ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ МБОУ ДОД «Солнышко»


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ МБОУ ДОД «Солнышко»
На занятиях в объединении «Шахматный клуб» Могильченко Б.С. способствует адаптации детей к жизни в обществе, организации содержательного досуга. Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Через игру воспитанники приобщаются к национальной и мировой культуре , сотрудничая с другими детьми, они социализируется, реализуя свои способности и склонности.
Ведь шахматы – старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления, развитии интеллекта в игровой форме. При обучении игре в шахматы формируются такие качества, как усидчивость, внимательность и организованность. Ребёнок учится принимать самостоятельные решения, что способствует выработки уверенности в суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности, что для гиперактивных ребят выполняет ещё и коррекционную функцию. Шахматы учат, правильно относится к неудачам и ошибкам - анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций и задач.
Конечно, дети по-разному относятся к игре в шахматы, для одних это возможность самоутвердится, для других – провести время с пользой, избегая множества ненужных соблазнов, иные видят в этом профессиональное будущее, а для некоторых – это просто интеллектуальное времяпрепровождение.
Во время занятий педагог рассказывает детям правила игры в шахматы, дети усваивают их, А во время практической игры каждому из них приходится принимать своё собственное решение, руководствуясь правилами игры, а именно: какой ход нужно сделать в создавшейся позиции? Во время поиска необходимого хода, руководствуясь правилами игры, ребёнок находит два и даже три возможных хода. Затем он начинает логически рассуждать и сопоставлять: какой из этих ходов является лучшим? На основании полученных знаний разыгрывая партию, дети начинают логически мыслить, рассуждать, делать собственные выводы в создавшейся ситуации и лишь убедившись в правоте собственного анализа, они принимают решение и делают запланированный ими ход. Правильные вывод приносит радость, анализируя партию, он доказывает правоту своего решения.
Ребята, увлеченные шахматами, стремятся повысить своё мастерство и достичь высоких результатов. Педагог, поддерживая такое стремление, организует шахматные турниры на уровне учреждения и посёлка. Воспитанники объединения принимают участие и в районных соревнованиях. Занимают призовые места.
Объединение Дзюдо руководитель Калинин Виталий Александрович
В наше время отмечается необходимость создания условий для осознания молодым поколением потребности в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Занятия борьбой дзюдо повышают физическую подготовленность, воспитывают характер, закладывают у занимающихся основы здоровья, а также, формируют потребность в здоровом образе жизни. Задачи которые решает педагог в объединении дзюдо:
Привлечение максимально возможного количества занимающихся к систематическим занятиям борьбой дзюдо;
формирование у занимающихся основ здорового образа жизни, гигиенической культуры и профилактики вредных привычек;
всестороннее гармоничное развитие личностных и физических качеств занимающихся, укрепление их здоровья и закаливание организма;
освоение теоретических знаний из области физической культуры и избранного вида спорта - борьба дзюдо, формирование двигательных умений и навыков;
овладение основами техники выполнения физических упражнений;
приобретение разносторонней физической подготовленности на основе разносторонних занятий;
выявление задатков и способностей детей;
привитие стойкого интереса к занятиям дзюдо;
воспитание черт спортивного характера.
Формирование данных ценностей, предусматривает такие формы занятий с учащимися:
практическое освоение методов и форм физической культуры, борьбы дзюдо, простейших элементов спортивной подготовки при подготовке и проведении подвижных игр и игровых упражнений, спортивных соревнований;
групповая форма - создаются условия для необходимой конкуренции между спортсменами, усиливается их взаимодействие;
индивидуальная - занимающиеся работают самостоятельно по индивидуальным заданиям;
самостоятельная - занимающиеся выполняют утреннюю гимнастику, индивидуальные задания тренера, комплексы специально-подготовительных упражнений, просмотр видеозаписей соревнований или телетрансляций;
беседы о значении занятий физическими упражнениями, о развитии и занятии борьбой дзюдо, ведении активного и здорового образа жизни для укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;
Воспитанники объединения принимают участие в соревнованиях различного уровня и становятся призёрами, что помогает проследить динамику роста подготовленности учащихся, позитивные личностные изменения и высокую мотивацию к регулярным занятиям Дзюдо. Результаты за 2014-15 учебный год представлены в таблице

п/п Мероприятие Дата Охват детей Результат
1 2 3
1 Районный фестиваль спортивной борьбы 27.12.14 11 1 3 4
2 Первенство Хабаровского края по борьбе самбо 25.10.-26.10. 2014 3 - - 2
3 Первенство Хабаровского края по ДЗЮДО 31.01.15-01.02.15 4 1 1 1
4 Первенство Хабаровского края по САМБО 07.02.15-
09.02.15 1 1
5 Первенство Хабаровского края по САМБО 01.03.15-02.03.15 1 1 6 Региональный турнир посвященный Всероссийскому дню самбо 08.11.2014 3 1 7 Региональный турнир посвященный Всероссийскому дню самбо 16.11.14 3 1
В объединении «Развитие. Образование. Социализация. Творчество.» руководитель Греченко Е. Г.
Одними из важных приемов формирования знаний о ЗОЖ в этом объединении важную роль играют  практические занятия.
Такие занятия педагог проводить вместе с родителями. некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы. вот для примера несколько тем, которые используются в процессе профилактической работы с воспитанниками.
1. чистые руки:
– показать, как правильно мыть руки;
– доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.
2. здоровые зубы:
– показать на рисунке последовательность чистки зубов;
– почистить зубы щеткой и пастой;
– доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами.
– составить памятку «что любят наши зубы», «вредно для зубов».
3. красивые ногти:
– показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;
– правильно подстричь ногти на руках;
– порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.
4. внешний вид:
– выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;
– показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;
– доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.
5. я и мое здоровье.
беседы - очень нужная форма работы детей. круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия. еще одно направление - «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др. все это присутствует на занятиях.
формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале имеет игра.
подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. в каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. правилами устанавливается местоположение детей и водящего, граница действия, направление движения (надо бежать вперед, а потом обратно; надо бегать врассыпную по всей площадки). однако, неожиданные изменения игровой ситуации или действия водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, приспосабливать свои действия к изменившейся среде, находить наиболее рациональные способы выполнения игровых правил.
Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. в играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.
На занятиях присутствует очень много различных подвижных игр, например «третий лишний», «совушка-сова», «перебежки», «пустое место» и др.
Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно -восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем.
Воспитанники из объединения часто бывают на прогулках в любое время года: на улице не только гуляют и играют, но и изучают природу, погодные изменения.
В современном понимании понятие «здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.
В формировании знаний о здоровом образе жизни у воспитанников педагог использоует различные активные группы форм и методов, использует их в построении учебно-воспитательного процесса, варьирует ими. Педагог проводит занятия в системе что способствует наибольшей эффективности в воспитании ЗОЖ.
Я являюсь руководителем Арт-студии «Мой разноцветный мир» и «Волшебное стекло» на своих занятиях я использую элементы арт-терапии. Сам термин «арт-терапия» (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы может помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни в выдуманные сказки или на лист бумаги в виде рисунка – можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.
Упражнения с элементами арт-терапии способствуют:
- формированию представлений о себе,
- изучению и выражению своих чувств и эмоций;
- формированию позитивного самовосприятия;
- развитию коммуникативных навыков;
- эмоциональному сближению членов семьи;
- снятию психоэмоционального напряжения;
- развитию способностей к различным видам творческой деятельности
При изучении темы «Карнавал цветов» я использовала сказкотерапию Под звучание музыкального произведения П. Чайковского «Фея сирени» входит Фея сирени и читает отрывок из стихотворении И.СуриковаФея сирени:
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Росинки светлые на них
Сверкают ярко, точно блески.
Целуют пчелы их и пьют
Благоухающие слезки…
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Фея сирени.
Сейчас мы поиграем в игру. Я буду загадывать загадки, а вы под музыку изображать этот цветок и находить его на нашей «полянке».
Под звучание «Вальса цветов» П, И. Чайковского дети пластически изображают угаданный цветок и присаживаются рядом с ним на «полянку». Воспитатель предлагает отгадать загадки.
Йэ, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет! (Колокольчики)
Белые чашечки в травку глядят,
Пахнут душисто, на ножке стоят. (Ландыши).
Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
Синие звездочки в поле горят,
Выскочить прямо из ржи норовят. (Васильки).
Красная принцесса
У нас в саду растет.
И чистую водицу
Она лишь только пьет. (Роза).
- Вы правильно угадали все цветы.
- Давайте создадим картины, на которой изобразим цветы. Назовем ее «Карнавал цветов».
- Для того, чтобы изобразить вальс цветов, мы должны передавать нежность и легкость его настроения. Какими надо нарисовать цветы, чтобы это настроение передать? Верно, все цветы разные, например, васильки синие, а в пасмурную погоду - фиолетово - синие, а солнечную - светло - синие, с оттенком голубого. После того как мы с вами нарисуем цветы мы устроим Карнавал цветов и пригласим гостей на наш праздник.
Ещё в своей работе я использую аквагрим, детям очень нравится перевоплощаться в сказочные образы. А особенно в «Дни именинника «проводимые в объединении, это позволяет снять психоэмоциональную нагрузку и возможность перевоплотится в тот или иной образ близкий ребёнку по его внутреннему миру.
Делая вывод могу сказать что неельзя недооценивать значение дополнительного образования для обеспечения эмоционального благополучия ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, профилактики асоциального поведения и наркозависимости. Возможности формирования здорового стиля жизни и укрепление здоровья школьников в учреждениях дополнительного образования детей (далее УДОД) диктуются своеобразием этого вида образования. Добровольное использование ребенком свободного от уроков времени для развития своих потенциальных возможностей, свобода выбора направлений деятельности и образовательной программы, возможность менять виды деятельности, коллектив, педагога, творческий характер образовательного процесса являются важными условиями становления индивидуальности воспитанников УДОД.