ДокладПатриотическое воспитание в современной школе в контексте реализации национальной идеи «М??гілік Ел»


КГУ «Тобольская средняя школа №116»
отдела образования акимата Тарановского района
Доклад
Патриотическое воспитание в современной школе в контексте реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел»
Подготовил
преподаватель-организатор НВП: Есенгалиев Б.Е.

2016 год
Казахстанский патриотизм – часть гражданской культуры. Воспитание гражданина и патриота – главная цель школы.
Патриотизм – (греч. Patris – отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности.
         Патриотизм является источником создания нового общества и демократического государства. С этой точки зрения, казахстанский патриотизм является фактором политики общественного согласия, потому что в ней заложены принципы милосердия и демократии, социальной справедливости и исторической реальности.
Казахстанский патриотизм – это средство достижения всеобщего духовного благополучия всех наций и народностей, проживающих в республике. Ложные призывы и пустословие приводят к упадку национального духа и к смутному будущему. Поэтому школа должна уделять особое внимание традициям казахстанского патриотизма. Государственная концепция образования Казахстана строится следующим образом: воспитание казахстанского патриотизма, осуществляемое через познание национальных этнокультурных традиций и обычаев в привитии уважения к историческому прошлому.
Но самой острой проблемой, о которой давно с тревогой и болью говорят все, является проблема воспитания нового поколения . В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомые школе: мощное расслоение детей по социальному признаку, появление детей нового типа — школьников - “детей дикого рынка”.
Воспитание гражданина начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его как гражданина. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители.
Изменился состав семьи. Больше становится семей, где растет один, реже два ребенка. Снижается роль в воспитании детей или вообще остаётся невостребованным накопленная за долгие годы жизненная мудрость и опыт старшего поколения. Гражданин является общей целью образовательной системы. Эта цель нашла отражение в Законе РК “Об образовании” .В школе воспитание Гражданина, на наш взгляд, должно включать в себя не только историю, литературу, русский, но и отдельно выстраиваемую определенную систему патриотического воспитания с первой минуты пребывания ребёнка в образовательном учреждении. Мы должны научить детей не только гордиться страной, но и сопереживать и не оставаться равнодушным ко всему, что происходит.
В рамках патриотического воспитания, начиная с начальной школы, классные руководители проводят тематические классные часы, игры и беседы со школьниками, конкурсы. Важное место здесь занимают встречи с ветеранами войны и труда, с участниками локальных войн и “горячих” точек, ведь ничто не может заменить живого общения с теми, кто прошел через войну, кто сделал все, чтобы победить фашизм, кто не на словах понимает ценность жизни человека на земле. В течение учебного года проводятся встречи, посвященные знаменательным победам Советской Армии в Великой Отечественной войне, Дню защитника Отечества, большая программа готовится ко Дню Победы. На встречи с ребятами приходят ветераны, труженики тыла, дети войны. Педагоги нашей школы прилагают все усилия, чтобы воспитать в своих учениках понимание и милосердие, умение делиться сердечным теплом.
Единство народа на основе общих духовно-нравственных ценностей является источником казахстанского национального духа. Нас объединяют любовь к нашему общему дому – Казахстану, согласие по отношению к истории нашей древней земли и развитию языков, глубокая вера в настоящее и великое будущее нашего государства и ее граждан. Это и есть основа нашей Вечной Родины – Мәңгілік Ел.Особое внимание уделено патриотическому воспитанию подрастающего поколения, укреплению казахстанской идентичности на принципе гражданства, укоренению в его сознании общенациональных ценностей, норм благородства, чести, достоинства и милосердия. Особая роль в вопросах воспитания толерантности в семье через семейные ценности отводится советам матерей, их на сегодня около двухсот. Недаром в народе говорят "Ел болам десең – бесігіңді түзе"."Мәңгілік Ел" неразрывно связана с народным, глубинным патриотическим понятием "Менің Елім". В этих категориях заключена жизненная философия государства, общества, народа. Патриотизм и сплоченность, общая ответственность за судьбу Родины – это стратегические ресурсы успешного развития Казахстана, главные источники нашей силы и уверенности в завтрашнем дне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одно из основных направление воспитательной системы организаций образования. От того, какие духовно-нравственные ценности заложены в гражданине с детства, что он вкладывает в понятия «родина», «страна», «долг», «ответственность», «честь», «отвага» и как выражает свое личностное отношение к этим понятиям, будет зависеть степень сформированности или несформированности патриотических качеств гражданина Казахстана.Почему сегодня особенно актуально говорить о патриотическом воспитании? С обретением Казахстаном статуса независимости произошло переосмысление многих ценностей, многие события и факты получили объективную историческую оценку, изменились идеалы. Не случайно возникли неформальные асоциальные молодежные течения, порой агрессивного характера. Конечно же, все это привело к упадку нравов, росту правонарушений среди подростков, безнадзорности.Ситуация изменилась, когда государство поставило цель возрождения духовных, нравственных устоев, когда поставило задачу бережного отношения к национальному наследию, сохранению исторических завоеваний народа, когда главными ценностями были объявлены – единство народа, многовековая история, традиции и обычаи, толерантность.Поэтому сегодня быть патриотом – это значит быть защитником тех завоеваний, которые оставили предыдущие поколения, свято стоять на защите интересов Родины, беречь и приумножать ее достояние. Быть гражданином – значит своим трудом, учебой, профессиональными знаниями обеспечить благосостояние страны, ее экономическую и политическую независимость. Воспитание патриота, гражданина начинается с раннего возраста. В этом возрасте закладываются понятия «малая и большая Родина», «мой город-моя страна», «моя семья - моя родословная», «я и мои друзья». Президент страны Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» так определяет понятие «казахстанский патриотизм»: «за 25 лет суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, это светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям, мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. Национальной идеей, воплощающей в себе патриотические качества граждан республики, является патриотический акт «Мәңгілік Ел». Это, по словам Лидера нации, «идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков.
Я считаю, что наша главная цель это: формирование основ патриотизма у детей в контексте реализации национальной идеи «Мәңгілік Ел» посредством развития национального самосознания, ценностного отношения личности ребенка к обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития. Мы должны ,приобщить подрастающее поколение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа. Определить основные направления и содержание патриотического воспитания в контексте национальной идеи «Мәңгілік Ел». создать конкретные образовательные условия для проявления гражданственности, патриотизма, воспитания уважительного отношения к людям труда и положительного отношения к труду, включения в социально значимую деятельность.