Программа психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС начального общего образования


УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 49
___________ (И. В. Юрьева)
«____»___________ 2015 г.
ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС начального общего образования
на период 2015-2020гг
Составила:
Педагог-психолог
МОУ СОШ №49
Маширова Л. К.
г. Копейск
Пояснительная записка
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основные направления деятельности школьного психолога:
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция.
Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
Программа создана для учащихся с 6 до 11 лет (с 1 по 4 класс) с учётом особенностей учащихся младшего школьного возраста.
Сроки реализации программы 4 года.
Механизм реализации программы: обеспечение методической базой, разработка программы, реализация программы.
Содержание программы: программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс,  реализация программы осуществляется в течение всего учебного года.    
Материал, планируемый к использованию, состоит из следующих разделов:
-  диагностический блок (мотивация, познавательные процессы, уровень формирования учебных навыков и умений, эмоциональное состояние учащегося);
 - коррекционно-развивающий блок (развитие универсальных учебных действий,   снижения уровня тревожности учащихся);
- психологическое просвещение учителей и родителей (выступления на родительских собраниях, проведение семинаров и лекций по запросам учителей).
Формы проведения занятий: занятия с элементами тренинга, урок, лекции, семинары, конкурсы.
Методы работы: беседа, наблюдение, психологическое обследование с помощью различных методик, игры, упражнения,  элементы арттерапии, сказкотерапия.
Ожидаемые результаты:  
- сформирован навык сотрудничества  у детей, чувства единства, сплочённости классного коллектива (личностные УУД),
-  устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность (личностные УУД),
- снижение повышенного уровня тревожности (личностные УУД),
- развиты коммуникативные навыки (умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий),
-  хороший уровень развития познавательной сферы учащихся  (познавательные УУД),
- сформировано умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности (регулятивные УУД).
ПЛАН
психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС начального
общего образования
Класс Направление деятельности УУД Срок проведения Предполагаемый результат
1. Психолого-педагогическая диагностика
1 класс 1. Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения по методике Т.А. Нежновой, Н.И. Гуткиной, Д.Б. Эльконина «Беседа о школе» Личностные  (внутренняя позиция школьника, самоопределение) Сентябрь Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения
2.Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные I этап  сентябрь
II этап  март Создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков
3. Изучение мотивации по методике «Что мне нравится в школе» Личностные (смыслообразование) Сентябрь
Выявление уровня сформированности мотивов учебной деятельности младшего школьника
4. Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн Личностные
(самооценка) Сентябрь (1срез)
Декабрь (2срез) Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника
5. Диагностика логических действий  «Найди отличия» сравнение картинок Познавательные (логические действия)
Октябрь Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков
6. Диагностика развития произвольности по методике  Д.Б. Эльконина «Графический диктант» Регулятивные
(самоконтроль) Октябрь Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец
7. Изучение координаций и учета позиций собеседника «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже Коммуникативные Ноябрь Выявление коммуникативных навыков, понимания различных позиций
8. Изучение нравственно-этической ориентации методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Нравственно- этическая ориентация Ноябрь Выявление ориентации  на моральные  нормы (справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости)
9. Изучение умения различать речевую и предметную действительность «Проба на определение слов в предложении» С.Н.Карповой Познавательные (логические действия);
Коммуникативные Февраль
Выявление умения дифферинцировать план знаков и символов и предметный план
10. Диагностика развития внимания «Корректурная проба»
Регулятивные (самоконтроль)
Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания) Март Выявление знаково-символических действий
2 класс 1.Выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности Смыслообразование, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника
I этап  сентябрь
II этап  март
Установление мотивационных предпочтений обучающихся в учебной деятельности, планирование коррекционного маршрута
2.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн Личностные (самооценка)
Сентябрь (1срез)
Март (2срез) Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника
3.Диагностика развития произвольных свойств внимания  «Проба на внимание» П.Я. Гальперина, С.Л. КабыльницкойРегулятивные (самоконтроль)
Познавательные (внимание)
Октябрь
Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого,действия самоконтроля
4. Диагностика логических действий  «Выделение существенных признаков» Познавательные (логические действия)
Октябрь Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков
5. Изучение координаций и учета позиций собеседника «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже Коммуникативные Ноябрь Выявление коммуникативных навыков, понимания различных позиций
6. Изучение нравственно-этической ориентации методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Нравственно- этическая ориентация
Ноябрь Выявление ориентации  на моральные  нормы (справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости)
7. Диагностика развития внимания «Корректурная проба» Регулятивные (самоконтроль)
Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)
Март Выявление знаково-символических действий
Аналитическая работа Декабрь (по результатам  сформированности УУД)
Апрель (по результатам  сформированности УУД) Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении
3 класс 1.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн Личностные
(самооценка) Сентябрь (1срез)
 
Март (2срез) Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника
2.Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л. КабыльницкойРегулятивные (самоконтроль)
Познавательные (внимание) Октябрь Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действия самоконтроля
3. Диагностика логических действий  «Логические закономерности» Познавательные (логические действия: анализ, синтез)
  Октябрь Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков
4. Выявление степени дифференциации моральных норм по методике Э. Туриэля в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой. Личностные (ценностные ориентации) Ноябрь
  Формирование программы развития и коррекции ценностной ориентации учащихся, моральных норм
5.Выявление сформированности Я-концепции М.Куна «Кто Я?» Действия, направленные  на определение своей  позиции  в отношении социальной   роли   ученика   и   школьной   действительности; действия, устанавливающие смысл учения Декабрь Выявление уровня сформированности Я-концепции и самоотношения у обучающихся
6.Исследование коммуникативно-речевых действий по методике «Дорога к дому» Коммуникативные Февраль
  Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению содержания и условий деятельности
7.Диагностика развития внимания «Корректурная проба» Регулятивные (самоконтроль)
Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания) Март Выявление знаково-символических действий
Аналитическая работа Апрель (по результатам  сформированности УУД)
Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении
4 класс 1.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн  
Личностные
   
Сентябрь (1срез)
 
Февраль(2срез) 2.Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л.Кабыльницкой  Регулятивные (самоконтроль)
Познавательные (внимание) Октябрь
  Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действия самоконтроля
3.Выявление сформированности Я-концепции М.Куна «Кто Я?» Действия, направленные  на определение своей  позиции  в отношении социальной   роли   ученика   и   школьной   действительности; действия, устанавливающие смысл учения Декабрь Выявление уровня сформированности Я-концепции и самоотношения у обучающихся
4.Изучение уровня регуляции морально-нравственных отношений между учащимися по методике Э.Туриеля  Личностные
  Ноябрь
  Установление уровня регуляции морально-нравственных отношений между людьми
5.Исследование коммуникативно-речевых действий по методике «Дорога к дому» Коммуникативные Февраль
  Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению содержания и условий деятельности
6. Диагностика развития внимания «Корректурная проба» Регулятивные (самоконтроль)
Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания) Март Выявление знаково-символических действий
7.Интеллектуальные способности (Исследование словесно- логического мышления) Познавательные
(логические действия: анализ, синтез)
  Март Определение уровня сформированности познавательных УУД
8.Изучение мотивации обучения у младших школьников по методике
Н. Лускановой 
Личностные
   
Апрель Минимизировать школьные риски, формирование благоприятного адаптационного фона готовности к предметному обучению
9. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 4-х классах Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные  Апрель Создание условий для успешной адаптации обучающихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление рисков дезадаптацииАналитическая работа
 
 
 
 
 
 
 
  Апрель  (по результатам  сформированности УУД  и итогам ПМПк)
 
 
 
 
 
  Анализ сформированности УУД, готовности к предметному обучению на ступени среднего звена школы, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
2. Консультационная и коррекционно-развивающая работа
1 класс 1.Коррекционно-развивающие занятия  с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные Сентябрь – Апрель
  Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны.
2.Развивающее занятие «В поисках хорошего настроения» Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
  Декабрь Развитие эмоционально-волевой сферы, значимости позитивного восприятия мира
3.Консультирование учащихся «Я и мое внимание» Регулятивные
Познавательные
Личностные
Коммуникативные Декабрь Содействие в осознании детьми своего внимания и значимости внимательности
4.Развивающее занятие «Я и мои друзья» Личностные
Коммуникативные Февраль Обучение навыкам конструктивного общения, осознание ценности и важности каждого человека
5.Консультирование педагогов по результатам диагностики сформированности УУД Декабрь (по результатам  сформированности УУД)
 
Апрель (по результатам  сформированности УУД) Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении
2 класс 1.Развивающее занятие «В поисках хорошего настроения» Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
Декабрь Развитие эмоционально-волевой сферы, значимости позитивного восприятия мира
2.Развивающее занятие «Я и мои друзья» Личностные
Коммуникативные Февраль Обучение навыкам конструктивного общения, осознание ценности и важности каждого человека
3.Развивающее занятие «Я учусь запоминать» Регулятивные
Познавательные Личностные
Коммуникативные
Март Мотивирование учащихся на тренировку своей памяти, усвоение различных способов запоминания
4.Развивающее занятие «Будь внимателен» Регулятивные
Познавательные Личностные
Коммуникативные Апрель Содействие в осознании детьми своего внимания и значимости внимательности
5.Консультирование педагогов по результатам диагностики сформированности УУД Декабрь (по результатам  сформированности УУД)
Апрель (по результатам  сформированности УУД) Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении
3 класс 1.Развивающее занятие «Мое внимание» Регулятивные
Познавательные Личностные
Коммуникативные Январь Содействие в осознании учащимися своего внимания, развитие свойств внимания
2.Занятие с элементами тренинга «Как научиться жить без драки» Регулятивные
Личностные
Коммуникативные Февраль Обучение конструктивным навыкам общения и взаимодействия со сверстниками
3.Развивающее занятие «Приемы успешного запоминания» Регулятивные
Познавательные Личностные
Коммуникативные
  Март Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания
4.Консультирование педагогов по результатам диагностики сформированности УУД Декабрь (по результатам  сформированности УУД)
Апрель (по результатам  сформированности УУД) Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении
4 класс 1.Развивающее занятие «Мое внимание» Регулятивные
Познавательные Личностные
Коммуникативные Январь Содействие в осознании учащимися своего внимания, развитие свойств внимания
2.Консультирование учащихся «Приемы успешного запоминания» Регулятивные
Познавательные Личностные
Коммуникативные
Февраль Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания
3.Занятие «Впереди у нас 5 класс» Регулятивные
Личностные
Коммуникативные
Апрель Содействие в осознании учащимися новой социальной позиции, снижение уровня тревожности
4.Консультирование педагогов по результатам диагностики сформированности УУД Декабрь (по результатам  сформированности УУД)
Апрель (по результатам  сформированности УУД)
Анализ сформированности УУД  и преодоление рисков в дальнейшем обучении