Интегрированный урок по истории Утро космической эры


Тема урока: « Утро космической эры».

Фамилия, имя, отчество
Слепцова Светлана Фаритовна

Муниципальное образование
с.Павловская Слобода

Общеобразовательная организация
МОУ « Павловская СОШ»

Класс
9

Количество обучающихся в классе
23

Тема урока
« Утро космической эры».


Цели и задачи урока:
Учебная: 1. Познакомить учащихся с особенностями развития культуры, науки и образования в период «оттепели».
2. Развитие навыка работы с документом, критического мышления, умения рассуждать, делать выводы, применять знания.
3. Формирование понимания истории России XX века, личностного отношения к историческим событиям и политическим деятелям

Воспитательная: продолжить формирование гражданской позиции обучающихся и воспитание чувства уважения к Отечественной истории; продолжить развивать культуру ведения спора и дискуссии;

Развивающая: продолжить развивать логическое и аналитическое мышление обучающихся на уроках истории, устную и письменную речь;


Дидактическая цель: Выявить сущность и значение изменений в сфере духовной жизни советского общества 1954 -1961годах.
Задачи развития:
развитие познавательного интереса, культуры речи, эмоциональной сферы, умения сравнивать и классифицировать, находить общее и различное, сопоставлять и обобщать, анализировать, работать в группе, составлять таблицу.
На уроке используется технология критического мышления, сочетающаяся с фронтальной, групповой и индивидуальной формами работы.
Документы.
.
Программно-дидактическое обеспечение:
компьютерная презентация: «полет первого советского космонавта».
Основные методы обучения, используемые на уроке:
проблемное изложение, наглядно-иллюстративный, дискуссионный.
Тип урока: Интегрированный ( Обществознание, Литература)
Материалы и оборудование: персональный компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска,
рабочая тетрадь.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: Интегрированный ( Обществознание, Литература)
Время проведения: 1 академический час (45 минут).









СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока
Форма работы
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
Формируемые умения (УУД)
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты

1
2
3
4
5
6
8

1.
Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствие учителя
1мин.
Личностные: положительно относятся к учебе, познавательной деятельности, приобретают новые знания совершенствуют имеющиеся

2
Вступительная часть. Сообщение темы и постановка целей урока.
Фронтальная
Объявляет тему урока и раскрывает цели и задачи урока


2 мин.


3.
Актуализация знаний
Фронтальная, 5 учащихся работа по карточкам
Работает по вопросам домашнего задания.
Оценивает ответ учащихся.
Ученики работают с учителем и отвечают на вопросы
6 мин.
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции сравнения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

4.
Вступительная беседа

Фронтальная
Задает вопрос классу:
1.Какой период советской истории и почему получил название «оттепель»? 2.Что нового произошло в духовной жизни общества в это время?

Наша задача восстановить в памяти основные события периода, связанные с ними даты, имена, разобраться в сути названия периода, рассмотреть его проблемы, и в итоге оценить место и роль “Оттепели” в истории страны.
Отвечают на поставленные вопросы
3 мин
Метапредметные:Построение рассуждений по теме.
Личностные: Воспитание доброжелательного отношения к окружающим, умение слушать, дополнять ответы одноклассников.

5.
Изучение новой темы

Работа в группах




Прочитайте документы, проанализируйте, дайте ответы на вопросы.
Учащиеся изучают документы, дают ответы на поставленные вопросы(см. приложение)

12 мин
 Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции сравнения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: приобретают новые знания, умения. Работают в команде.

6.
Физкультминутка

Учитель показывает ученикам зарядку для глаз. Просит их встать и сделать зарядку.
Ученики с учителем выполняет физкультминутку.
1.5 мин
Личностные: понимают значение профилактики утомления для организма.

7.
Продолжение изучения новой темы

Представление презентации- проекта.
« Полет первого космонавта».
Учитель помогает группе выступающих.
Помогает правильно оценить ответ рецензентам.
4 учащихся представляют презентацию о полете первого советского космонавта.
2 рецензента- оценивают рассказ, презентацию, дают оценку. Остальные учащиеся слушают, задают вопросы по теме.
7 мин
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач. Уделить внимание проектной деятельности
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: приобретают новые знания, умения.
Метапредметные: Построение рассуждений по теме. Формирование умения контролировать и оценивать действия свои и других людей

8
Продолжение изучения новой темы

Работа в парах.
Учитель дает задание составить сравнительную таблицу
«Научно-технические открытия стран Запада и СССР в 1950–1960-е гг.;
Учащиеся, используя учебник составляют таблицу. ( Для этого заранее на каждую парту кладется учебник по Всеобщей истории)
8 мин
Привлечение учащихся самостоятельному поиску информации с помощью учебника

8.
Закрепление изученного материала
Фронтальная
Задает вопрос
- Какие изменения и противоречия проявились в развитии духовной жизни в период оттепели?


Отвечают на вопрос
3 мин

 Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретаемых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий

8.
Рефлексия деятельности

Оценивает деятельность учащихся, подводит итог урока.
Оценивают урок
1.5 мин














Приложение к плану-конспекту урока


Документы для работы в группе
1 группа:
Ответьте на вопросы:
Как относились власти к новым веяниям культуры?
Как осуществлялся контроль за деятелями литературы?
Кто из деятелей искусства подвергался критике из идеологических недостатков?
Что было поставлено в вину Б. Л. Пастернаку за его роман «Доктор Живаго»?
Все ли писатели радостно восприняли идеи «оттепели»?

Сделайте вывод.
Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке 28 октября 1958 г.
...Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обывателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым путям, которые он хотел бы ей предписать.
Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.
Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превратил свое имя и свою деятельность в полити-
ческое оружие в руках реакции. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов...
(Хрестоматия по отечественной истории (19461995гг.).
Учебное пособие Э.М. Щагина, М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)
Авторство идеи о высылке Пастернака из страны принадлежало самому Хрущеву. Под угрозой высылки из СССР Б.Л. Пастернак обратился в Шведскую Академию: "В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ".


Стихотворение Б. Пастернака "Нобелевская премия":

Я пропал, как зверь в загоне. Что же сделал я за пакость,
Где-то люди, воля, свет, Я убийца и злодей?
А за мною шум погони, Я весь мир заставил плакать
Мне наружу хода нет. Над судьбой страны моей.

Темный лес и берег пруда, Но и так, почти у гроба,
Ели сваленной бревно Верю я, придет пора
Путь отрезан отовсюду. Силу подлости и злобы
Будь что будет, всё равно. Одолеет дух добра.



Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.

...Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.
Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел.
И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня, кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литератураэтот высший плод нового строяунижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них , можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти невежды.
Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни.
Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять...
(Хрестоматия по отечественной истории (19461995гг.).
под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с.471-472.)


2 группа:
Ответьте на вопросы:
Как относились власти к ранее репрессированным композиторам?
Как осуществлялся контроль за деятелями искусства?
Каковы направления и идеология популярных песен?
Что осуждалось, а что поощрялось в постановке музыкальных произведений?

Сделайте вывод.


Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»»
28 мая 1958 г.
ЦК КПСС отмечает, что постановление ЦК об опере В.Мурадели «Великая дружба» от 10 февраля 1948 года в целом сыграло положительную роль в развитии советского музыкального искусства. В этом постановлении определялись задачи развития музыкального искусства на основе принципов социалистического реализма,
подчеркивалось значение связи искусства с жизнью советского народа, с лучшими демократическими традициями музыкальной классики и народного творчества. Справедливо были осуждены формалистические тенденции в музыке, мнимое «новаторство», уводившее искусство от народа и превращавшее его в достояние узкого круга эстетствующих гурманов. Развитие советской музыки в последующие годы подтвердило правильность и своевременность этих указаний партии.
Вместе с тем, оценки творчества отдельных композиторов, данные в этом постановлении, в ряде случаев были бездоказательными. В опере В.Мурадели «Великая дружба» имелись
недостатки, которые заслуживали деловой критики, однако они не давали оснований объявлять оперу примером форма лизма в музыке. Талантливые композиторы тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в отдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, были огульно названы представителями антинародного формалистического направления...
...Некоторые неверные оценки в указанном постановлении отражали субъективный подход к отдельным произведениям искусства и творчества со стороны И.В.Сталина...
(Хрестоматия по отечественной истории (19461995 гг.).
Учебное пособиеЭ.М. Щагина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)



3 группа

Наука
Внимательно изучите литературу, которая указана ниже
Ответьте на вопросы:
Каких успехов добилась советская наука в 1953-1964 гг.?
В развитии каких наук СССР занимал ведущее место в мире?
Происходят ли изменения в количественном и качественном составе ученых?
Появляются ли новые отрасли науки?
Сделайте вывод.


И.В. Курчатов П.Л. Капица

Несмотря на многочисленные доносы о «неправильных» взглядах ведущих советских ученых, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атомном проекте и разработке межконтинентальных бомбардировщиков и баллистических ракет носителей ядерного оружия.
В августе 1945 г. был создан Специальный комитет, в который наряду с руководителями ведущих ведомств вошли крупнейшие советские ученые академики И.В. Курчатов и П.Л. Капица. Потребности атомного проекта удовлетворялись государством в первую очередь. Благодаря этому в 1949 г. в нашей стране было создано ядерное оружие (непосредственно на вооружение дальней авиации оно поступило в 1953).

В США преобладало убеждение, что секрет ядерной бомбы
похитила советская разведка. По опубликованным впоследствии сведениям стало известно, что, хотя полученные ею данные в какой-то мере ускорили ход работ (по примерной оценке, на 12 года), все же решающую роль в лишении Соединенных Штатов ядерной монополии сыграли отечественные ученые. Показательно, что в 1953 г. сотрудники Института атомной энергии, работавшие под руководством И.В. Курчатова, опередив США, создали водородную бомбу, намного более разрушительную, чем атомная. В 1954 г. в Советском Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).


С.П.Королев
Искания творческой интеллигенции пользовались нравственной поддержкой высококвалифицированных специалистов в области науки и техники, особенно занятых в военных проектах, которым, как и в сталинские времена, предоставлялась значительная свобода творчества. Это обеспечило успехи советской науки, получившей мировое признание.
В 19561964 гг. лауреатами Нобелевской премии стали известные ученые Н.Н. Семенов, П.А. Черенков, ИМ. Франк, И.Е. Тамм, Л Д. Ландау, Н.Г. Басов, A.M. Прохоров. Впечатляющими были достижения в «закрытых» научно-исследовательских институтах и лабораториях, связанных с оборонными заказами. Эта сфера оставалась приоритетной с точки зрения вложения материальных и интеллектуальных ресурсов.
Значительные средства выделялись на развитие ракетной техники. Под руководством академика СП. Королева создавались космические корабли «Восток» и «Восход». В 1957 г. был образован крупнейший научный центр в Новосибирске, возникли десятки «закрытых» научных городков, работавших на военные цели.
Владимир Войнович (р. 1932), писатель. Из воспоминаний.
Один известный советский астроном рассказал мне такую историю. В конце 40-х - начале 50-х годов работал он в одном научно-исследовательском институте, вел какие-то наблюдения, смотрел в телескоп на сверхновые звезды и никак не мог понять, отчего они возникают.
Может быть, я неправильно излагаю проблему, может быть, астрономы меня даже поднимут на смех. Но, во-первых, я надеюсь, что большинство моих читателей в астрономии понимают не больше меня, а во-вторых, суть не в проблеме, а в том, что этот ученый смотрел в телескоп на эти звезды и не мог в их поведении понять чего-то существенного.
Иногда его отрывал от телескопа коллега из соседней лаборатории. Он приходил к нашему астроному и рассказывал на ухо о неприятностях, которые происходят с представителями других наук, генетиками и кибернетиками. После того, как эти науки были объявлены буржуазными лженауками, генетиков и кибернетиков травили в печати и на собраниях, увольняли с работы, а особо злостных просто сажали.
Астроном выслушивал эти новости и, хотя они были ему весьма неприятны, думал: "Слава Богу, что я не генетик и не кибернетик, а занимаюсь астрономией, которую со времен Галилея никто не рисковал и уже вряд ли рискнет назвать лженаукой".

4 группа

Образование
Ответьте на вопросы:
Какие реформы были проведены в образования?
Как развитие образования противоречило развитию экономики?
Каким образом удалось решить проблему нехватки рабочих рук на производстве?
Какие проблемы в образовании не были решены?
Сделайте вывод.

Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИЛ М.Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.Косыгину о положении сельского хозяйства СССР 1 февраля 1965 г.
...Мы непомерно и без экономической потребности и возможности раздуваем дело просвещения в стране. Конечно, масштабы просвещения должны расти и в нашей социалистической стране, должны быть значительно выше соответствующих показателей капиталистических стран. Но все же мы перегибаем палку, торопимся и живем в этой области явно не по средствам. Бесспорно, сейчас условия другие, но как не вспомнить слова Ленина, что надо экономить на всем, даже на школах, если речь идет о подъеме экономики.
Разве нужно в данный период жизни нашей страны так раздувать среднее образование, чтобы доярка, скотница, ткачи ха, прядильщица и другие аналогичные работники шли на производство не иначе как получив среднее образование? Разве их профессиональные знания были бы хуже, если бы они имели семилетнее образование? Наоборот, среднее образование создает на сегодня ненужные психологические и моральные трудности для включения юношества в производство. А сколько миллионов людей в связи с этим отвлекается от производительного труда и сколько миллиардов средств мы тратим для того, чтобы гоняться за этими показателями образования?
То же и с высшим образованием. И здесь мы раздуваем его не в меру экономических возможностей и необходимости, и здесь отвлекаются от производительного труда сотни тысяч наиболее жизнедеятельного населения и летят без отдачи миллиарды рублей.
Я не мракобес, не против просвещения, я сам немало отдал сил преподаванию в высшей школе. Но я экономист, и мне ясно, что мы здесь забегаем вперед, шагаем не в ногу с развитием нашей экономики и, следовательно, в ущерб ей...
(Хрестоматия по отечественной истории (19461995гг.).
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М. Туманит, изд. центр ВЛЛДОС, 1996с.266.)

Список используемой литературы:
История государства и народов России XX – начало XXI века: Учебник для 9 класса. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
"История России с древнейших времен до конца XX века" (2001 год), А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, 797;
Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989, 284;
"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.)" т. 7, М., 1971, 558;
"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.)" т. 8, М., 1972, 566;












Приложение 2

Название рсурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
ЕК ЦОР
Информационный
статья
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2
ЕК ЦОР

Информационный
стихи

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3.
ЕК ЦОР

Информационный
фото
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15