Методические рекомендации: Предупреждение конфликтов в детском коллективе


МБУ ДО "Вахтанский детско-юношеский центр"
Методические рекомендации
Предупреждение конфликтов в детском коллективе
Подготовил:
педагог дополнительного образования
Виноградова Н. К.
П. ВахтанКонфликтом обычно называют столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных отношениях людей, в отношениях между группами, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Бесконфликтного общения не бывает. Конфликт - закономерное явление, так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими интересами, индивидуально-типологическими особенностями (например, типом темперамента), направленностью, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем и т.д. Следовательно, необходимо относиться спокойно к тому, что в детском коллективе они возможны, и делать все необходимое для их предупреждения и конструктивного разрешения.
В творческом объединении конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т.д. В одном объединении собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в объединении возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. Следовательно, руководителю творческого объединения надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ КОНФЛИКТОВ БЫЛО МЕНЬШЕ?
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в творческом объединении, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. Для этого педагогам необходимо:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;- определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто «другие» дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;
-организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
-формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых - забота, внимание друг к другу (например: перед входом в столовую мальчики образуют живой коридор, пропуская вперед девочек);
- организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекции взаимоотношений между детьми.
Коллективное творчество – наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, что оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, обеспечивающей развитие ребенка как личности.
Коллективные творческие дела (далее – КТД) – это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся, основанный на позитивной деятельностной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Организационными постулатами и методическими идеями технологии КТД являются:
-сочетание индивидуального и коллективного творчества;
-коллективная организация единого дела, добровольное участие в нем, свобода выбора видов и форм деятельности;
- ответственность каждого за результат общего дела;
- творческое содружество взрослых и детей, обеспечивающее генерацию новых идей;
- самосовершенствование личности в развивающемся коллективе и развитие коллектива под влиянием творческих и одаренных лидеров;
- ориентация на интеграцию индивидуального и общественного, формирование в ходе социального взаимодействия единых правил, норм и принципов;
- разнообразие форм творческой и сознательной деятельности; формирование личностных целей, идеалов и интересов в высококультурном и эмоциональном пространстве коллективного дела;
- формирование потребности в личностном росте.
Для достижения оптимального результата эти идеи должны сопровождать каждый этап подготовки и организации КТД.
Главные особенности планирования КТД:
-высокая мотивация и активность каждого участника;
- осуществление планирования на основе проектов и идей, как отдельных участников, так и различных микрогрупп;
- стимулирование авторских идей, признание ценности всех предложений, в том числе и не принятых для реализации;
- признание авторского вклада организаторов, конструкторов, аналитиков, оппонентов и исполнителей;
- возможность разработки вариативных проектов для альтернативных или последующих творческих дел по единой тематике;
- учет своих возможностей и способностей, реальности осуществления;
- поступательное усложнение содержания.
Подведение итогов – это качественная оценка результатов проведенного дела, характера отношений, переживаний и размышлений детей и взрослых.
Анализируются ответы на такие вопросы, как: Чем обогатило тебя общее дело? Какие чувства и мысли вызвало? Что ты для себя решил? Что у нас удалось, что не получилось? Почему? Каковы причины успехов и неудач? Что можно исправить? Какова степень личного участия и вклада в общее творческое дело? Как развивались дружеские отношения и взгляды на содержание коллективного творческого дела? В каких формах продолжим освоение поднятой темы? и др.
Алгоритм проектирования творческого дела:
Формирование «образа желаемого результата».
Соотнесение его с реальной ситуацией
Определение способов достижения этого образа.
Поиск ресурсов, необходимых для приближения к конечной цели.
Сравнение полученных результатов со своим замыслом и проектным заданием.
Внесение необходимых корректив
Технологическая цепочка управленческих действий на этапе подготовки КТД предполагает:
- консультацию по проекту с организаторами творческого дела, уточнение позиций;
актуализацию поставленных целей и определение управленческих задач подготовки и организации КТД;
-отбор специальной литературы, информации для конструирования содержания планируемого КТД, привлечение специалистов;
- конструирование модели системы подготовки и организации КТД;
- определение состава творческих групп, определение лидеров с предварительной диагностикой их профессиональной, творческой и управленческой компетентности;
- осознание своей управленческой деятельности как функции развития коллектива и личности;
- определение условий для оптимальной реализации проекта;
- составление программы управленческой деятельности, алгоритмов действий творческих коллективов и их лидеров;
- конструирование моделей возможных проблемных ситуаций, определение педагогической позиции и способов выхода из кризиса;
- прогнозирование конечного результата, сравнение его с поставленной целью;
- выработку четкой позиции на целевое управление.
Развитие лидерских способностей осуществляется в активной и разнообразной деятельности, которую учащиеся принимают душой и сердцем, потому что она создает богатый и разнообразный мир деятельностных отношений. Чем разнообразнее дела и отношения, тем разностороннее в конечном итоге ребенок.
Каждый день, каждый час жизни удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, учащиеся становятся богаче умом, щедрее сердцем, сильнее и лучше. Педагоги должны стараться найти дела интересные, современные, соответствующие возрасту, полу, потребностям и притязаниям ребят. В этих делах форма и содержание должны быть гармонированы. Существуют сотни и тысячи моделей творческих дел. У каждого свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, свое содержание, свой набор творческих ролей. Вашему вниманию предлагается целый «калейдоскоп» творческих дел для объединения, отряда, группы, для урока и внеурочной деятельности. Пробуйте, изобретайте новые, моделируйте старые КТД. Удивляйте, радуйте, обогащайте, развивайте.
Индивидуальная работа с учащимися – ее наличие в плане связано с заботой руководителя творческого объединения о создании в объединении благотворной среды для формирования личности каждого ребенка, с педагогическим проектированием и обеспечение индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.
Каждый учащийся нуждается во внимании педагога Один ученик чересчур долго «задержался» на какой-то работе и выполняется ее без прежнего энтузиазма, потому что уже «вырос» из нее. Другой пытается развязностью выразить свою самостоятельность, потому что не знает, как можно проявить ее иначе. Третий нерешителен, когда ему приходится что-то организовывать в коллективе. Четвертый любит много обещать, не давая себе отчета в своих возможностях и сильно переоценивая их, а потом, не справившись с делом. Ищет всевозможные доводы для оправдания.
Под индивидуальностью принято понимать неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нем единичных, особенных и общих черт, отличающих его от других индивидов. Однако вряд ли одно определение понятия поможет педагогу найти оптимальные пути и способы педагогического соприкосновения с индивидуальностью каждого воспитанника. В этой связи целесообразно воспользоваться предлагаемой профессором С.Д. Поляковым типологией индивидуальностей учащихся.
Первую классификацию индивидуальностей С.Д. Поляков строит на основании склонностей учеников к развитию в той или иной личностной сфере:
1) учащиеся с доминантой интересов в интеллектуальной сфере;
2) учащиеся, ориентирующиеся на художественную сферу;
3) воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и действий;
4) воспитанники с доминантой интересов в сфере отношений людей.
Его вторая классификация направлена на установление взаимосвязи между формами деятельности и общения учащегося, с одной стороны, и процессом развития его индивидуальности – с другой. Называются такие формы, как:
а) склонность к индивидуальной деятельности;
б) склонность к совместной, групповой, коллективной деятельности;
в) приоритетность межличностного общения;
г) акцентирование на групповом общении;
д) склонность к ситуациям публичности – действиям, выступлениям перед «массой».
В третьей классификации индивидуальность рассматривается с точки зрения решения специфических воспитательных задач при различных отношениях школьников к себе, своим проблемам, возможностям их решения:
- учащиеся, которым достаточно подтверждения их мнения о себе и своих действиях;
- воспитанники, которым необходима поддержка в их стремлении что-то понять и изменить в себе;
- учащиеся, которым требуется активное участие педагога в их отношениях с собой, такое, как формирование, создание нового понимания себя и активное подталкивание к соответствующей самореализации;
- воспитанники, которым нужно весьма жесткое руководство их действиями и энергичное стимулирование их обращенности на себя.
Используя в своей деятельности научные разработки профессора С.Д. Полякова, педагог имеет возможность более осмысленно и точно подобрать средства, направленные на развитие личности каждого учащегося и формирование его неповторимой индивидуальности. Ввиду многоаспектности и сложности индивидуальной работы с учащимися, руководитель объединения вправе воспользоваться помощью школьного психолога, социального педагога, медицинского работника и других членов педагогического коллектива. А, следовательно, в плане воспитательной работы могут появиться пункты об участии в делах класса различных работников учебного заведения.
К числу основных направлений индивидуальной работы педагога с учащимися следует отнести:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития;
- установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей учащихся;
-оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности творческого объединения, отношениях с педагогами и другими членами образовательного учреждения, выполнении норм и правил поведения в образовательном учреждении и за его пределами;
- взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами образовательного учреждения с целью проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
-содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
-диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.
Существует большое количество форм и способов индивидуальной работы с учащимися. При составлении плана руководитель творческого объединения может использовать педагогические средства, как приемы и методы психолого-педагогической диагностики, изучение материалов медицинского и психологического обследования школьников, составление индивидуальных характеристик воспитанников, оформление карты увлечений и интересов учащихся и их родителей, ведение дневника или отдельных листков личностных достижений учащихся, совместное определение с воспитанником и его родителями перспектив и зоны ближайшего развития, индивидуальные консультации и беседы, педагогический консилиум, создание ситуации успеха и выбора, разработка и осуществление программы коррекционной деятельности, проведение занятий «Познай себя» и др.
Список литературы:
Божович Л.И. Проблема формирования личности // Избр. психол. труды. - М., 1995.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. — М., 1990.
Выготский Л. С. История развития высших психических функций. — М., 1983.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1986.
Мухина B . C . Возрастная психология. — М., 1998.
Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Особый ребенок: Исследование и опыт помощи. — М., 1998. — Вып. 1.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. — М., 1994.
Кевля Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. — М, 1999.
Кошелева А.Д., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. — М., 1997.
Кривцова С.С. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины. — М., 1997.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — М., 1999.
Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. — М., 1998.