Организация педагогического сопровождения социальной адаптации первокурсников в ГБОУ СПО «Бутурлинский сельскохозяйственный техникум».

Организация педагогического сопровождения социальной адаптации первокурсников
в ГБОУ СПО «Бутурлинский сельскохозяйственный техникум».

Целью педагогического процесса в ГБОУ СПО «Бутурлинский сельскохозяйственный техникум» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в техникуме. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания программы «Адаптация первокурсников к системе начального и среднего профессионального образования»
До разработки и реализации данной программы были выявлены следующие факторы при вхождении в новое образовательно-воспитательное пространство:
-45% первокурсников испытывали чувство тревоги, дискомфорта:
-у 20% обострились хронические заболевания;
- 22% проявили резко выраженное утомление;
-у 35% первокурсников снизилась работоспособность.
Все эти явления возникли на фоне мобилизации интеллектуальных и физических сил организма в период адаптации студентов к тому ряду требований, которое предъявляет техникум. Первокурсник вынужден приспосабливаться к новым условиям деятельности.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально- психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора.
Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.
Задачи:
Подготовка студентов к новым условиям обучения;
Формирование позитивных учебных мотивов;
Сохранность контингента первокурсников;
Создание условий для адекватных перемен в системе повышения квалификации педагогических кадров;
Установление и поддержание социального статуса студентов в новом коллективе;
Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
Предупреждение и снятие у студентов психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
Этапы реализации программы
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме и осуществляется в 3 этапа.
1 этап- сентябрь-октябрь, где оказывается социально-психологическая поддержка вхождения бывших абитуриентов в образовательную среду, проводятся срезовые контрольные работы определения уровня базовой подготовки первокурсников;
2 этап-ноябрь-декабрь, происходит выявление основных проблем адаптации студентов и учащихся к новым образовательным условиям и намечаются пути их решения, вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс;
3 этап- январь-июнь, используется полученная информация для консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе, организуется работа со студентами, не адавптировавшимися к работе в новой среде и их родителями.
Ресурсное обеспечение Программы:
-Нормативное обеспечение (Закон «Об образовании», Устав ОУ, Программа Развития техникума)
-Информационное обеспечение (банк методической литературы, материалы информационно-методических совещаний об анализе состояния УВП в группах, методические уголки классного руководителя и мастера производственного обучения)
-Работа с кадрами (семинар-практикум «Технология работы с первокурсниками», целенаправленная работа классных руководителей)
Основными направления программных мероприятий являются:
-Управление и нормативная база;
-Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- Информатизация учебно-воспитательного процесса;
- Работа с родителями;
-Работа с обучающимися;
-Мониторинг учебно-воспитательного процесса в группах
Модель адаптации студентов нового набора 
Цель модели: способствовать формированию социально-психологической устойчивости студентов нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи модели:
Оценить общее состояние адаптации студентов нового набора и факторов, влияющих на его качество.
Исследовать содержание, качество и организацию адаптации студентов, готовность к производственной деятельности.
Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели:
Психологическая адаптация, связанная с ломкой выработанного стереотипа и формированием новых установок.
Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления студентов к новым учебно-воспитательным условиям.
Ожидаемые конечные результаты: приспособленность студентов к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой, сохранность контингента первокурсников
Адаптация студентов к новым условиям обучения в техникуме – это сложный процесс и именно поэтому помочь первокурснику взрослеть, особенно тем, кто в этом нуждается, в первую очередь может помочь, психолог или педагог - психолог, и конечно же, классный руководитель. Во внимании и доверительной беседе нуждаются, прежде всего, те, кто испытывает трудности адаптации и по своим личностным, Оказать психологическую поддержку студенту, находящемуся в затруднительном положении, означает:
Снять беспокойство, успокоить для того, чтобы человек смог анализировать и правильно оценить сложившуюся ситуацию, но это возможно лишь после того, как он справится со своими переживаниями;
Доверительный разговор о проблемах студента. В ходе разговора недопустимо использовать запугивание и оскорбления, провоцирующие к большему намерению действовать деструктивным образом;
Не подавлять – ни силой, ни авторитетом, ни знаниями, ни умениями, ни возрастом. Нужно показать студенту, что классный руководитель вместе с ним, а не против него;
Ориентироваться на возможности студента;
В отношениях со студентом, классный руководитель должен стараться не навредить ему.
Использовать критику только по отношения к действиям, способам выполнения задания, а не применять ее к личности. Сфера поведения, суждений, отношений - это личностная сфера;
В ходе разговора, педагог, должен уметь снимать ощущение безысходности, используя для этого приемы планирования, или побуждение к словесному оформлению и проговариванию планов предстоящих действий;
При беседе, классный руководитель должен показать, что он в состоянии помочь студенту.
В соответствии с поставленными задачами исследования применяются следующие методы диагностики:
Метод наблюдения;
Экспериментальные методы:
3) Метод тестирования.
4) Метод анкетирования;
5) Метод беседы;
С целью выявления некоторых особенностей социальной адаптации обучающихся нами было проведено исследование на базе первого курса, в котором принимали участие 70 человек. В качестве основного метода было выбрано анонимное анкетирование. В анкете студентам первого курса были предложены восемь открытых вопросов:
1. Изменился ли Ваш образ жизни с началом учебы в техникуме?
2. Для чего Вам нужно образование?
3. Какие трудности Вы сейчас испытываете: в учебе, в общении с группой, в общении с преподавателями?
4. Достаточна ли Ваша школьная подготовка для освоения изучаемых дисциплин?
5. В чем, по-вашему, отличие учебы в школе и в техникуме?
6. Какие черты характера, по-вашему, нужны студенту для успешного обучения в техникуме?
7. Совпало ли Ваше представление о студенческой жизни и об учебе с реальностью?
8. Какая помощь и с чьей стороны Вам нужна для того, чтобы справиться с трудностями (кл.руководителя, преподавателей и т.д.)?
Анализ данных анкет позволил выявить основные проблемы адаптации первокурсников к обучению в техникуме:
- неготовность работать с большим объемом новой информации;
- недостаточный уровень школьных знаний по многим дисциплинам;
- неумение распределять свое время и силы;
- отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей, учителей; неготовность к обучению, основанному на полной самостоятельности;
- неготовность к выполнению высоких требований преподавателей;
- отсутствие у некоторых студентов трудолюбия и силы воли;
Результаты нашего анкетирования были дополнены целенаправленным наблюдением за учащимися в стенах техникума и за его пределами, беседами, как с отдельными студентами, так и с микрогруппами, что позволило нам определить вид адаптации у каждого первокурсника. У большинства, 45 человек, наблюдаются признаки пассивной адаптации. Для пассивно адаптированных студентов характерны обозначенные выше проблемы, но к ним можно добавить  низкий уровень культуры общения. У 4х человек – признаки дезадаптации. Типичная структура проблем у дезадаптированной группы складывается из всех выше перечисленных и плюс  равнодушие ко всему, что происходит вокруг них. И у 21 человека - проявления активной адаптации. Для активно адаптированных остается проблема реализации себя, применение своих знаний, умений, навыков в соответствии с нормами и ценностями окружающей их студенческой жизни. Таким образом, можно предположить, что лишь около 30% студентов не будут испытывать трудностей в обучении на старших курсах и, возможно, реализуют себя в выбранной профессии Затем был составлен следующий алгоритм работы:
- провести всестороннее исследование личности учащегося (тесты, опросники, графика и т.д.), выявить сильные стороны характера и ценностные ориентации студента, его жизненные планы и т.д. – первые две-три недели сентября;
- разработать индивидуальный подход и социально-психологическую помощь каждому, составить рекомендации по обучению на первое время и внедрить их – октябрь;
- провести первичное исследование степени адаптации первокурсников, выявить имеющиеся трудности и проблемы - ноябрь;
- один раз в две недели организовывать адаптационные тренинги с привлечением старшекурсников, педагога-психолога и преподавателей, на классных часах закреплять результат внутри микрогруппы: содействовать сплочению коллектива, умению общаться друг с другом, с ребятами постарше и с преподавателями, вырабатывать активную позицию первокурсника в студенческой досуговой жизни и в учебной деятельности - «Ты сам определяешь, чем ты хочешь заниматься, и как ты хочешь жить!» – сентябрь-декабрь;
- обязательно психологически подготовить к первой сессии (организационные вопросы, снятие напряжённости, рекомендации по подготовке к сессии, умение взаимодействовать с преподавателями и т.д.). Затем обязательно обсудить результаты, возникшие сложности и проблемы, возможности их устранения – декабрь;
- провести вторичное исследование степени адаптации в конце учебного года (промежуточный этап), сделать сравнительный анализ. При необходимости скорректировать запланированную работу;
- тесно взаимодействовать с группой по всем направлениям работы куратора, оказывать необходимую помощь и поддержку;
- на третьем курсе провести итоговое исследование степени адаптации, провести самоанализ своей работы.
Вот таким образом, нам кажется возможным привести работу по адаптации первокурсников в систему, и с каждым годом накапливать успешный опыт работы, что-то исключая из общего алгоритма, чем-то дополняя его. Успешная эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в техникуме - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. И, облегчив этот процесс, в дальнейшем можно избежать возникновения множества других проблем.
Реализация раздела Программы «Первокурсник» в последние годы позволила достичь постоянной цели - максимальное сохранение контингента обучающихся. В прежние годы наибольший отсев был из числа первокурсников, не сумевших адаптироваться в новых условиях. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде.
1. В течение всего учебного года осуществляется рефлексия учебно-воспитательной деятельности всех участников, реализующих Программу развития в части «Первокурсник».
2. Уровень базовой общеобразовательной подготовки учащихся, поступающих в техникум, медленно, но повышается в результате системного взаимодействия с РОО и педколлективами школ района (приложение 2).
3. Сохраняется положительный имидж учебного заведения. Ежегодно выполняется план приема и выпуска. К нам поступают молодежь из других районов области (приложение 3). Сохраняется положительный миграционный процесс населения (приложение 4).
4. Взаимодействие техникума с социальными партнерами позволяет полнее осуществлять личностно ориентированное развитие обучающихся, вовлечение их в разнообразные виды деятельности, в том числе по месту жительства (приложение 5).
5. Наблюдается устойчивая положительная динамика успеваемости студентов и учащихся от I курса до выпуска (приложение 6).
6. Повышается качество профессиональной подготовки обучающихся (приложение 7).
7. Снижаются показатели преступности и правонарушений нашими учащимися (приложение 8).
8. Повысился профессиональный уровень инженерно-педагогических кадров по вопросам работы с первокурсниками
Таким образом, созданная программа является актуальной и эффективной , она определяется тем, что адаптация является узловым моментом становления обучающегося.
В целом, психолого-педагогическая поддержка предусматривает не только период адаптации первокурсников, но и основные этапы студенческой жизни. Поэтому, в настоящее время в нашем техникуме идет разработка следующих программ «Определение индивидуальной образовательной траектории»- для студентов 2 курса, «Формирование психологической готовности к самореализации, саморазвитие и самоопределение в профессиональном деятельности» для студентов 3 и 4 курсов, «Воспитание через семейные династии»
Список литературы
   1.    Ананьев, Б.Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний / Б.Г.Ананьев. – СПб., 2004. 327с.
2.  Годник, С. М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы / С.М.Годник. - Воронеж, 2007. – 51 с.
3   Творогова, Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей. // Вопросы психологии, 2003. – № 6. – С. 88-91.
Информационные ресурсы интернет
1.     http://www.bsmu.byindex.php  - Сычик, Л.М.  Проблемы адаптации студентов-первокурсников.
2.     http://www.krirpo.ruetc.htm?id=586 - Васильева,  М.С. Комплексный подход к адаптации первокурсников в условиях образовательного процесса профессионального училища. 


Заголовок 315