Методические рекомендации по организации работы в основной период смены в ДОЛ


МАУДО «Центр детского творчества»
Промышленного района
Методические рекомендации
по организации работы в основной период смены в ДОЛ

Автор-составитель Николаева В.В.
г.Оренбург 2017г.
Содержание
Введение
Организация летнего отдыха школьников……………………3
Характеристика основного периода лагерной смены ......…..4
Методы педагогического взаимодействия с детьми в основной период лагерной смены ……………………………………………...………..5
Деятельность вожатого в основной период смены ………….6
Перечень коллективных творческих дел в основной период лагерной смены………………………………………………………………...…10
Список литературы...…………...……...………………………12
Введение
Дорогие вожатые, воспитатели, данное методическое пособие – теоретическое и практическое руководство Вам, решившим познакомится с работой вожатого, и посвятить себя такому нелегкому, но интересному делу, как работа с детьми в летнее время в детских лагерях.
Искусство быть вожатым – это труд не менее творческий, чем труд писателя или художника, но более ответственный, ведь Вам предстоит обратиться к душе ребенка напрямую, поэтому мы постарались учесть все необходимые аспекты.
Конечно же, в первую очередь это профессионализм, который включает в себя владение теоретическими знаниями и умениями применять их на практике. Что касается теории, то чем больше мы знакомимся с опытом других педагогов, тем легче будет нам организовать свою собственную работу, учитывая промахи и недочеты предшественников.
Желаю Вам найти в данном сборнике ответы на все ваши вопросы, касающиеся работы вожатого в основной период лагерной смены.
Желаем Вам успехов!

Организация
летнего отдыха школьников
Педагоги назначаются на штатные должности отрядных воспитателей. Распределение по отрядам происходит непосредственно в оздоровительном лагере по усмотрению администрации с учетом желаний самих студентов/педагогов. Утверждение на должности воспитателей производится на первом организационном собрании за 2-3 дня до заезда детей в лагерь.
Согласно Договору, заключаемому педагогом и лагерем, администрация обеспечивает практикантов жильем, питанием, создает условия для успешного прохождения практики и организации воспитательной работы с детьми.
Обязанности педагога:
За две недели до начала смены пройти медицинский осмотр в поликлинике, по прибытию в лагерь сдать санитарную книжку о состоянии здоровья.
Прибыть на работу в лагерь за 2-3 дня до начала смены и принять участие в подготовке к приему детей.
В период работы выполнять обязанности только воспитателя отряда.
Безоговорочно подчиняться правилам внутреннего распорядка лагеря, распоряжениям администрации, строго соблюдать режим дня и трудовую дисциплину.
Во всех делах и отношениях с детьми и взрослыми проявлять педагогический такт, гуманность, высокую нравственность.
Находится весь день в лагере, выполняя всю работу воспитателя по плану.
Своевременно планировать свою работу, отчитываться перед директором лагеря и его заместителем.
Своевременно являться на педагогические советы и планерки, активно участвовать в обсуждении вопросов жизни лагеря.
Нести полную ответственность за жизнь и здоровье детей.
В повышении эффективности летнего отдыха школьников и становлении личности педагога-воспитателя большую роль играют способы руководства деятельностью педагогов в лагере. Этому служат внутренние резервы психолого-педагогической системы и организация воспитательного процесса в летних лагерях:
Планерки,
Помощь администрации в планировании и организации работы в отряде,
Проведение практических дел администрацией лагеря для «новичков»,
Привлечение старшеклассников к научно-исследовательской работе по проблемам совершенствования воспитательной работы лагеря.
Анализ деятельности педагогов в период летнего отдыха школьников показал, что в условиях лагеря они довольно рано начинают самостоятельно решать многие вопросы воспитательной работы, если работают активно и творчески. Нельзя регламентировать каждый шаг педагога, наряду с оказанием помощи нужно ему предоставить самостоятельность дать ему шанс ощутить свои возможности при встречах с воспитанниками один на один. В то же время по уровню подготовленности к работе с детьми не все студенты одинаковы.
Можно выделить три группы:
Педагоги, впервые работающие в оздоровительном лагере,
Воспитатели с небольшим опытом работы в школе или лагере,
Опытные воспитатели. Это требует, в свою очередь, индивидуализации содержания работы администрации со студентами-воспитателями.
В содержании работы с педагогами 1 группы основное внимание уделяется основам воспитательной работы с детьми. Во время индивидуальных бесед и консультаций директор лагеря или его заместитель помогают реализовать практические задания, предусмотренные «Технологической картой», в выяснении путей решения проблем, возникающих в работе с детьми, в конструировании воспитательной работы на день, в анализе проведенной работы.
На занятиях со 2 группой анализируются отдельные вопросы деятельности детей в лагере, например: работа совета отряда, методики сборов, трудовое воспитание.
В 3 группе педагогов каждый выбирает определенную тему, по которой ведет самостоятельное исследование, делится своими изысканиями на планерках, педагогических советах и специальных встречах-«огоньках».
Структура общих планерок:
Выяснение положения дел в отрядах за определенный промежуток времени (день, неделя),
Определение стратегических и тактических задач в работе с детьми,
Проектирование общелагерных дел, поручений, определение задач воспитателей и отрядов в подготовке и проведении данного дела,
Ознакомление с замыслами, планами работы отрядов на будущее.
Характеристика основного периода
лагерной смены
Длительность периода – с 5 по 18 день лагерной смены.
Основной период следует после организационного и характеризуется сменой эмоционального фона проводимых мероприятий. В этот период постепенно происходит смена инициативы от вожатого к детям, налаживаются отношения между отрядами. На 10-12 день лагерной смены наступает 2 психологический кризис смены – кризис привыкания, который может повлечь немотивированные ссоры в отряде, напряженность отношений с вожатыми и взрослыми, обострение тоски по дому. Именно в середине смены вожатому рекомендуется провести с отрядом сюрпризное, неожиданное творческое дело или событие, которое сломает привычный уклад жизни лагеря.
Задачи деятельности вожатого:
обеспечение совместной разнообразной творческой деятельности воспитанников;
изучение сложившихся в отряде межличностных отношений,
формирование у детей умений планировать и анализировать свою работу;
создание и укрепление отрядных традиций;
сплочение коллектива на основе самоуправления.
Содержание деятельности вожатого в основной период:
обеспечение условий воспитательной эффективности временного детского коллектива: осознание детьми общественной и личностной значимости организуемой деятельности, опора на интересы и опыт детей;
систематический анализ деятельности, корректировка воспитательных задач;
организация и проведение детских массовых праздников, КТД, игр различной направленности согласно плана-сетки работы лагеря, отряда;
организация и проведение отрядных вечерних огоньков разнообразной тематики,
организация деятельности постоянных и временных микро коллективов (творческих, инициативных групп и т.д.);
активизация работы органов самоуправления;
текущая диагностика отрядного коллектива и личности детей и подростков.
Методы педагогического взаимодействия с детьми
в основной период лагерной смены
Творческая и эффективная работа вожатого – это, прежде всего, умение установить прочный контакт с детьми. Конечно, подчинения можно добиться приказом, угрозой, требованием, но воспитательный эффект такого воздействия равен «нулю». В педагогической деятельности А.С.Макаренко была разработана система методов воздействия на детей, с этой системой мы хотим вас познакомить.
Метод детской радости – важнейшее средство превращения трудных обязанностей в источник и стимул творческой деятельности, в радость.
Метод завтрашней радости – непрерывная смена старый перспектив детской радости.
«Человек не может жить на свете, - говорит Макаренко, - если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».
Метод общественного мнения – не только средство ограничения негативных моментов, но и организующее начало всего поведения.
Важно помнить, что общественное мнение ребят может стать действительно воспитательным моментом, только в случае, если оно правильно организовано, когда создан здоровый воспитательный коллектив.
Метод требования заключается в умении поставить требование так, чтобы его выполнили.
Никогда не предъявляй требование до тех пор, пока не убедишься, что у тебя достаточно сил, чтобы изменить поведение ребят.
Метод непосредственного воздействия лидера – осуществляется по 2 каналам:
- специальное воздействие – возможно там, где коллектив не в состоянии самостоятельно справится с возникнувшими противоречиями. Формы выражения: беседа, игра, специальные поручения;
- личный пример лидера.
Метод наказания – средство разрешения конфликтов и средство воспитания определенных положительных черт характера.
Общие требования:
- наказание должно быть чрезвычайно индивидуальным;
- наказание не должно быть частым;
- наказывать можно только тогда, когда вопрос о виновности совершенно ясен как самому наказуемому, так и всему коллективу;
- эффективность применения наказания определяется не количеством и жестокостью, а тем, какое общественное мнение вызывает оно в коллективе.
Деятельность вожатого
в основной период смены
Для того, чтобы узнать каким должен быть современный вожатый, мы решили взглянуть на эту тему глазами самих вожатых и тех, кто лучше всех знает ответ на этот вопрос – самих детей. Вот их мнения…
Вожатый – это…
Человек, заменяющий тебе родителей, друзей на целый месяц. С ним можно отдохнуть, поговорить и даже поплакаться «в жилетку».
Помощник, товарищ, готовый помочь тебе в любую минуту, в любой ситуации, который делает жизнь яркой, интересной, просто восхитительной.
Воспитатель, друг, затейник, нянька, психолог, врач, турист, спортсмен, в общем, этот человек универсал. Основное качество – доброта и любовь к детям.
Главный «ребенок» среди детей.
Из огромного множества требований к вожатому, выдвинутых подростками, мы выбрали наиболее часто встречающиеся и составили для тебя две подсказки.
Какими качествами должен обладать
современный вожатый?
А – авангардный, авантюрный, авторитетный, артистичный;
Б – бдительный, безумный, благородный;
В – веселый, великодушный, воображающий, выдержанный;
Г – с головой, грандиозный, грамотный;
Д – деловой, деликатный, добрый, достойный, доходчивый;
Е – единственный, естественный;
Ж – живой, жизнерадостный;
З – заботливый, загадочный, не зануда, заковыристый, зоркий;
И – интеллигентный, с изюминкой, без изъянов, интересный, искренний;
К – классный, корректный, красивый, крутой, креативный;
Л – ласковый, лидер, лояльный, лучший, любопытный;
М – миролюбивый, могущий, мудрый, мужественный;
Н – нежный, не злопамятный, настойчивый, находчивый, неукротимый;
О – обаятельный, общительный, организованный, отзывчивый, отчаянный;
П – прикольный, педантичный, преданный детям;
Р – разнообразный, рановстающий, раскованный, рискованный;
С – стильный, самый-самый, смелый, строгий, счастливый;
Т – терпеливый, толковый, требовательный, труженик, тактичный;
У – уважаемый, уважающий, уверенный, увлеченный, улыбчивый, умелый, умный, участливый;
Ф – фантазийный, физически совершенный;
Х – художественный;
Ц – целеустремленный, цепкий,
Ч – человечный, честный, чудесный;
Ш – шустрый, с шармом, с шиком;
Щ – щепетильный, щедрый;
Ю – юморной;
Я – яркий.
Подготовка планов воспитательной работы лагеря и отрядов основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего, это соблюдение требований целевой направленности.
Целенаправленность в данном случае понимается как определенная установка, как учет прошлого опыта лагеря, развивающий и усугубляющие направления работы коллективов детей и воспитателей. Это постановка частных целей в деятельности воспитателей.
Одно из требований – перспективность планирования, когда цели деятельности воспитателями и детьми принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные, желанные; во-вторых, как стратегия, намечаемая на целую смену, но, тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выделить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм, методов, приемов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Соблюдение принципа объективности основывается на знании объективных условий деятельности лагеря, его материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной Среды, возможностей детского коллектива и воспитателей.
Планы должны учитывать Программу воспитания школьника в детском оздоровительном лагере, программу деятельности лагеря на смену (на лето), рекомендации Министерств образования и по делам региональных, местных условий и традиций. Необходим учет особенностей года и календаря лета. Планы должны быть посильными и выполнимыми, согласованными с другими планами, графиками лагеря.
Пренебрежение этими требованиями в работе воспитателей приводит к недостаточной аналитической обоснованности, несогласованности действий всех структур лагеря, необеспеченности в организационном отношении. Другими словами план составляется ради его наличия, а не для организационной работы. В итоге не реализуется поставленная цель.
Цели, задачи, принципы, специфическая обстановка лагеря определяют содержание системы, которое в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов его реализации.
План – необходимый, обязательный документ, за составление и выполнение которого воспитатель отвечает перед администрацией лагеря, детьми и их родителями.
В практике работы лагерей разрабатываются несколько видов планов: перспективный, календарный (на смену), план работы отряда на день, план-сценарий отрядного (общелагерного) дела.
В течение организационного периода лагерной жизни совместно с советом отряда или творческой группой воспитатель разрабатывает на основе программы воспитания школьника, программы деятельности лагеря и собственного перспективного плана календарный план работы отряда. Он составляется на все лагерные дни сразу. Воспитателю четко нужно определить свою позицию при планировании работы детского коллектива, не дублируя деятельность актива, не подавляя его инициативу. В первые дни осуществляется подготовка к составлению плана.
Формами подготовительной работы могут быть следующие:
Выяснение интересов, желаний детей (сборы, групповые и индивидуальные беседы с детьми),
Конкурс на лучшее предложение в план работы отряда (в старших отрядах – на лучший проект плана),
Разведка полезных дел и друзей, предусматривающий учет нужд лагеря, окружающей социальной и природной среды, близлежащих колхозов и совхозов, лесничеств, деревень.
Тематические задания по планированию (группам по интересам, по направлениям деятельности).
Анкета «Хочу, чтобы было так» или «Думаю, мечтаю, предлагаю». Всем ребятам можно предложить подумать и письменно ответить, например, на такие вопросы: вспомни, какие дела в отряде были интересными и полезными, что конкретно предлагаешь отряду на эту смену, что не любишь делать и почему и пр.
Копилка предложений. В уголке отряда нужно повесить ящик или конверт (тетрадь), в который ребята будут опускать записки со своими предложениями.
7. Организационно - деятельностная игра "Суд над убийством времени". Дети делятся на 4 группы: истцы, ответчики, защита, обвинение. Назначаются судья и заседатели. Ведущий объявляет о том, что в лагере происходит убийство...времени. Начинается следствие. 4 группы в течение определенного времени (например, 20 минут) готовят выступление; истцы рассказывают о случаях убийства времени, ответчики стараются себя защитить, защита готовит доводы в защиту ответчиков, обвинение находит отягощающие обстоятельства. Судья и заседатели готовят "приговор". Затем начинается суд. Одна за другой выступают группы, другие им могут задавать вопросы. В конце судья зачитывает приговор (предложения, как эффективнее использовать свободное время в лагере).
8.Мозговой штурм «Умные и безумные идеи».В течение короткого времени группы придумывают больше идей-предложений в план отряда, затем защищают их.
9. Деловая игра "Проблемы лагеря, пути их решения".Дети распределяются в несколько групп. В течение 10 минут они на листочках пишут о том, какие проблемы в лагере их волнуют. Затем в течение 2-3 минут выделяют 10 важных проблем, далее в течение 1-2 минуты - 3 самые важные проблемы, требующие сиюминутного решения, на втором этапе на стол каждой группы организаторы кладут листочки с названиями "Я директор лагеря", "Я воспитатель", "Я мэр города", "Я министр финансов", "Я врач", "Я повар" и др. Дети с этих позиций предлагают свои "услуги" в решении этих проблем. Например, Я директор лагеря вижу решение такой-то проблемы таким-то путем... Свои предложения дети пишут на листочках. Листочки собираются, самые интересные предложения зачитываются. На последнем этапе группы заполняют таблицу решения проблем со следующими графами: проблема, кто должен решить, финансовое и правовое обеспечение решения проблемы, пути решения проблемы. Безусловно, последние две формы рекомендуются для использованиятолько в старших отрядах.
10. Коллективно-творческое дело "Мы предлагаем".Команды придумывают свое название, связанное с какой-либо тематикой, например, лето. Затем в течение обусловленного времени придумывают дела в соответствии с названием команды.
Черновой вариант календарного плана составляется после обработки всех этих данных, выяснения вопроса о том, какие дела планируются в лагере и соседних отрядах. В проекте плана следует указать: что делать, кому поручить, сроки подготовки и проведения. Проект плана обсуждается в начале на заседании совета отряда или творческой группы, затем на сборе отряда, вносятся изменения, дополнения, только после этого план утверждается и вывешивается на отрядном уголке.

Перечень коллективных творческих дел
в основной период лагерной смены
Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутри отрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода.
Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:
Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.
Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.
Творческая группа: разрабатывает идею, придумывает и раздает задания группам, проверяет их готовность, проводит дело, анализирует вместе со всеми.
Совет дела: избирается из представителей от всех групп отряда, обсуждает идею внутри совета дела, возвращается в свои группы для обсуждения идеи, принимает критику, собирается с новыми предложениями и замечаниями, разрабатывает идею, продумывает задания, организует подготовку и проведение, задействуя членов отряда, проводит дело, анализирует в совете, анализирует вместе со всеми.
Таким образом можно готовить и проводить не только отрядные дела, но и межотрядные и общелагерные.
Основными общелагерными мероприятиями организационного периода являются: «Вожатский вечер», «Фестиваль искусств», «Мисс и Мистер лагеря», тематические дискотеки, развлекательные и интеллектуальные игры, соревнования и спортландии.
Вожатский вечер - это дело-сюрприз, подготавливаемое педагогами традиционно к концу основного периода. Этот праздник выполняет функции эмоциональной разрядки для детей и педагогов, представляет возможность педагогам продемонстрировать свои таланты, предстать в другой роли. Кроме того, вожатский вечер это отличное завершение периода адаптации. Это мероприятия готовят вожатые совместно с культурно-массовым отделом от написания сценария, подбора номеров и организации репетиций. Репетиции вожатского вечера проводятся в ночное время, после того как состоится отбой в корпусе. Сценарий вожатского вечера меняется в зависимости от тематики смены, формы проведения варьируются от традиционного концерта до сказки и агитбригады.
Шоу-программы «Мисс лагеря», «Мистер лагеря» «Идеальная пара» пользуются у детей неизменной популярностью. Такого рода мероприятия не только прививают эстетический вкус, но и создают условия для самовыражения, развивают у детей фантазию и творческие способности, умение публично выступать перед большой аудиторией. При подготовке шоу-программ участниками являются, как правило, ребята, которые стремятся ярко позиционировать себя, готовы выступать публично. Во время репетиций, мы учим их работать в коллективе, командой. Шоу программа проходит примерно на десятый день смены, девочки, юноши, пары участницы каждый день посещают репетиции, выполняют задания в отрядах, готовят визитки, костюмы, реквизит. Репетиции проходят каждый день от 45 минут до полтора часа в день на протяжении 6 - 7 дней. Организовывается кастинг (отбор) участников шоу, главное требования на отборе, умение держаться на сцене. Педагоги-огранизаторы культурно-массового отдела, музыкальные руководители, хореографы работают с участниками, организовывают репетиции, пишут сценарии и занимаются организационными вопросами. Не смотря на то, что в шоу участвует от 7 до 12 человек, зал воспринимает его очень эмоционально и позитивно. За каждым участником - его отряд, который готовит творческие номера, плакаты и слоганы для поддержки во время конкурса.
Не меньшей популярностью у детей пользуется фестиваль искусств, где могут проявить себя талантливые участники смены, ребята, которые умеют петь, танцевать, читать стихи и др. Предлагается новая форма проведения фестиваля искусств - «Евровидение». Особенность данной формы в отсутствии традиционного жюри. За конкурсантов голосуют сами дети. Независимые эксперты - ответственные педагоги выставляют стартовые баллы, а затем организуется интерактивное зрительское голосование. На каждый отряд раздаются бланки для голосования, каждый ребёнок из отряда может проголосовать за понравившегося исполнителя. Интрига голосования в том, что зрители не могут голосовать за представителя из своего отряда. Вожатый подводит итог в отряде, затем независимые эксперты - общий итог. Лидеры отрядов или корпусов объявляют рейтинг популярности участников. Параллельно оглашениям результатов на экране сцены появляются оценки конкурсантам, оценки автоматически приплюсовываются и лидирующий конкурсант переносится выше строчкой.
Практически любые праздники заканчиваются дискотеками. Дискотеки в лагери, практически все тематические. Нравятся ребятам такие дискотеки как «Танцевальный марафон», на протяжении двух часов ребята постоянно должны танцевать различного рода танцы от народных, классических до современных, танцуя они ещё должны выполнять движения, которые им говорит ди-джей. Только самые настойчивые доходят до финала, за что получают призы и дипломы.
Дискотека «Стартинейджер». Отряд, который приходит на дискотеку - это тусовка, у которой должно быть название, обозначающий знак, цвет или стиль одежды. Тусовка занимает обозначенное ей место, все задания должны выполняться всем отрядом. Оценивается синхронность, оригинальность, артистизм, костюмированние тусовки.
Список литературы
Аппалонова И.Г., Лоздовская О.Ю. В помощь вожатому. Казань, 2007
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел. Кострома, 2000
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. М., 2001
Вилькиев Д.В. Педагогическая психология: курс лекций. Казань, 2001
Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 №51-ФЗ
Емельянов Ю.Н. Ативное социально-психологическое обучение. Л., 2000
Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках. М., 2003
Знаменитые шутят. М., 1994
Игры – обучение, тренинг, досуг/Под. Ред. В.В.Петрусинского. М., 2000
Леви В. Искусство быть другим. Л., 1993
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981
Никитин Б.П. Ступеньки творчества (или развивающие игры). М., 2002
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2004
Русская Е. Имидж современного педагога. Мир образования, 1999, №10
Тазиев С.Ф. Технология организации отдыха детей и подростков в летнем оздоровительном лагере. Методические рекомендации. Елабуга ,2005
Харькин В.Н. Педагогическая импровизация. М., 2002
Что вы знаете и чего не знаете о себе и других/ Сост. С.С. Степанов. М., 2004
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2004
Эльконин Д.М. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. М., 2001
Яруллина Р.М. Рабочая тетрадь по детовождению. Набережные Челны, 1996