Конспект урока по математике Умножение чисел, оканчивающихся нулями


Урок математики 4 класс
Тема: Умножение чисел, оканчивающихся нулями
(закрепление).
Урок – сказка.
Цель: 1. Закрепить навык умножения чисел; упражняться в решении задач на встречное движение, на нахождение площади
фигуры, дроби.
2. Развивать навыки устного и письменного счета, умение
сравнивать числа.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи; бережное отношение
к природе; развивать интерес к математике, активность и
внимание учащихся.
Оборудование: Карта-схема, сказочные герои «Баба Яга», «Кощей
Бессмертный», «Иван Царевич», «Елена Прекрасная», схемы задач, карточки шифровки.
Ход урока.
I. Организационный момент.II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, на уроках математики вы многому научились. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение, решить задачи на движение, нахождение площади фигуры, находить неизвестные в уравнениях. А еще мы вспомним экологические правила. Вы готовы? Тогда сказка начинается...

III. Устный счет.
- Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста – Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики и экологии».
Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той – задания. Справится с ними Иван-Царевич, значит, удержится на веревке и перейдет через реку. Поможем Ивану-Царевичу? Какие экологические правила мы должны соблюдать у реки.
(Дети выходят к доске, снимают карточки и решают)
Задания.
1. 16 увеличьте в 4 раза.
2. Найдите частное чисел 96 и 3
3. Чему равна площадь квадрата со стороной 8 см.?
4. Сколько килограммов в 6 центнерах.
5. Какое число нужно разделить на 7, чтобы получилось 30?
IV. Решение примеров на умножение.
- С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней лес. Какие правила поведение нужно помнить в лесу? Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела царевича и говорит: «Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примером. Умножать я умею, а вот что с нулями делать, никак не пойму».
(Дети письменно решают примеры. Два человека у доски). 478 х 500 390 х 300
806 х 400 990 х 80
V. Решение задачи на встречное движение.- «Вот теперь, - говорит Баба-Яга, - могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». « Нет, - говорит Иван-Царевич – мне надо скорее. Дай мне лучше ступу». «Что ж бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу (на доске плакат с чертежом)
Решили Баба-Яга и Змей-Горыныч к Кощею в гости слетать. Вылетели они одновременно из своих избушек, расстояние между которыми 650 м. навстречу друг другу. Через 10 с. они встретились у Кощея. Змей-Горыныч летел со скоростью 30 м/с. С какой скоростью летела Баба-Яга.
VI. Индивидуальная работа с перфокартами.
- «Молодец, Иван-Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть шкатулку можно, решив задания на ней. А чтобы войти во дворец, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок.
Как с ними справиться зашифровано в этих трех шифровках».
(раздаются перфокарты).
шифровка № 1 шифровка № 2 шифровка № 3

5 х 8 = 5 х5 = 6 х 6 =
8 х 3 = 3 х 4 = 4 х 5 =
18 : 6 = 56 : 7 = 64 : 8 =
12 х 2 = 7 х 7 = 6 х 4 =
20 : 10 = 30 : 10 = 12 х 3 =
9 х 9 = 8 х 9 = 32 : 8 =
Ключ
24 – А. 3 – Ж 12 – Ё. 25 - Ж 8 – О. 36 – К
40 – Н. 2 – Т 49 – Т. 3 – У 24 – П. 20 – Н
81 – Ь. 72 – Ю. 8 – Л 4 – У.
VII. Задание на сравнение двух выражений.
Поблагодарил Иван Бабу-Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня.
Вылез Иван-Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит на камне написано два выражения. Понял Иван, что надо их сравнить и идти в ту сторону, куда укажет стрелка.
(Учащиеся сравнивают выражения).
(25 + 2 х 100) – 5 * 100 : (5 х 8 – 30)
VIII. Физ. Минутка.
(проводит ученик)
- Обрадовался Иван-Царевич, что нашел дорогу, но прежде чем идти к Кощею, решил немного размяться.
IX. Решение задачи на нахождение S фигуры, дроби числа.

Увидел Кощей Бессмертный, что идет Иван-Царевич, и решил претвориться добреньким, а сам задумал хитрое. Тем временем Иван-Царевич разобрался с шифровками: нажал желтую кнопку.
- Наш герой появился перед Кощеем, а тот и говорит ему ласково: «За невестой пришел, добрый молодец? Хорошо отдам тебе Елену, если решишь мою задачу.
«Видишь дворец у меня большой, но состоит он из двух залов. Площадь зала, где мы стоим, имеет прямоугольную форму со сторонами 24 м. и 30 м. А площадь второго зала, где стоит трон, составляет 3/4 площади первого. Найдите площадь второго зала (устно).
Х. Решение уравнения.
Решил Иван-Царевич задачу, но не захотел Кощей выполнить свое обещание. Выхватил Иван-Царевич меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом пробирался Иван к трону. Вот уже схватил он шкатулку с иглой. А на шкатулке уравнение 90 х Х = 6300 (самостоятельно, после повторения компонентов и связи между ними). 120 : Х = 4
- Решил Иван уравнение, в тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу, переломил ее. Кощей упал, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная. Похвалила она Ивана – Царевича и отправились они домой в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.
XI. Подведение итогов.
- Вот и закончились сказка. Понравилась она вам? А чему она учит?
- А урок математики понравился? Что мы повторили сегодня?
- Вы на уроке работали старательно, спасибо дети, за урок.