Инновационные методы обучения в начальной школе как путь совершенствования технологизации образовательного процесса


Вот уже несколько лет  я занимаюсь учебными исследовательскими проектами младших школьников. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы.  Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Все учебные предметы начальной школы обладают богатыми возможностями для организации проектной деятельности. При проведении таких уроков все учащиеся включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя по «кирпичику» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Ребята с большим удовольствием создают разнообразные проекты.
Проектный подход особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые  факты, а не получают их от учителя в готовом виде. Выполнение проектной работы даёт обучающимся неограниченные возможности для раскрытия  своего творческого потенциала, превращает учеников в исследователей, даёт им огромный эмоциональный заряд.
Интеграция (технология на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала: «Интегрирование учебных дисциплин» «Межпредметные связи») - важный принцип начального образования. На своих уроках я применяю этот принцип интегрирования. Интеграция позволяет сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов, «объединить усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечивает вклад каждого в решение этой задачи. .[2]На наших уроках игра (технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся) остается очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой будущей деятельности - учебной. Стараюсь использовать игры с правилами, которые настраивают ребят на решение учебных задач, развивают самоконтроль и самооценку. Ролевые игры развивают воображение, творческое мышление, коммуникативные умения. Игры организуют, регулируют действия ребенка, ограничивают его спонтанность, импульсивную активность. Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им свои действия, в результате чего формируются волевая и эмоциональная саморегуляция.
Игровая технология позволяет моим ученикам приобретать навыки уверенного поведения  в сложной обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознавать и анализировать результаты своей деятельности, сменой конкретных видов работы.
Часто использую на уроках технологию групповой деятельности. Работа в группах, в постоянных парах, парах сменного состава создают на уроке определенный эмоциональный настрой, помогают каждому ребенку раскрыться как личности.
Введение в учебный процесс интерактивых форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал. Следствием использования интерактивных форм организации учащихся является развитие коммуникативной компетенции учащихся. Интерактивные формы обучения позволяют решить задачи: активизации учащихся, социализации, повышения внутренней мотивации. Привлекается личный опыт учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению знаниями.
XXI век – эпоха информационного общества. Информационно-коммуникационные технологии призваны интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, стимулировать мотивационное познание, развивать самостоятельность и активность в учебной деятельности, дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника, формировать информационную культуру ученика. .[3]Компьютер прочно завоевывает место в среде обитания современного школьника, поэтому его использование в учебном процессе способствует развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся. Применение компьютера позволяет сделать урок более интересным и ярким, приобщает учащихся к современным методам работы с информацией, помогает в организации и проведении опроса и контроля.
Компьютер на уроке использую по-разному: средство наглядности; «тренажер для отработки знаний, умений, навыков»; для диагностики успешности обучения; для коррекции пробелов в знаниях.
Компьютер позволил вести проектную деятельность. Использование информационных технологий позволяет организовать проектную деятельность учащихся и во внеурочное время. Работа над проектами обеспечивает отношения сотрудничества взрослых и детей.
Использование интерактивной доски, создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования. .[4]Особое место в моей работе занимают презентации, созданные в программе Microsoft Power Point, используемые на всех уроках. Поиск материалов к уроку провожу заранее. Это очень увлекательная работа. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии, наглядные пособия, хрестоматии, словари и др.
Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимациями и видеофильмами.
Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка.
Опыт работы дает основание утверждать, что применение инновационных технологий, приемов и методов обучения создает условия для повышения эффективности изучения учебного предмета, способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции, воспитывает умение учиться.
Использование современных образовательных методик, технологий и приемов обучения — один из критериев успешности учителя.
Библиографический список литературы
Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. М.: «5 за знания», 2006
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. .
Интернет-ресурсы
http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования