Разработка урока музыки на тему Для чего нужен музыкальный размер (2 класс)


3 четверть 2 урок (2 класс)
Тема: Для чего нужен музыкальный размер.
Цель урока:
Развитие воображения учащихся через музыкально-образное восприятие музыки.
Задачи:
Выражать творческое начало в зрительных, сенсорно-моторных, речевых
направлениях.
Создавать собственные музыкальные композиции, драматизации.
Накапливать впечатления о музыкальном размере; связь с математикой.
Планируемые результаты:
Личностные: - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметные: - устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметные: - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Тип урока – комбинированный.
Виды деятельности:
слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение, творческая работа
Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация.
Музыкальный материал:Слушание:
П. Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица».
Пение:
Г. Струве «Почему медведь зимой спит».
Творческое задание: ритмизация стихов и их
вокальная импровизация. Просмотр видио-фрагмента «Веселый дирижер»
Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Планируемые результаты
Орг. момент «Подобно тому, как все искусства
тяготеют к музыке, все науки
стремятся к математике».
Джорж Сантаяна Личностные: - наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству; - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметные: - устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметные: - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Постановка цели Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей Идёт о математике молва,
Будто она в порядок ум приводит.
Так может быть, поэтому она
Так сильно уважаема в народе.
«Математика может открыть определенную последовательность даже в хаосе».
Гертруда СтайнПосмотрите внимательно на математические знаки. В каком окошке по Вашему мнению ПОРЯДОК?
2=4+2=
2+2=4
Прочитайте два варианта стихотворения.
В каком из них по Вашему мнению БЕСПОРЯДОК?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
Три Говорит То на
я была царица подОкном Пряли вечерком
Приготовила б я пир».
«одна девица Кабы,-
девицы,- весь крещеный мир поздно
Посмотрите внимательно на нотные записи.
Где по Вашему мнению ПОРЯДОК, а где БЕСПОРЯДОК
Послушайте внимательно музыкальные фрагменты.
Где по Вашему мнению ПОРЯДОК, а где БЕСПОРЯДОК?
Актуализация знаний (приемы повторения усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала школьниками) Записи в тетрадях Доли
В словах есть слоги ударные и безударные. В музыке есть ДОЛИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ
Как порывы ветра в поле
То сильнее, то слабее.
Так и в музыке есть ДОЛИ
То СИЛЬНЕЕ, то СЛАБЕЕ.
ТАКТ. АКЦЕНТ.
Пусть гуляет ветер в поле.
Мы запомним навсегда.
Перед каждой СИЛЬНОЙ ДОЛЕЙ
Есть ТАКТОВАЯ ЧЕРТА.
Акцент — ударение на известных тактах или нотах музыкальной фразы, подчеркивание звука или аккорда путем его усиления.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР
Размер – это количество долей, образующих
такт. Размер пишется в виде двух цифр после
скрипичного ключа.Нижняя цифра указывает ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ДОЛИ ТАКТА, верхняя цифра указывает на количество ДОЛЕЙ В ТАКТЕ.
Для того, чтобы в музыке и в нотах был
порядок сразу после скрипичного ключа ставится
Размер 2/4 указывает на
то, что в такте должно
быть 2-е доли РАЗ, ДВА
Размер ¾ указывает на то,
что в такте должно быть
3-и доли РАЗ, ДВА, ТРИ
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Распевание и работа над песней Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
СЛУШАЕМ,
ДИРИЖИРУЕМ,
ОПРЕДЕЛЯЕМ
«Почему медведь зимой спит» Ударение
Собрались однажды Слова на совет. Стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли позвать на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало:       - Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю  значения у  некоторых из вас!        Слова не поверили. Вышел вперёд  Замок и сказал:       - Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение - просто чёрточка!         Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый слог и появился  - Замок.           Слова зашумели. А Ударение стало быстро изменять значения слов, перепрыгивая с одного слога на другой (см. следующий слайд). И вот уже АТЛАС превратился в АТЛАС,  МУКА в МУКУ,  БЕЛКИ  в   БЕЛКИ.           Видят Слова, что плохо дело. Не обойтись им без Ударения. Отвели ему почётное место в словах.  А кто про него забывает, тот  много неприятностей имеет. ПОЧЕМУ?
ЗАГАДКА
Кто невежливый такой:повернулся к нам спиной,стал размахивать рукамипрямо в зале перед нами?Не приучен он к порядкуили делает зарядку?С кем звучит оркестр и хор?Знаем, это ...
ЗАГАДКА
Новогодний бал в разгаре,
Я кружусь по залу в паре.
Этот танец нас пленил,
Его Штраус сочинил.
ЗАГАДКА
Дама козочкой несется,Кавалер не отстает.Если сильно сердце бьется После танца отдохнет.Здесь пробежки и подскок,Есть притопы и хлопок,Лишь стремительность и только.Танцевать придется ...
Пробуем дирижировать
Чтобы дирижировать как настоящий дирижер, нужно разучить несколько простых движений. Например, вы хотите спеть мелодию на две четверти. Сколько в такте долей? Две. Значит, вам нужно их показать: рука движется вниз — "раз", рука движется вверх — "два":
Каждый взмах руки равен одной четверти. Вам будет очень удобно во время движения руки петь или одну четверть, или две восьмые.
Обобщение усвоенного Ответы детейразмерЧтоб не спутать польку с маршемИли с вальсом, например,Обязательно на стражеЗдесь всегда стоит …
Рефлексия деятельности
Наука математики заключается в искусстве находить правильные решения (творчески) разными логическими путями.
Музыка как и математика живет по строгим законам красоты. Для того, чтобы в музыке был порядок, необходим музыкальный размер.