Урок литературы по теме Любимые места. М.И. Цветаева «Ока», «Мама на даче»


Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: Любимые места. М.И. Цветаева «Ока», «Мама на даче».
Цель: познакомить со стихотворениями М.И Цветаевой «Ока». «Мама на даче».
Задачи:
- развивать умение анализировать лирическое стихотворение, понимать замысел автора;
- находить авторские приемы создания образа детства;
- формировать умения выразительно читать лирическое стихотворение;
- выявить изобразительные средства, используемые в лирическом стихотворении.
Ход урока
Актуализация знаний
- Какой раздел изучаем?
- О какой замечательной поре говориться в разделе?
- Сегодня продолжим путешествие по детству вместе с новым автором.
- Прочитайте с доски тему урока: : Любимые места. М.И. Цветаева «Ока», «Мама на даче».
- Какую цель поставим?
- Какие задачи поставим перед собой?
+ Какие любимые места и почему?
- Какие средства и приемы использует автор?
- Выразительно прочитать стихотворение, чтобы передать замысел автора.
- Что для этого потребуется?
+ Проанализировать стихотворение.
Знакомство со стихотворением:
У каждого человека есть любимые места, где он может остаться наедине со своими мыслями.
- Есть ли у вас такие сокровенные места? Чем они вам дороги?
- Вот и у М.И. Цветаевой были такие места, которые стали для нее навсегда родными. Связаны они с далеким детством поэтессы. Прошло оно на берегах великой реки Оки, где семья отдыхала летом на даче.
Мама Мария Александровна была блистательной пианисткой, которая пожертвовала музыкальной карьерой во имя семьи, была переводчицей художественной литературы. (Слайд № 1)
Отец Иван Владимирович - профессор Московского Университета, ученый – филолог, один из основателей музея изящных искусств.
(Слайд № 3)
Младшая сестра Ася. (Слайд №4)
Цветаева посвящает этой поре целый цикл стихов «Ока», с отрывком из которого мы будем знакомиться (реклама – выставка книг Цветаевой).
- Послушайте отрывок из цикла «Ока» и ответьте на вопрос:
Какой поре посвящает его Цветаева?
Какие чувства испытали вы , слушая стихотворение? (Показ слайдов №5, №6 «Вид Оки»)
Звучит музыка: чтение стихотворения вслух учителем.
Анализ стихотворения «Ока».
- Каким представляет свое детство герой стихотворения? (Перечитываем текст про себя и отмечаем в тексте).
Чтение вслух стихотворения учеником.
- С каким конкретным местом связано детство?
Попробуем представить образ этой детской страны.
- Какие детали его оживают? Кажутся реальными?
- Что еще герою напоминает о детстве?
- Какие звуки смогли вы услышать? Зачитайте вслух.
- Зачем автор включает образ колоколов в стихотворение?
- Итак, кажется, что мы сами слышим их звон и верим, что то время, то прошлое, теперь герою стало дорогим и незабываемым. (Звучит звон колоколов)
- Какие чувства испытывает герой, вспоминая детские дни? Докажите текстом.
Вывод:
Каждый день казался раем, а пребывание в любимом месте становилось таинственным и сказочным. Тайны любят все.
- А вы любите тайны?
- Почему же Цветаева обычный сарай называет царственным замком ?
Д/з – попробуйте изобразить этот царственный сарай.
- Какие чувства испытывает герой, вспоминая о детстве? Какие риторические вопросы это доказывают? Подтвердите это словами текста.
- Прочитайте вслух финальные строки, чтобы ответить на вопрос :
Что является последним запомнившимся штрихом детства?
(Демонстрация слайда «Мальвы»).
- Что этими строками автор хотел сказать нам , читателям?
+ Ничего не меняется, каждый человек обязательно будет возвращаться в прошлое, прекрасное детство и вспоминать его.
Вывод: стихотворение «Ока» передает сильное переживание и поэта, и героя. Душевное состояние сливается с природой. Обычные мальвы, именно они оставили в сердце незабываемые впечатления.
- Какие же любимые места у автора и почему?
Знакомство со стихотворением «Мама на даче».
Чтение вслух учителем.
- Какие чувства испытали вы, слушая это стихотворение?
(Дети прикрепляют на доску карточки:
Восхищение
Счастье
Наслаждение
Спокойствие
Сожаление
Умиротворение
Светлая грусть
Чтение вслух стихотворения учеником.
- Каким представляет детство герой этого стихотворения? Что дорого и близко герою в детстве? Докажи текстом.
- Какое художественное средство использует автор? Для чего?
- Кто в центре внимания этого стихотворения?
- Зачитайте, как описывает образ мамы автор?
- Как автор относится к маме?
- Что доказывает внешнее обаяние матери? Зачитайте строки.
Удивительной находкой автора являются 3 и 4 строфы. Зачитайте вслух.
- Какие чувства испытывает герой?
- Что за 2 веночка у мамы?
+ Образ матери показан и реальной земной женщиной, и недосягаемой, божественной.
- Кто же дарит это тепло и свет?
- Зачитайте, как рисует образ мамы в свете вечерних красок,
- Зачем автор некоторые строки повторяет?
- Ребята, а у вас часто возникает желание побыть наедине со своей мамой? Что вы испытываете в эти минуты?
Вывод: какие любимые места у героя стихотворения? Почему они дороги? Какие чувства испытывает герой?
А теперь поговорим о приемах, которые автор использует в стихах «Ока» и «Мама на даче».
Какие картины представили вы, слушая эти стихи? Почему это было сделать легко?
+ Использует прием описания.
Для чего Цветаевой необходим этот прием? Докажи текстом.
- Ребята, представьте, что вы художники и умеете свои впечатления выражать только красками. Какими красками воспользовались бы вы , если понадобилось проиллюстрировать эти стихи?
- Можно ли считать стихотворения лирическими? Почему?
- Какие чувства передает автор в стихах?
- Что же автор хотел сказать о замечательной поре детства?
Выразительное чтение стихов.
- Как передать идею автора слушателям?
- по каким критериям будем оценивать исполнения?
Чтение стихотворений вслух учащимися.
Оценка исполнителей.
- Проходят годы, а светлые воспоминания о маме не пропадают. Вот такие светлые чувства остались у героя песни «Часто я вспоминаю». (Исполнение песни группой вокалистов)
У замечательного поэта Р. Камзатова есть поэма «Берегите матерей». (Исполнение отрывка учащимися).
Рефлексия:
Справились ли мы с поставленными задачами на уроке?
- Что было трудным?
- Что полезного вы взяли для себя на этом уроке?
- Важна ли пора детства для человека?
- Закончим урок строками из стихотворения Р. Рождественского:
На земле хороших людей немало,
Сердечных людей немало,
Но все- таки лучше всех на земле- мама.
Моя мама!
Д/з – подготовить к выразительному чтению наизусть стихотворение
(на выбор).
- написать сочинение «Моя мама».
- нарисовать портрет своей мамы.