Статья об изучение интерактивных методов с целью развития интеллектуальной компетенции МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
г.Евпатория
Детское объединение «Знатоки»
Педагог дополнительного образования Калугина Галина Вадимовна

«Интерактивный метод обучения на занятиях в детском объединении «Знатоки» как способ формирования интеллектуальной компетенции обучающихся»

Цель темы:
изучение и внедрение интерактивных методов обучения как средство формирования интеллектуальной компетенции обучающихся.

Задачи:
изучить литературу и материалы сети Интернет об интерактивных методах обучения и способах их применения в детском объединении;
провести собственные занятия с использованием интерактивных методов, направленных на развитие интеллектуальной деятельности обучающихся;
провести самоанализ и самооценку собственных уроков.

Прежде всего, вспомним, в чем особенность интерактивных методов.
Современное общество живет в мире технологий, что, безусловно, дает свое отражение в образовании. Использование новых средств на занятиях в объединении «Знатоки» является преимущественным, так как обучающихся интересует процесс ознакомления и, в дальнейшем, использования самим подобных методов проведения занятий. Таким образом, ученики имеют возможность приобретенные знания закрепить на опыте.
Игра является неотъемлемым элементом в детском объединении «Знатоки». Решение интеллектуальных задач переходит в игровое поле, что помогает задействовать всех участников в ходе проведения занятия. Главной целью педагога в проведении занятия такого плана является координация идей обучающихся в верное русло, при помощи наводящих вопросов, и возможность выходить за рамки обычного. При решении изобретательских задач детям предлагается работать в духе «мозгового штурма». За ограниченное время обучающимся необходимо выдвинуть к поставленной задачи несколько вариантов её решения. Такие условия помогают активизировать умственную деятельность каждого из участников и далее совместно проанализировать результат.

Интеллектуальная компетентность – это многоуровневое образование, способность личности эффективно решать проблемные ситуации в той или иной предметно-познавательной сфере, опираясь на специальным образом сформированную базу знаний. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и глубинных свойств личности, таких как ценности, потребность в общении, уверенность в себе и самооценка.
Взаимосвязь интерактивных методов и интеллектуальной компетентности заключается в том, что они являются способами для реализации умственного потенциала обучающихся с целью успешного решения проблемных задач как в процессе учебной деятельности, так и в повседневной жизни.


К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:
Творческие задания
Работа в парах, в малых группах, в командах
Виртуальная экскурсия
«Мозговой штурм»
Игровые упражнения
Решение ситуационных задач
Проигрывание ситуаций
Выступление в роли обучающего
Обсуждение сюжетных рисунков
Незаконченное предложение
Смысловые ассоциации 

Алгоритм проведения интерактивного занятия:
1. Подготовка занятия
Педагог производит подбор темы, ситуации, подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
При разработке интерактивного занятия необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:
1) Участники занятия, выбор темы:
возраст участников, их интересы.
временные рамки проведения занятия.
проводились ли занятия по этой теме в данной группе ранее.
заинтересованность группы в данном занятии.
2) Перечень необходимых условий:
должна быть четко определена цель занятия.
подготовлены раздаточные материалы.
обеспечено техническое оборудование.
обозначены участники.
определены основные вопросы, их последовательность.
подобраны практические примеры из жизни.
3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:
уточнение проблем, которые предстоит решить.
обозначение перспективы реализации полученных знаний.
определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).
4) Раздаточные материалы:
программа занятия.
раздаточные материалы должны быть адаптированы к конкретным обучающимся.
материал должен быть структурирован.
использование графиков, иллюстраций, схем, символов.
2. Вступление:
Сообщение темы и цели занятия.
– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;
– педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;
– при необходимости нужно представить участников.
Примерные правила работы в группе:
быть активным.
уважать мнение участников.
быть доброжелательным.
быть пунктуальным, ответственным.
не перебивать.
быть открытым для взаимодействия.
быть заинтересованным.
стремится найти истину.
придерживаться регламента.
креативность.
уважать правила работы в группе.
3. Основная часть:
Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:
3.1. Выяснение позиций участников;
3.2. Формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп;
3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования:
1) выяснение набора позиций группы,
2) осмысление общего для этих позиций содержания,
3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом,
4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла
4. Выводы (рефлексия)
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
что произвело наибольшее впечатление?
что помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
есть ли что-либо, что удивило в процессе занятия?
чем руководствовались в процессе принятия решения?
учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
как оцениваете свои действия и действия группы?
если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
Интерактивный метод обучения является одним из основополагающих методов, который позволяет строить занятия не путем заучивания определенного материала, а нахождением истины через диалог. Развитие системы образования раскрывает много возможностей для построения нестандартных занятий, в том числе и использование ИКТ, на которых обучающийся развивает свои способности и тем самым реализует приобретенные знания в жизни.
Использование интерактивного метода на занятиях предполагает не только диалог между преподавателем и обучающимся, а также совместную деятельность между самими обучающимися. Проведение занятий в форме беседы не навязывает какую-либо информацию, а помогает усвоить материал добровольно.
Таким образом, в работах в парах, командах; создание собственных презентаций; предложения решить проблемную ситуацию и т.д. обучающиеся имеют возможность раскрыть свои интеллектуальные способности, взаимодействовать с окружающим миром, активно применять приобретенные знания и навыки в социуме.

Список источников:
http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-i-pedagogiki-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-ito/sektsiya-7-pedagogika-vysshey-professionalnoy-shkoly/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevykh-kompetentsiy/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
https://infourok.ru/samoanaliz-i-samoocenka-uroka-uchitelem-808830.html










Рисунок 1·ђ Заголовок 1±ђ Заголовок 2 Заголовок 415