Конспект урока по математике Умножение многозначных чисел оканчивающихся нулями на однозначное число


Урок математики в 4 классе (УМК «Школа России»)
Тема : Умножение многозначных чисел оканчивающихся нулями на однозначное число.
Цель урока: научить учащихся умножать многозначные числа оканчивающиеся нулями на однозначное число
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Ход урока:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.
Много лет тому назад один античный мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
- В чём же заключалась его мудрость?
- А для чего вы учитесь?
- Для чего вы учите математику?
- Очень ли важен урок математики?
- Тогда я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше за новыми знаниями
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Математический диктант.
6 * 9 ( табл. умн)
26 * 3 (внетабл. умн)
139 * 0 (умнож. на нуль)
264 * 10 (увеличение в 10 раз)
92 * 100 (увеличение в 100 раз)
40 *2 30*5
69 000 * 4 =
- Какое задание выполняли? ( найти значение выражения, определить приём) ( в последнем затрудняются в вычислении)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: организация выхода учащегося в рефлексию пробного действия,
выявление места и причины затруднения.
- Какое затруднение возникло? ( Незнакомый прием)
- Попробуем его сформулировать? (ребята формулируют с помощью учителя прием)
Приём: умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Цель:создание проекта будущих учебных действий, постановка цели , согласование темы урока, выбор способа, построение плана, достижения цели и определение средства- алгоритмы, модели и т.д.
- Какую цель поставим на уроке? (научиться умножать такие числа)
- Какая тема урока? (умножение многозн. чисел)
- Как будем решать возникшую проблему? Я вас научу или вы сами?
Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
-Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно.
- Пробуем. Кто хочет к доске?
5.Реализация построенного проекта.
Цель: реализация построенного проекта обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, и выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке вербально и знаково.
-Как можно проверить? Я предлагаю вам решить устно пример 30*3
3дес.*3 получится 9 дес. 300*3 3сот. *3 получится 9 сот.
Какой сделаем вывод? Мы брали для умножения число десятков, как число единиц, умножали, как единицы, а потом приписывали количество нулей.
Как же мы будем записывать столбиком пример 300 * 3(вспомним мы брали 3 сотни – значит мы подписываем 3 под 3. Умножаем и приписываем нули.
- Что может нам помочь в решении таких выражении? ( алгоритм)
- Что такое алгоритм? (пошаговое выполнение действий)
На партах у учащихся лежат карточки. Сам.задание – составить алгоритм.
Проверка вместе с классом. На доске:
Алгоритм
Второй множитель записываем так, чтобы нули были в стороне.
Умножаем многозначное число не обращая внимания на нули.
К полученному результату приписываем нули.
Читаем ответ.
Алгоритм составили? Что будем делать? (Закрепим. Попробуем решить воспользовавшись алгоритмом)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи осуществляется через решение примеров с применением нового знания.
Цель: формирование коммуникации ( в парах) решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
№ 350 (учебник)
- Какое задание будем выполнять? (умножать многозначные числа, оканчивающиеся нулями)
- Чем будем пользоваться? (Алгоритмом)
- Выберете из номера любые два выражения, которые вам понравились и решите их опираясь на алгоритм.
- Какое задание выполняли? Какая цель у нас была? Кто считает, что он справился?
7. Возвращение к пробному действию (решение примера с затруднением)
69000 *4 (делает Знайка)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление самопроверки, пошаговое сравнение с эталоном.
23400 * 5 = 356 000 * 4 =
- Ребята, на партах у вас лежат карточки с выражениями на нашу тему. Задание: определите уровень вашего задания, оцените себя, спрогнозируйте результат – смогу или не смогу, а после решения и проверки с эталоном ваш прогноз подтвердится или нет.
Ребята решают задание на карточках, пользуются алгоритмом, решают выражения на эту тему, сверяют с аналогом.
- Для чего мы выполняли это задание? Какая цель стояла перед нами?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:выявление границ применимости нового знания и выполнение задания.                                      
Перед вами 4 задания. 
- Какое из них далеко от темы нашего урока?
Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.
- Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.
Формулируют уровень сложности заданий  и конкретизируют их.
А – выполнить умножение столбиком
В- вспомнить порядок действий и вычислить.
Г- решить уравнение.
А) 7300·2   6 300· 5
Б) 6 895+ 72 456 + 658
В) 780 · 6+ 2 900 · 3
Г) х- 300= 400·3
Осталось 3 задания. 
- Выберите себе то, которое для вас  более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.
- Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей.
- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
- Из того, что было на уроке узнали что то новое?
- Где мы можем применить эти знания?
- Кого вы можете похвалить на уроке?
Задание «Световор»
Д/з стр.79 задача 352
 Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих довольных глаз. Спасибо вам, ребята, за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас!