Классный час по теме «Блокада Ленинграда»

Тема: Блокада Ленинграда.
Цели:
Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание учащихся через информационные технологии.
Внедрение в практику новых педагогических технологий развивающего обучения и индивидуально – ориентированной системы воспитания.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентации, стихи и диски с записями песен военных лет.

Ход классного часа:

Учитель: Сегодня, наш урок мужества посвящен 69-той годовщине снятия блокады Ленинграда. На нашем уроке присутствует гость, житель блокадного Ленинграда Должинкова Роза Александровна, ей было всего 11 лет, когда объявили блокаду.

Но давайте начнем с того дня, когда все только начиналось. Когда все и стар и млад, встали на защиту своей великой Родины.

- Назовите, пожалуйста, дату, когда началась Великая Отечественная война?

Да, именно 22 июня 1941 года. Эта дата будет вечно возвращать нашу память к 1941 году. А значит и к 9 мая 1945 года. Между этими двумя датами – прочная нить. Без одной не могло быть другой.
И хочется начать со строк, которые посвящены первому дню войны.

Ученик. 22 июня 1941 года
Роса еще дремала на лафете,
Когда под громом дрогнул Измаил:
Трубач полка –
У штаба –
На рассвете
В холодный горн тревогу протрубил.

Набата звук,
Кинжальный, резкий, плотный,
Летел к Одессе,
За Троянов Вал,
Как будто он не гарнизон пехотный,
А всю Россию к бою поднимал.
А. Недогонов (1941)

Звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)

Фашистские войска шли на нашу землю, сметая на своем пути и города и села (слайды). И тогда был сказан на всю страну боевой и волнующий клич партии, прозвучавший 22 июня 1941 года, который глубоко запал в душу каждого человека:
«Наше дело правое! Враг будет разбит, победа будет за нами!»

Ученик. За честь Родины.
За каждый колос, опавший
С твоих, отчизна, полей;
За каждый волос, упавший
С головок наших детей;
За стон от боли жестокой,
Сметающий с братских губ,
Оплатим мы око за око,
Отплатим мы зуб за зуб.
Не быть рабыней отчизне,
И нам рабами не жить!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берет.
Священная ненависть наша,
Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная,
Счастье – тебе служить,
Идём мы, смерть призерая,
Не умирать, а жить!
Е. Березницкий (1941)

Учитель: И в памяти нашего народа этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячу четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной.

Ученик.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
А.Ахматова

Звучит песня «На безымянной высоте»
Учитель: 8 сентября 1941г. над Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. Блокада стала жестоким экзаменом для всех городских служб и ведомств, обеспечивавших жизнедеятельность огромного города. Ленинград дал уникальный опыт организации жизни в условиях голода. Блокада, установленная германской армией, была сознательно нацелена на вымирание городского населения. То, что, несмотря на колоссальное число жертв этой тактики, Ленинград не сдался и продолжал держать оборону, не служит опровержением факта, что голод был задуман нацистами именно как военная операция. В декабре [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Смерть настигала людей везде: на улице, в квартире, на работе у станков.
На салазках кокон пряменький
спеленав, везёт.
Мать, заплаканная в валенках,
А метель метёт.

В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. В январе же 1942 г. крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осажденного города. Сознание того, что голод может продлиться ещё несколько месяцев, казалось невыносимым.
Дети в осаждённом городе их было около 400 тыс. Дети ждали хлеба, а где его взять?
Мать старалась достать хоть какие крохи хлеба, отдавая за карточки все, что имела самое дорогое, лишь бы ребенок хоть чуть - чуть был сытым. О себе они уже не думали, лишь бы выжали их дети.

Ученик.
Иду в темноте, вдоль воронок.
Прожектора щупают небо.
Прохожие. Плачет ребенок
И просит у матери хлеба.

А мать надорвалась от ноши
И вязнет в сугробах и ямах.
- Не плачь, потерпи, мой хороший, -
И что-то бормочет о граммах.

Их лиц я во мраке не вижу,
Подслушала горе вслепую,
Но к сердцу придвинулась ближе
Осада, в которой живу я.
Н. Крандиевская – Толстая


Учитель:
- Как вы думаете, а можно ли считать подвигом поступок родителей? (дискуссия детей и гостей)

Учитель: И вот в декабре 1941 – январе 1942 г. начинает действовать ледовая «Дорога жизни». Днем и ночью, под бомбами и снарядами, пробивались к блокированному городу по льду Ладожского озера автомашины с продовольствием. Сколько отважных шоферов сложили свои головы на этой опасной дороге во имя спасения изможденных, голодавших ленинградцев.
В январе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На освобожденной территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 г. были эвакуированы в тыл.
В январе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60 100 км. 900 дней осады закончились.
27 миллионов наших людей унесла война.
Но мы должны о них помнить!
Сейчас и всегда помнить!

Ученик.
Мы были серыми, как соль.
А соль – на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль.
Земля дрожала и дымилась.
Просили, плача: «Мама, хлеба!»
А мама плакала в ответ.
И смерть обрушивалась с неба,
Раскалывая белый свет.
Да, мало было хлеба, света,
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это
Безжалостное слово – «Нет!».
Так жили мы, не зная сами,
Чем обделила нас война.
И материнскими глазами
В глаза смотрела нам страна.
Мы были бережно хранимой
Ее надеждой в горький час –
И свет, и соль земли родимой,
И золотой ее запас.

Учитель: Дети – это маленькие и беззащитные люди, и никакой опасности не представляют. Но фашизм их зверски уничтожал, с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Поэтому помните всегда, что для вас сделали ваши дедушки и бабушки. Их подвиг бессмертен. И хотелось бы закончить путешествие по страницам истории, стихами:

В день празднества, в час майского дождя,
В миг соловьиных просьб и повелений,
Когда давно уж выросло дитя,
Рожденное порой послевоенной,
Когда разросся в небе фейерверк,
Как взрыв сирени, бел, лилов и розов, -
Вдруг поглядит в былое человек,
И взгляд его становиться серьезен.
Есть взгляд такой, такая тень чела –
Чем дольше смотришь, тем зрачок влажнее,
То память о войне, величина
Раздумья и догадка – неужели
Я видела тот май, что превзошел
Другие маи и доныне прочен?
Крик радости в уста, слезу в зрачок
Вписал его неимоверный почерк.
На площади, чья древняя краса
Краснеет без изъяна и пробела,
Исторгнув душу, прянул в небеса
Вздох всей земли и всех людей – Победа!
Б. Ахмадулина.
(Слайды «Будем помнить!»)

Выступление ветерана блокадного Ленинграда: Должинковой Розы Александровны.

Следующий этап нашего классного часа:


Викторина

Аудитория делится на команды (учащиеся и гости). При помощи мультимедийного проектора на слайдах показываются вопросы викторины. Команды посовещавшись, должны дать ответ (выступает один из представителей команды).
Команды должны ответить на вопросы:
С 1 по 4 вопросы – вопросы – рассуждения
С 5 по 7 вопросы - дать развернутый ответ
С 8 по 11 вопросы – выберите правильный ответ
Вопрос 12 – отгадай и исполни песню (исполняют все вместе)
Жюри в конце викторины оценивают команды. Победителю выдается грамота. И отдельно отличившиеся учащиеся награждаются призами.

Какое значение придавали фашисты захвату Москвы?
(подорвать моральный дух советского народа; при падении Москвы, в войну на Дальнем Востоке вступили бы с Японией)

Расскажите, что сделал для Советского Союза Рихард Зорге?
(Советский разведчик Рихард Зорге, работавший в качестве немецкого журналиста в Японии и имевший доступ к секретам германского посольства в Токио, неоднократно сообщал о планах германского и японского правительств относительно СССР. В середине мая 1941 года в своем очередном донесении он передал точную дату начала войны).

Назовите дату окончания второй мировой войны?
(2 сентября 1945 года).

Что такое «дорога жизни», и какой город она спасла?
(По дороге, проложенной по льду Ладожского озера, зимой 1941-1943 гг. эвакуировали жителей осажденного Ленинграда и дорога служила жизнеобеспечением города).

Кого называли панфиловцами?
(Воины 316-й стрелковой дивизии под командованием И.В.Панфилова, отличившиеся в оборонительных боях под Москвой осенью 1941 г.).

Одним из первых подвигов во время ВОВ был подвиг летчика капитана Николая Францевича Гастелло. В чем заключался его подвиг?
(Свой подбитый горящий самолет он направил на немецкую автоколонну цистерн с горючим).

Назовите «Города – герои»?
(Москва, Киев, Ленинград, Одесса, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Брест)

Соотнесите имена и факты:

1) П.М.Гаврилов А. Воздушный таран
2) Н.Ф.Гастелло Б. Героический бой под Москвой
3) Г.К.Жуков В. Укрепление обороны Ленинграда
4) В.Г.Клочков Д. Героическая оборона Брестской крепости
(1-Д, 2-А, 3-В, 4-Б)

Каково было значение Сталинградской битвы?

А) развеян миф о непобедимости германской армии
Б) положила конец наступательным операциям вермахта
В) положила началу коренного перелома в ВОВ и 2-й мировой войне
(ответ: В)

16 августа 1941 года был издан приказ Ставки № 270. Каково было его главное содержание?

А) улучшение материального обеспечения семей погибших воинов
Б) установление персональной ответственности командиров Красной Армии за большие людские потери
В) объявление военнопленных изменниками Родины и введение жестких санкций к членам их семей
(ответ: В)

В чем заключается значение битвы под Москвой?

А) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования
Б) был сорван план «Молниеносной войны»
В) был открыт второй фронт в Европе
(ответ: Б)

А сможете ли вы вспомнить слова этой песни?
(звучит фонограмма песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В.Харитонова).)


Итогом нашей работы будут презентации учащихся, победителей социальных проектов (показ презентаций по музыку «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова), «Эх дороги» (муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина)).

15