Статья по теме Адаптация студентов нового набора в процессе изучения общеобразовательных дисциплин


Свириденко М.Н.
(г. Горловка)
преподаватель высшей категории
Горловского колледжа промышленных технологий и экономики
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Студенческая жизнь начинается с первого курса. Проблема адаптации первокурсников в Государственном образовательном учреждении Горловский колледж промышленных технологий и экономики не является новой. Однако при этом она не перестает быть актуальной. И поэтому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в колледже – залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.
Научные исследования по проблеме адаптации первокурсников нашли отражение в диссертациях М.А. Баку, О.А. Винокуровой, О.Р. Кокориной, О.Н. Пушкиной, Ю.В.Стафеевой и др. Но вопрос адаптации первокурсников колледжей исследован фрагментарно.
Поэтому в нашей статье мы ставим целью рассмотреть вопрос адаптации студентов нового набора колледжа в процессе изучения общеобразовательных дисциплин.
В колледже студенты сталкиваются с рядом проблем, разрешение которых без должной организации и управления со стороны педагогов может привести к стрессам, неуспеваемости.
Для успешной адаптации студентов нового набора читающим преподавателям необходимо учитывать следующее:
1. Задачи адаптационного периода:
формирование начальной психологической базы, необходимой для преодоления трудностей периода адаптации к обучению;
ликвидация пробелов в знаниях студентов;
определение готовности студентов нового набора к обучению в условиях колледжа;
оказание помощи студентам с низким уровнем такой готовности; сохранения преемственности между различными уровнями образования
2. Факторы, влияющие на адаптацию студентов:
социологические: заинтересованность в качестве обучения и воспитания, наличие установки на повышение уровня образования;
общая образованность: уровень интеллектуального развития, готовность к саморазвитию, гибкое мышление, умение логично мыслить, анализировать;
психологические особенности: умение взаимодействовать с другими людьми, приспособляемость, уверенность в себе;
организация учебно-воспитательного процесса: формирование конкретных знаний, умений и коммуникативных навыков.
3. Содержание адаптационно-обучающих мероприятий:
проведение педагогических консилиумов с целью диагностики остаточных знаний учащихся по курсу школьной программы;
организация благоприятной атмосферы на занятиях;
консультации по предметам, дополнительные занятия;
вовлечение в кружковую деятельность.
4. Оценка эффективности работы в адаптационный период:
ожидаемое повышение уровня подготовленности студента к восприятию учебного материала;
в интеллектуальном плане студент должен стать успевающим, понимающим, интересующимся, творческим [2, с. 66].
Адаптация первокурсников к обучению в колледже происходит по-разному. Так, у одних студентов адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов. Среди студентов 1 курса нашего учебного заведения таких приблизительно 30 % . Другие испытывают некоторые трудности и за более длительное время адаптируются к новым условиям.
Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, что приводит к нежеланию учиться. На данный момент таких студентов уже можно отнести к «группе риска». Их количество отражено в табл. 1.
Таблица 1
Количественный состав «группы риска»
Группа 11ТМ 12АСУ 13АСУ 14КС 15ЭБ
Количество студентов
«группы риска» 5 4 5 3 4
Таким образом, общее количество студентов «группы риска» составляет 25% от общего количества студентов первого курса.
Деятельность преподавателей, кураторов групп в период адаптации должна быть направлена на выявление проблем первокурсников, анализ причин возникающих у них трудностей и оказание им психологической помощи и поддержки. Например, память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков [4, с. 254]. Как же обстоит дело у студентов нового набора с уровнем запоминания определённого объёма информации и умением производить с нею элементарные действия? Чтобы ответить на этот вопрос, было проведено тестирование 50 студентов из 80 студентов 1 курса, что с точки зрения математической статистики представляет собой достаточный объём для истинности результатов испытания. По проведённым тестам получены следующие результаты (табл. 2-4).Для тестирования использованы: методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии, методика диагностики оперативной памяти, методика «Исследование слуховой памяти» Мейли [3, c. 99-101].
Таблица 2.
Результаты исследования оперативной памяти
Группа балл
2 3 4 5
Всего чел. 27 11 7 5
% 54 20 14 10
Таблица 3.
Результаты исследования кратковременной памяти
группа балл
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Всего чел 2 13 17 13 5 0 0 0 0
% 30 70 0 0
Таблица 4
Результаты исследования слуховой памяти
Группа балл
2 3 4 6 7 9 10
Всего чел. 5 9 11 16 9 0 0
% 28 54 18 0
Полученные результаты исследования не только могут объяснить некоторые возникающие сложности процесса обучения, но и грамотно его скорректировать. И это только один пример. А таких примеров можно приводить очень много.
С какими же сложностями и проблемами столкнулись преподаватели во время адаптационного периода?
43% студентов-первокурсников не могут организовать свою работу, хотя познавательные возможности достаточны;
87% студентов-первокурсников испытывают трудности в самостоятельной работе с книгой;
многие студенты, добросовестно выучив материал, не могут применить знания в новой ситуации;
на занятиях с использованием лекции студенты не могут одновременно следить за логикой изложения материала и кратко, четко сформулировать и записать ее основные положения. Во время прослушивания лекции не пытаются проникнуть в содержание материала, понять основные мысли, оформляют конспект так, что он не может быть помощником в учебе.
Что предпринимают читающие преподаватели для решения указанных проблем? В период адаптации читающие преподаватели:
не выставляют студентам нового набора неудовлетворительные отметки в журналы;
больше используют форму комбинированного занятия с широким спектром методов, форм и средств обучения, т. к. лекционный материал сложен для восприятия студентов нового набора;
проводят консультации по дисциплинам и дополнительные занятия со студентами, имеющими большие пробелы в школьных знаниях;
привлекают студентов нового набора к участию в кружковой работе;
создают атмосферу сотрудничества со студентами, решая очень важную задачу: научить студента учиться;
тесно сотрудничают с кураторами групп, которые являются координаторами деятельности учебных групп, преподавателей и родителей.
Итоги опроса читающих преподавателей об уровне адаптации студентов нового набора по группам представлены в табл. 5.
Таблица 5
Результаты опроса преподавателей
Группа Посещение
консультаций, % Благоприятная атмосфера на занятиях, % Общий уровень адаптации, %
11 ТМ 22 66 74
12 АСУ 41 79 73
13 АСУ 41 64 67
14 КС 58 88 81
15 ЭБ 51 86 84
Среднее арифметическое значение, % 43 77 76
Данные опроса преподавателей показали, что процент посещаемости консультаций по дисциплинам очень низкий. Студенты занимают пассивную позицию в вопросе своевременной корректировки своих знаний и умений. И ожидать инициативы от них не приходится. Поэтому педагогу нужно первому идти на контакт и самому стараться вовлечь студента в работу.
Атмосфера на занятиях также оставляет желать лучшего. Решая эту проблему, мы не должны забывать об одном из важнейших факторов, а именно где и в каких условиях воспитывались студенты. У многих студентов наблюдается несформированность элементарных волевых усилий, адекватных эмоциональных реакций. Некоторые студенты проявляют неуважительное отношение к одногруппникам. Помочь решить эту проблему на занятии должен преподаватель своим собственным примером выдержки, такта, уважительного отношения к студенту.
Общий уровень адаптации по данным преподавателей удовлетворительный.
Сами студенты некоторых групп 1курса оценили уровень своей адаптации следующим образом (табл. 6)
Таблица 6
Результаты опроса студентов
Группа 12АСУ 13АСУ 14КС
Уровень адаптации, % 69 68 64
Средний уровень адаптации, % 67
Сравнив данные таблиц 5-6 можно сделать вывод о том, что студенты на сегодняшний день имеют больше проблем с адаптацией, чем кажется нам, преподавателям.
Следовательно, педагогическому коллективу нужно продолжать дальнейшую адаптационную работу с группами нового набора, скорректировав её согласно решению сегодняшнего педагогического совета и помнить, что это кропотливая работа всех субъектов процесса – студентов, преподавателей, кураторов, родителей, администрации колледжа. Подобным образом организованное сопровождение первокурсника способствует повышению уровня подготовленности студента к восприятию учебного материала, помогает студентам становиться успевающими, понимающими, интересующимися, творческими. А также создаёт благоприятные условия для сохранения контингента обучающихся в первый год обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.
2. Боронина Л.И. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л.И. Боронина, Я.В. Дидковская, С.И. Минеева // Университетское управление. – 2001. – № 4. – С. 65-69.
3. Голубева Т.А. Профессиональная деятельность субъектов образования по развитию адаптивности личности студентов-первокурсников ССУЗА : дис. канд. психол. н. : 19.00.03 / Т.А. Голубева. – Тверь, 2003. – 205 с.
4. Соловьёв В.Н. Влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов / В.Н. Соловьёв // Материалы научно-практической конференции. – Ижевск, 2005. – С. 252-258.
Аннотация
Свириденко М.Н. Адаптация студентов нового набора колледжа в процессе изучения общеобразовательных дисциплин.
В колледже студенты сталкиваются с рядом проблем, разрешение которых без должной организации и управления со стороны педагогов может привести к стрессам, неуспеваемости. Поэтому в статье поднят вопрос адаптации студентов нового набора колледжа в процессе изучения общеобразовательных дисциплин. Проанализированы результаты процесса адаптации студентов нового набора, предложены пути успешной адаптации первокурсников.
Ключевые слова: адаптация студентов, уровень запоминания, виды памяти, сопровождение первокурсников.
summary(на английском языке)
Автор. Название статьи.
Текст аннотации.
Key words: