Инновационные методы обучения в начальной школе как путь совершенствования технологизации образовательного процесса


Пименова Лариса Владимировна
учитель начальных классов первой категории,
ГУ «СШ №2 имени А.М.Горького»
Акмолинской области, г. Степногорска
Инновационные методы обучения в начальной школе
как путь совершенствования технологизации образовательного процесса
Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути…
Б. Пастернак
Говоря о развитии начальной школы, мы ориентируемся на идеи модернизации образования, согласно которым цель образования на первой ступени связана с охраной и укреплением физического и психического здоровья детей, обеспечением их эмоционального благополучия; развитием ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром, с собой; сохранением  и поддержкой индивидуальности каждого ребенка.
Сегодня деятельность учителя направлена не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, которая связывается с освоением способов мышления, с выработкой способности к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, на основе владения техникой рефлексии, понимания, действия коммуникации.[1]Современная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных, методик, технологий, приемов обучения. С их помощью можно вызвать у учащихся интерес и помочь овладеть детям нужными знаниями, навыками и умениями. Это помогает вызывать положительное отношение к процессу обучения не у только тех, кто учится с интересом, но и у детей, у которых нет стремления к учебе. При подготовке и ведении урока учителю приходится сталкиваться с такой задачей практически каждый день. В решении этой задачи учителю помогают формы методы и средства обучения. Методами обучения являются способы взаимодействия учителя с учениками, которые направлены на решение различных задач обучения. При этом назначение метода обучения заключается не в простой передаче знаний, а в том, чтобы у школьника вызвать интерес к решению определенной задачи и пробудить его потребность в получении новых знаний. Все методы обучения можно разделить на три группы: 1.Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, работа с помощью учебника или книги. 2.Наглядные методы обучения: демонстрация наглядных пособий, наблюдение, показ обучающих видеофильмов. 3.Практические методы обучения: письменные и устные упражнения, лабораторные работы, графика. Современные технические средства обучения помогают учителю совершенствовать наглядные и практические методы. Они помогают школьникам  младших классов лучше усваивать материал и пробуждают его неподдельный интерес к процессу обучения. Например, если включить в рассказ учителя фрагмент видеофильма по теме рассказа, то участие учителя и учеников в процессе обучения становится значительно активнее. Если рассматривать составные элементы и отдельные детали метода, то они уже называются методическими приемами. Если метод используется для овладения основным содержанием материала для изучения, то применение различных методических приемов помогает учащимся младших классов углубленно освоить отдельные темы и вопросы предмета изучения. Обычно, когда рассматриваются в совокупности методы и средства обучения школьников младших классов, то можно встретить на практике большое количество самых разнообразных применяемых методических приемов. Причем эти методические приемы могут быть как общими для изучения различных предметов, так и индивидуальными, которые помогают при изучении только данного конкретного предмета. Уже сам учитель может выбирать те методы и приемы работы, которые позволят ему донести до школьников необходимые знания с помощью пробуждения у них мыслительной активности. Также выбранные методы  помогают развивать у детей и поддерживать у них интерес к изучению конкретной дисциплины. В настоящее время проводятся интенсивные попытки классификации всех методов обучения. Такая классификация имеет большое значение для того, чтобы привести все известные методы обучения школьников младших классов в определенный порядок и построить систему, которая поможет выявить все их общие черты и особенности и определить все сильные и слабые стороны разных методов.
Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. Все это стимулирует мои педагогические поиски, а многолетний опыт работы помогает овладеть современными образовательными технологиями.
Уроки для меня и моих учеников – непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности, постоянный поиск, направленный на раскрепощение мысли ребенка, на создание атмосферы творчества. Главным стимулом творчества являются нестандартные уроки. В зависимости от целей урока, методов, технологий они могут быть различны. Наиболее популярными являются: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-зачеты, уроки-КВНы, уроки-проекты и другие.
Уроки-открытия, уроки-исследования создают творческую, рабочую атмосферу, развивают общелогические умения, умения работать с информацией, формулировать выводы, вырабатывают желание самих учащихся достичь нового знания. На этих уроках я использую проблемные и поисковые методы.
Уроки-проекты развивают познавательные интересы, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, повышают личную ответственность каждого ученика за результат работы, создают атмосферу творчества.
Уроки-зачеты, уроки-защиты знаний способствуют проверке усвоения теоретических знаний и практических навыков, а также систематизации и обобщению знаний учащихся. Помогают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности, развивают осмысленное отношение к знаниям.
Интегрированные уроки позволяют объединить "усилия" различных предметов по формированию основных компонентов учебной деятельности. Способствуют формированию одних и тех же учебных действий по родному языку и математике.
Уроки-сказки, уроки-путешествия развивают интерес к предмету, поддерживают устойчивое внимание, расширяют кругозор, создают атмосферу доброжелательности, позволяют преодолевать трудности в решении учебных задач.
Уроки-КВНы, уроки-праздники дают возможность в интересной форме углубить ранее изученный материал, стимулируют познавательный интерес.
Одной из главных задач является развитие специальных способностей учащихся. Работу с детьми с признаками одаренности начинаю с первого класса. Каждый урок тщательно продумываю с тем, чтобы создать ситуацию успеха для одних, дать возможность покорить новую вершину знаний другим. При этом непременно выстраиваю систему развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей и качеств личности, на её стремление к самостоятельному добыванию знаний. В третьем классе для этих ребят организовала клуб «Эрудит», т.к. они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, склонны к решению нетрадиционных типов задач. Подтверждением тому могут служить достижения и победы учеников, которые неизменно лидируют, проявляя высокое качество знаний на олимпиадах разного уровня, участвуя в интеллектуальных играх.