Создание ситуации успеха в учебной деятельности при обучении студентов спецдисциплинам


Создание ситуации успеха в учебной деятельности при обучении студентов спецдисциплинам.
Шаброва И.А.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является колледж. Однако часто приходится слышать от студентов фразы, выражающие негативное отношение к нему. Так почему же студент теряет интерес к учебе? Виноват ли в этом колледж и его методы обучения? Какую роль при этом играет преподаватель? Может ли преподаватель сформировать интерес у студентов к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности. Для решения вопросов на уроках в нашем колледже применяется метод «Ситуация успеха». Для начало необходимо раскрыть суть содержание понятий “успех”, “ситуация успеха”. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Главный смысл деятельности преподавателя состоит в том, чтобы создать каждому студенту ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать преподаватель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача преподавателя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Переживание студентом ситуации успеха даёт следующие результаты:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет студенту почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Без ощущения успеха у студента пропадает интерес к колледжу и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для студента ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий студентам справиться с поставленной перед ними задачей. На своих уроках мы применяем следующие технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2. Авансирование успешного результата – помогает преподавателю выразить свою твердую убежденность в том, что его студент обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ему уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование студента в способах и формах совершения деятельности – помогает ему избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
4. Внесение мотива – показывает студенту ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий студента в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для переживания студентами ситуации успеха, а именно методы дифференцированного обучения. Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что студенты различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность студентам проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому студентам работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. Дифференциация (от латинского differentia – различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний, разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Преподаватель всем студентам объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому из них самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору студента надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка педагога: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой студент утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей. Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи.
В заключении хочется отметить, студент приходит в наш колледж преисполненный желания учиться и получить профессию. И если студент теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и колледж, и его методы обучения. Успех является источником внутренних сил студента, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Студент испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!