РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 Геология и грунтоведение для специальности среднего профессионального образования 08.02.06 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛЕДЖ











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Геология и грунтоведение

для специальности среднего профессионального образования

08.02.06 Строительство и эксплуатация автомобильных
дорог и аэродромов





















Уфа,2016

РАССМОТРЕНА
МЦК профессиональных
дисциплин

Протокол №__1_
от «__19__»__09__2016___г
Председатель
_____________/Р.Р. Абдуллин/







Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Уфимский автотранспортный колледж

Разработчик: 1.Крючкова А.С. - преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ Уфимский автотранспортный колледж



Рецензент:

1.Абдуллина Рима Нуховна, главный геолог отдела инженерно-геотехнических и инженерно-экологических работ (ОГТЭР) ЗАО «ЗапУралТИСИЗ»












Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». Рабочая программа предназначена для преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов по специальности Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ОП.4 НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙГОД

Изменение №1 от 10.09.2016 г., стр №

БЫЛО

5. Основная литература по практическим работам (раздел Геология): Бондарев В.П.. Геология пратикум, Москва – ИНФРА, М., 2012 год.


СТАЛО

5. Основная литература по практическим работам (раздел Геология) Чернышев С.Н., Чумаченко А.Н., Ревелис И.Л. Задачи и упражнения по инженерной геологии, Москва, Высшая школа. 2012 год.



Основание: учебник (Бондарев В.П.) предназначен для студентов, обучающихся по геологическим специальностям.
Чернышев А.Н. предназначен для обучающихся по строительным и горно-геологическим специальностям.

Преподаватель специальных дисциплин А.С.Крючкова

Изменение №2 от 10.09.2016 г стр №

БЫЛО
ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация

СТАЛО
ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация


БЫЛО
ГОСТ 30672-99 Грунты. Полевые испытания. Общие положения
СТАЛО
ГОСТ 30672-2012 Грунты. Полевые испытания. Общие положения


БЫЛО
ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
СТАЛО
ГОСТ 30416-2012 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения


Основание: Актуализация ГОСТов

Преподаватель специальных дисциплин А.С.Крючкова











СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации примерной программы учебной дисциплины

5

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18



1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Геология и грунтоведение

1.1. Область применения программы
Учебная программа дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих: 13302 Лаборант по физико-механическим испытаниям.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить инженерно-геологические обследования при изысканиях, строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов;
определять основные виды и разновидности грунтов и их важнейшие физико-механические свойства;
обоснованно выбирать грунты для возведения земляного полотна автомобильной дороги;
разбираться в геологических процессах и инженерно-геологических явлениях, оценивать их и выдавать рекомендации по защитным инженерным мероприятиям;
беречь и защищать окружающую природу;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
элементы общей геологии;
основные сведения о грунтах, их прочностных, деформационных, физических, водно-физических и механических свойствах;
механику грунтов;
инженерно-геологические характеристики различных грунтов, почв, слабых и вечномерзлых грунтов;
инженерно-геологические особенности условий строительства в различных природных условиях;
инженерно-геологические обследования дорожной полосы, поиски и разведку дорожно-строительных материалов; основные задачи экологии геологической среды;
мероприятия при проведении изыскательских работ.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 144 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 96 часов;
самостоятельной работы обучающихся 48 часов.

2. СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
96

в том числе:


лабораторные занятия
20

практические занятия
20

контрольные работы
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48

В то числе: подготовка рефератов, докладов, сообщений,


презентаций, решение задач, ответы на контрольные


вопросы


Итоговая аттестация: в форме экзамена












3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Геологии и грунтоведения»;
лаборатории «Испытаний физико-механических свойств грунтов»;

Оборудование учебного кабинета:
- рабочие столы, стулья для обучающихся;
- рабочее место для преподавателя;
- комплект наглядных учебных материалов;
- технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Перечень лабораторного оборудования:
- образцы минералов и горных пород;
- набор грунтов для лабораторных работ;
-прибор Н.П. Ковалева (нож, ведро, режущий цилиндр, насадка, сосуд, поплавок с крышкой);
- ступки с пестиками;
- комплект сит;
- весы с разновесами;
-сушильный шкаф;
- балансирный конус А.М. Васильева с подставкой;
-цилиндры, чашки;
- прибор стандартного уплотнения;
-фильтрационный прибор СОЗДОРНИИ (ПКФ);
- комплект плакатов, комплект учебно-методической документации;
- комплект учебно-методической документации с мультимедийным сопровождением.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Учебники
1. Ананьев В.П., Потапов А.Д. Инженерная геология, М, Высшая школа,2011
2. Бабаскин Ю.Г. Дорожное грунтоведение и механика земляного полотна. М., ИНФРА-М, 2013
3.Бондарев, В.П. Геология. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2016
4. Долматов Б.И. Механика грунтов, основания и фундаменты (включая специальный курс инженерной геологии, Лань, 2012
5. Чернышев С.Н., Чумаченко А.Н., Ревелис И.Л. Задачи и упражнения по инженерной геологии. М, Высшая школа, 2012.
6.Платов, Л.А. Основы инженерной геологии. М.: ИНФРА- М, 2014

2. Нормативная литература:
ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация
ГОСТ 30672-99 Грунты. Полевые испытания грунтов
ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания грунтов
СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
Справочники:
Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог/ Под. ред. С.Г. Цупикова. –М.: Инфраинженерия, 2005.-928с.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
Г.А. Федотов. Проектирование автомобильных дорог. Справочник инженера- дорожника.- М.: Транспорт, 1989.
Отечественные журналы:
«Автомобильные дороги»
«Мир дорог»















Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Обьем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.Общая геология




Тема 1.1.Земля – планета солнечной системы

Содержание учебного материала.
2
1



1.



Значение предмета «Геология и грунтоведение». Общие сведения о составе и строении Земли. Геосферы Земли. Литосфера, состав и строение литосферы. Химические элементы в строении Земли. Роль отечественных ученых в геологии. Значение геологии в дорожном строительстве.
2



Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа –не предусмотрено




Контрольная работа – не предусмотрено




Самостоятельная работа
1



Доклады, сообщения: Земля космическое тело. Собрать интернет материал. Сравнение планеты Земля (химический состав) с другими космическими телами



Тема 1.2. Геологическая хронология
Содержание учебного материала.
4
1




1


Главнейшие геологические события по эрам и периодам. Развитие
органической жизни, окаменелости древних организмов. Древние
складчатости. Образование Уральских гор.
2



2
Геологическая карта России.
Образование полезных ископаемых по эрам и периодам.
2



Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа – не предусмотрено




Контрольная работа – не предусмотрено




Самостоятельная работа
2



Собрать дополнительный материал по геологическому строению Республики Башкортостан. Образование Уральских гор в общей стратиграфической шкале. Полезные ископаемые РБ . Подготовить доклады, сообщения, рефераты по исторической геологии Республики Башкортостан.



Тема 1. 3. Минералы земной коры.
Содержание учебного материала.
4
3


1
Общие сведения о минералах земной коры. Классификация минералов. Габитус минералов. Химический состав и физические свойства минералов. Главнейшие породообразующие минералы и их диагностика.
2





Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа:




1

Диагностические свойства минералов. Физические свойства минералов. Определение минералов.
2



Контрольная работа – не предусмотрено




Самостоятельная работа: Характеристика любого класса минералов по выбору. (Индивидуальные занятия в геологическом музее).
2


Тема 1.4. Горные породы
Содержание учебного материала.
4
3



1
Горные породы. Классификация горных пород по генезису. Магматические горные породы, их характерные признаки. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Использование горных пород в дорожном строительстве.
2



Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа:




1
Определение горных пород в полевых условиях. Занятие в геологическом музее.
2



Самостоятельная работа: Работа с коллекцией горных пород в музее. Рассмотреть горные породы по генезису. Обратить внимание на структуру и текстуру горных пород. Оформить практические работы в лабораторной тетради.
2


Тема 1.5. Геологическая деятельность эндогенных сил Земли.
Содержание учебного плана.
2
1


1

Геологическая деятельность эндогенных процессов Земли. Вулканизм и землетрясения. Залегание горных пород. Роль эндогенных сил в формировании рельефа. Строительство в сейсмических областях. Сейсмические станции.
2



Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа – не предусмотрено




Контрольная работа




Самостоятельная работа:

1




Написать рефераты по темам (по выбору): «Огненное кольцо планеты», «Сейсмические районы России», «Действующие и потухшие вулканы», «Сейсмическая карта России». Приготовиться к выступлению по докладам.



Тема 1.6. Геологические процессы на земной поверхности.
Содержание учебного плана.

10
2



1
Выветривание. Виды выветривания. Геологическая работа поверхностных текучих вод, рек; формирование элювиальных, делювиальных аллювиальных отложений.
2



2
Геологическая работа ветра, ледников, озер; формирование морены и эоловых отложений.
2



3
Гравитационные процессы Земли: оползни, обвалы, осыпи; формирование коллювия.
2



4
Суффозионные и карстовые процессы. Роль геологических процессов при строительстве автомобильных дорог.
2



Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа




1

Чтение геологических карт. Геологические процессы на геологической
карте
2



Контрольная работа – не предусмотрено




Самостоятельная работа:
5



Работа с физической и геологической картой РБ. Выявление связи внешних форм рельефа с геологическим строением. Явления суффозии и карста в РБ (рефераты, доклады, сообщения).



Тема 1.7. Основы гидрогеологии.
Содержание учебного плана.
6
3


1
Круговорот воды в природе. Происхождение подземных вод. Классификация подземных вод по залеганию, по гидравлическим признакам, химическому составу, температуре.
2



2
Законы движения подземных вод. Фильтрационные свойства воды. Закон Дарси. Методы искусственного понижения уровня грунтовых вод.
2



Лабораторная работа- не предусмотрено




Практическая работа.




1

Решение задач. Определение скорости грунтового потока. Расчет расхода ламинарной воды. Расчет гидравлического радиуса.
2



Контрольная работа не предусмотрено




Самостоятельная работа:
3



В лабораторной тетради выполнить решение задач. Вычертить схему влияния подземных вод на земное полотно и вычисленный гидравлический радиус.



Тема 1.8. Природные строительные материалы.
Содержание учебного плана.
2
1


1
Строительные материалы. Применение различных горных пород в древности: Великая китайская стена, Египетские пирамиды, облицовочный камень древних городов. Строительная классификация обломочных горных пород. Роль камня в современном мире. Применение горных пород в строительстве автомобильных дорог.
2



Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа – не предусмотрено




Контрольная работа –не предусмотрено




Самостоятельная работа:




Поделочные камни РБ: яшма, гранит, мрамор, порфириты, известняки (реферат, доклады, сообщения). Спрос на природные камни в мировом рынке - сделать анализ роста спроса на поделочные камни за последние 15-20 лет, объяснить причину роста спроса.
1


1.9 Общие сведения о геоморфологии.
Содержание учебного плана.

3
1


1.

Рельеф земной поверхности. Основные формы рельефа. Формирование
современного рельефа. Геоморфологические карты и схемы.
2



Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа – не предусмотрено




Контрольная работа –не предусмотрено




Самостоятельная работа:
1



изучение геоморфологической карты Республики Башкортостан



Контрольная работа по разделу «Общая геология».
1


Раздел 2. Грунтоведение




2.1.Общие сведения об инженерно-геологических изысканиях
Содержание учебного материала
2



1

Место инженерно-геологических изысканий в системе инженерных изысканий для строительства. Основные цели и задачи

2
1


Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа – не предусмотрено




Контрольная работа – не предусмотрено




Самостоятельная работа




Ознакомление составлением договоров. Суть технических заданий.
1


Тема 2.2.Общие сведения о свойствах грунтов
Содержание учебного материала
4



1.
Составные свойства грунтов. Характеристика грунтов. Классификация грунтов. Строительные свойства грунтов.
2



2
Минеральный состав крупнообломочных, песчаных, глинистых грунтов. Коллоидно-химические свойства грунтов
2



Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа – не предусмотрено




Контрольная работа – не предусмотрено




Самостоятельная работа: Составить схему последовательности изменения минералогического состава грунтов в результате физического, химического выветривания (составление схемы, таблицы).
2


Тема 2.3 Водные свойства грунтов


Содержание учебного материала

12
3


1
Природная влажность грунтов. Вода в грунтах . Категории и форма связи воды в грунтах. Движение воды в грунтах в зависимости от температуры. Водопроницаемость и влагоемкость грунтов.
2



Лабораторные работы.




1
Определение природной влажности грунтов весовым методом.
2



2
Определение границы раскатывания и влажности на границе раскатывания
2



3
Определение границы текучести. Определение влажности на границе текучести.
2



4
Определение полной влагоемкости песчаных грунтов.
2



Практическая работа (расчетно-графическая):




1
Консистенция грунтов ее определение. Определение разновидности пылеватых и глинистых грунтов по консистенции. Решение задач.
2



Контрольная работа – не предусмотрено




Самостоятельная работа: Оформление лабораторных и практических работ в лабораторной тетради. Подготовка к защите.
6


Тема 2.4. Гранулометрический состав грунтов
Содержание учебного материала
8
3




1

Понятие о гранулометрическом составе грунта. Строительная
классификация грунтов. Устойчивые, упругие свойства грунтов в
зависимости от гранулометрического состава грунтов.
2



Лабораторная работа




1
Определение гранулометрического состава грунтов ситовым методом
2




2
Определение гранулометрического состава пылеватых и глинистых грунтов полевым методом
2



3

Определение коэффициента неоднородности
2



Контрольная работа




Самостоятельная работа: Оформление лабораторных и практических работ в лабораторной тетради. Подготовиться к защите.
4


Тема 2.5. Физические свойства грунтов
Содержимое учебного материала.

8
3










1
Физические свойства грунтов: плотность, природная влажность, пластичность, липкость, набухание, усадка грунтов. Роль воды в грунтах, влияние их на физические свойства в зависимости от времен года.
2



Лабораторная работа.





1
Определение плотности связных грунтов с природной влажностью и ненарушенным сложением методом гидростатического взвешивания
2




2
Определение плотности грунта методом режущего кольца.
2




Практическая работа.





1
Расчет плотности сухого грунта. Расчет пористости грунта. Решение
Задач.
2



Контрольная работа




Самостоятельная работа обучающихся: Оформление лабораторных и практических работ в лабораторной тетради. Подготовиться к защите.
4


Тема 2.6. Механические свойства грунтов.
Содержание учебного материала.

8

3








1
Основные закономерности механики грунтов. Сжимаемость грунтов.
Понятие устойчивости грунтов под нагрузкой. Зависимость между давлением и пористостью. Закон уплотнения грунтов
2



2
Трение и сцепление. Предельное сопротивление грунтов сдвигу. Определение оптимальной влажности и максимальной плотности. Закон Кулона.
2



Лабораторная работа.




1
Определение угла естественного откоса песков.
2



Практическая работа




1
Расчет угла внутреннего трения по углу естественного откоса. Решение задач.
2



Контрольная работа




Самостоятельная работа:

4



Оформление лабораторных и практических работ в лабораторной тетради.



Тема 2.7. Инженерно-геологические обследования грунтов при изысканиях автомобильной дороги.
Содержание учебного материала



4
1





1
Почвенные зоны России. Зональные и интразональные почвы. Мерзлотные и многолетнемерзлые грунты. Дорожно-климатические зоны России. Строительство а/дорог в районах многолетней мерзлоты.
Новые и новейшие технологии при строительстве автомобильных дорог в зоне вечномерзлотных грунтов.

2




2
Общие приемы геологических работ и полевых исследований грунтов. Обследование грунтов вдоль трассы в целях устройства земляного полотна.
2






Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа – не предусмотрено




Самостоятельная работа:
3



Готовят презентацию «Природные зоны России». Определяют по карте дорожно-климатических зон России.



Тема 2.8. . Поиск и разведка ДСМ.
Содержание учебного материала.
8
3


1
Поиск и разведка ДСМ. Предварительная разведка. Подсчет запасов ДСМ.
2



Лабораторная работа –не предусмотрено




Практическая работа:




1

Определение коэффициента эффективности. Подсчет запасов ДСМ.
Определение категории запасов.
2



2
Геологическая колонка. Геологические разрезы.
2



3
Построение продольно-грунтового разреза по оси трассы.
2



Контрольная работа – не предусмотрено




Самостоятельная работа
4



На миллиметровой бумаге вычертить геологические колонки (задание индивидуальное), площадь участка, согласно заданию, геологические разрезы, оформить таблицу подсчета запасов дорожно-строительных материалов.



2.9. Мониторинг опасных геологических процессов
Содержание учебного материала.
2
1



1

Мониторинг опасных геологических процессов. Основные виды работ в
составе мониторинга.
2



Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа – не предусмотрено




Контрольная работа – не предусмотрено




Самостоятельная работа
1



Ознакомление Единой государственной системой экологического мониторинга



Тема. 2.10.Охрана окружающей среды.
Содержание учебного материала.
3
1


1
Охрана окружающей среды. Глобальные проблемы человечества.
Загрязнение окружающей среды при строительстве автомобильных дорог.
2



Лабораторная работа – не предусмотрено




Практическая работа – не предусмотрено




Контрольная работа по разделу «Грунтоведение»
1



Самостоятельная работа




Презентация студентов по проблемам охраны окружающей среды.
1






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение


Уметь проводить инженерно-геологические обследования при изысканиях, строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов;
Оценка умений по критериям учебной практики

Уметь определять основные виды и разновидности грунтов и их важнейшие физико-механические свойства;
Оценка умения по критериям лабораторных и практических работ.

Уметь выбирать грунты для возведения земляного полотна автомобильной дороги;
Оценка умения по критериям лабораторных и практических работ.
Оценка умений на экзамене

Уметь разбираться в геологических процессах и инженерно-геологических явлениях.
Оценка умений на экзамене

Уметь оценивать инженерно-геологические явления и выдавать рекомендации по защитным инженерным мероприятиям;
Оценка умений по критериям учебной практики

беречь и защищать окружающую природу;
Оценка умений на экзамене

Знания:


- элементы общей геологии;
Оценка умений на экзамене

- основные сведения о грунтах, их прочностных, деформационных, физических, вводно-физических и механических свойствах;
Оценка знаний по критериям лабораторных и практических работ. Оценка знаний по критериям контрольных работ.


- механика грунтов;
Оценка знаний по критериям лабораторных и практических работ, контрольной работы.


-инженерно-геологические характеристики различных грунтов, почв, слабых и вечномерзлых грунтов;
Оценка правильности выполнения по критериям лабораторных работ и
учебной практики

-инженерно-геологические особенности условий строительства в различных природных условиях;
Оценка правильности выполнения по критериям лабораторных работ и
учебной практики

-инженерно-геологические обследования дорожной полосы, поиски и разведка дорожно-строительных материалов; основные задачи экологии геологической среды;
Оценка правильности выполнения по критериям практической индивидуальной работы.

-мероприятия при проведении изыскательских работ
Оценка знаний по критериям учебной геологической практики.












13PAGE 15


13PAGE 14115



УТВЕРЖДЕНА
Методическим советом

Протокол №_1___
от «__22_»____09____2016г
Председатель
_____________/О.И.Кобелева/





Заголовок 115