero in the G.Byron’s poetry. A lyric hero  is
7
presented as a fighter who struggles against the mental and physical slavery of a man. A few works of the English writer are examined, that  help  to make  the  portrait of the writer’s romantic hero.  The article explains  such  literary concepts as "romantic hero" that was used in Byron’s poetry and "romantic hero" that was use by other writers. Three main themes of Byron’s romantic poem  is freedom, revenge and love. The romantic  poem is characterized by the description of the hero’s portrait; relations, between people; and also by the description of the acts, actions and the protagonist’s adventures. It is indicated in the article, that Byron’s works can legally be considered to be innovative, because he was one of the first, who entered a romantic hero in his works, and whose romantic hero is served as the standard of imitation for many subsequent writers.
Keywords:  Romanticism,  romantic  hero,  fighter  against slavery, freedom, revenge, love, hero’s portrait , adventures, innovation.